ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/19 от 17.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-38/2019

Р Е Ш Е Н И Е

17 апреля 2019 года г. Ярославль

Судья Ленинского районного суда г.Ярославля Филипповский А.В.,

при секретаре Постновой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» на постановление начальника отдела федерального государственного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного лесного инспектора Ярославской области Гулящих А.Н. № от 22.11.2018 г. в отношении

Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)», юридический адрес: <...>, ОГРН <***> от 08.07.2010 г., ИНН <***>,

которым оно привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела федерального государственного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного лесного инспектора Ярославской области Гулящих А.Н. от 22.11.2018 г. Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Согласно оспариваемому постановлению, административное правонарушение выразилось в неисполнении обязанности по направлению в Департамент лесного хозяйства Ярославской области информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки лесного насаждения на арендуемом лесном участке, определенной пунктом 9 «м» Договора безвозмездного пользования лесным участком, находящегося в государственной собственности от 27.02.2017 г. ; отсутствие в департаменте лесного хозяйства Ярославской области уведомления о продлении срока предоставления лесного участка в безвозмездное пользование или Акта приема-передачи лесного участка после окончания срока действия договора безвозмездного пользования, что предусмотрено п.7 «б» и п. 17 договора безвозмездного пользования лесным участком; непредставление в департамент лесного хозяйства Ярославской области отчетов об охране, защите и использованию лесов, что предусмотрено п.9 «е» договора безвозмездного пользования лесным участком от 27.02.2017 г.

Не согласившись с указанным постановлением Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление. В обоснование жалобы указано, что постановление о привлечении ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» к административной ответственности вынесено за пределами срока давности привлечения к административно ответственности. Автор жалобы также указывает на то, что квалифицирующим признаком вменяемого правонарушения является факт использования лесов с нарушением условий договора, однако само по себе нарушение условий договора, в отсутствие фактов использования лесов, не охватывается диспозицией ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, не подписание акта приема-передачи по договору аренды лесного участка не образует признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного данной статьей. Кроме того, автор жалобы считает, что вменяемое правонарушение, с учетом характера и обстоятельств дела, возможно признать малозначительным. Одновременно с жалобой было подано ходатайство о восстановлении срока на обжалование указанного постановления.

В судебном заседании представитель ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)» ФИО1 ходатайство о восстановлении срока и доводы жалобы поддержала в полном объеме.

В суде представитель Департамента Лесного хозяйства Ярославской области по доверенности ФИО2 возражала восстановлению срока на подачу жалобы в связи с отсутствием оснований, автор жалобы является юридическим лицом, ему должен быть известен порядок обжалования, полагала постановление законным и обоснованным, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен в силу требований ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, состав правонарушения является формальным, не требует для квалификации причинение ущерба.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела в полном объеме, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к следующему.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из представленных материалов следует, что копия обжалуемого постановления получена ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» 03.12.2018 г., то есть срок обжалования постановления подлежит исчислению с 04.12.2018 г. и заканчивается 13.12.2019 г.

12.12.2018 г., т.е. в установленный законом срок, ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП» была подана жалоба на вынесенное постановление в Рыбинский городской суд Ярославской области. Определением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17.12.2018 г. жалоба на постановление передана на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ярославля.

Определением Ленинского районного суда от 22.01.2019 г. жалоба возвращена без рассмотрения в связи с подписанием жалобы лицом, не уполномоченным на данное действие. Вышеуказанное определение получено ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП» 01.02.2019 г.

05.02.2019 г. ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП» повторно обратилась с жалобой на указанное постановление. Таким образом, жалоба поступила в суд с пропуском срока, указанного в ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.

В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

При установленных обстоятельствах, с учетом того, что первоначально жалоба была подана в суд в установленный законом 10-дневный срок, учитывая иные обстоятельства пропуска срока, судья приходит к выводу о том, что срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов.

По делу установлено, что 09.11.2018 г. государственным лесным инспектором департамента лесного хозяйства Ярославской области, главным специалистом отдела федерального государственного надзора, на основании распоряжения первого заместителя директора департамента лесного хозяйства Ярославской области от 25.10.2018 г. в отношении Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения требований лесного законодательства.

В ходе проведения проверки было установлено, что учреждение осуществляет лесопользование на основании договора безвозмездного пользования лесным участком, находящегося в государственной собственности от 27.02.2017 г. , заключенного с департаментом лесного хозяйства Ярославской области для строительства линейного объекта: «Трасса хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с размещением КНС по адресу: <адрес> Договор безвозмездного пользования заключен на основании приказа департамента лесного хозяйства Ярославской области от 21.02.2017 г, сроком до 31.12.2017 г.

Лесной участок, предоставленный в пользование, площадью 1,0005 га с кадастровым номером имеет местоположение: <адрес>, в части лесотаксационных выделов 30,33. Целевое назначение - защитные леса.

Предоставленный лесной участок общей площадью 1,0005 га передан в пользование по Акту приёма-передачи (Приложение к договору безвозмездного пользования лесным участком от 27.02.2017 г. <адрес>

Согласно п. 7 «б» Договора безвозмездного пользования от 27.02.2017 г. департамент обязан передать лесной участок Пользователю по акту приема - передачи лесного участка в безвозмездное пользование и принять, его от пользователя после завершения срока действия договора согласно приложению . На момент проведения проверки лесной участок предоставленный в пользование, площадью 1,0005 га, с кадастровым номером имеет местоположение: Ярославская <адрес> части лесотаксационных выделов 30,33 по акту приема-передачи в департамент не передан.

