ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/19 от 22.04.2019 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2019 г. г. Дальнереченск

Судья Дальнереченского районного суда Приморского края Бондарь Н.В., с участием защитника Бусиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Дальводоканал» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Дальводоканал» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб.

Постановлением установлено следующее.

Согласно п. 3 ч. 3 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении и изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Вместе с тем, ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федёрации» регламентируется, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01012015 г.

На основании ч. 1, ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №.7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В адрес Управления Росприроднадзора по <адрес> (далее - Управление) поступило обращение гражданина ФИО1 по вопросу ненадлежащей работы очистных сооружений в <адрес>, вследствие чего происходит загрязнении водного объекта <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Дальводоканал» является гарантирующей организацией и осуществляет централизованное водоснабжение и водоотведение на территории Дальнереченского городского округа в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект - <адрес>. Основным видом деятельности ООО «Дальводоканал» является забор, очистка и распределение воды. У ООО «Дальводоканал» имеются объекты воздействия на окружающею среду - очистные сооружения, в результате эксплуатации которых оказывается негативное воздействие на окружающею среду. В рамках административного расследования установлено, что канализационные очистные сооружения (КОС) <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, находятся в неудовлетворительном состоянии, очистные сооружения не функционируют в полном объеме, очистка сточных вод не производится. Сброс сточных вод без очистки осуществляется в водный объект <адрес>. Канализационные очистные сооружения микрорайона ЛДК, расположенные по адресу: <адрес> (КОС ЛДК), не функционируют в полном объеме, поросли травой, сточные воды из канализационной сети по «лотку» поступают в сооружения, где без очистки далее сбрасываются в водный объект - протока ФИО3 (левый рукав реки Большая Уссурка). Объекты воздействия на окружающею среду расположены по адресу: <адрес>; <адрес> (КОС ЛДК). Юридическое лицо ООО «Дальводоканал» не поставило на государственный учет принадлежащие ему на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Факт совершения административного правонарушения установлен в ходе административного расследования ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности не истек. Местом совершения административного правонарушения является место эксплуатации объектов воздействия на окружающею среду - <адрес> (КОС ЛДК) Дальнереченский муниципальный район.

Юридическим лицом ООО «Дальводоканал» нарушены п. 3 ч. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»» и ч. 1, ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». За совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