Пунктом 3 ст. 425 ГК РФ предусмотрено, что Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно п. 17 договора безвозмездного пользования лесным участком, срок действия настоящего договора устанавливается с момента подписания по 31.12.2017 г. В случае продления договора по инициативе пользователя, последний обязан уведомить департамент не позднее 30 дней до дня истечения срока пользования. На 07.11.2018 г. (а также на момент рассмотрения дела Департаментом), вышеуказанного уведомления в департамент лесного хозяйства Ярославской области - не поступало.

В соответствии со ст. 49 и 60 Лесного Кодекса РФ и порядком представления отчёта об использовании лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 21.08.2017 г. № 451, отчета об охране лесов от пожаров и защите лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 09.03.2017 № 78, лесопользователь обязан:

- предоставлять отчёты об использовании в департамент лесного хозяйства Ярославской области ежемесячно - при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений; ежегодно - при использовании лесов без осуществления рубки лесных насаждений;

- предоставлять отчеты по охране и защите лесов в департамент лесного хозяйства Ярославской области ежеквартально - при использовании лесов, а также осуществлении мероприятий по охране лесов от пожаров; ежегодно - если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров.

Согласно п. 9 «е» договора безвозмездного пользования лесным участком, пользователь обязан предоставлять отчет об использовании лесов, отчет об охране и защите лесов, в установленном порядке ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В результате проведенной проверки выявлено, что отчеты по формам: 1-ИЛ, 1-ЗЛ, 1-ОЛ в 2017-2018 гг. в департамент лесного хозяйства Ярославской области от ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» не предоставлялись.

В соответствии с приложением договора безвозмездною пользования лесным участком от 27.02.2017 г. среднегодовые объемы использования составляют: 1,0005 га и 310 м3 для заготовки древесины.

Согласно п. 9 «м» Договора безвозмездного пользования лесным участком пользователь обязан направить в Департамент информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки лесного насаждения на переданном лесном участке согласно приложению

В департамент лесного хозяйства информация об объемах и породном составе вырубленной древесины от учреждения в период с февраля 2017 г. по 07.11.2018 г. (а также на момент рассмотрения дела Департаментом) не поступала, на 07.11.2018 г. на предоставленном лесном участке вырубленная древесина отсутствует.

Таким образом, в бездействии ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)», выразившемся в неисполнении обязанности по направлению в Департамент лесного хозяйства Ярославской области информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки лесного насаждения на арендуемом лесном участке, определенной пунктом 9 «м» Договора безвозмездного пользования лесным участком, находящегося в государственной собственности от 27.02.2017 г. ; отсутствие в департаменте лесного хозяйства Ярославской области уведомления о продлении срока предоставления лесного участка в безвозмездное пользование или Акта приема-передачи лесного участка после окончания срока действия договора безвозмездного пользования, что предусмотрено п.7 «б» и п. 17 договора безвозмездного пользования лесным участком; непредставление в департамент лесного хозяйства Ярославской области отчетов об охране, защите и использованию лесов, что предусмотрено п.9 «е» договора безвозмездного пользования лесным участком от 27.02.2017 г. , усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Вина лица в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 09.11.2018 г. , актом проверки от 09.11.2018 г. , договором безвозмездного пользования лесным участком от 27.02.2017 г., а также иными материалами дела об административном правонарушении.

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления. Вопреки доводам жалобы факт совершения учреждением административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что учреждением приняты все зависящие от него меры по осуществлению контроля за соблюдением норм законодательства в сфере лесного хозяйства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» состава вмененного административного правонарушения. Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях учреждения.

При таких обстоятельствах, действия ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ квалифицированы правильно.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, составляет один год. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, выразившееся в использовании лесов с нарушением условий договора безвозмездного пользования лесного участка, является длящимся.

В силу ч. 2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Факт совершения учреждением вменяемого административного правонарушения выявлен уполномоченным должностным лицом 09.11.2018 г. Постановление о назначении административного наказания вынесено 22.11.2018 г., то есть с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.

Нельзя признать обоснованным и довод жалобы о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В жалобе указано на то обстоятельство, что на момент выявления факта совершения учреждением вменяемых правонарушений не установлен факт вырубки и заготовки древесины на арендуемом лесном участке, действиями ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП» не причинен вред публично-правовым интересам, безопасности государства, общественному порядку.

Вместе с тем, характер анализируемых правонарушений, посягающих на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП» возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, не позволяет признать совершенное им деяние малозначительным и освободить виновное лицо от наказания по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств по данному делу юридическому лицу назначено минимальное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Обжалуемое постановление в целом мотивировано, обоснованно, соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Поскольку процессуальных нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену или изменение постановления должностного лица не установлено, жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела федерального государственного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного лесного инспектора Ярославской области Гулящих А.Н. от 22.11.2018 г. в отношении Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес инкубатор)» оставить без изменения, а жалобу последнего без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья подпись

Копия верна

Судья А.В. Филипповский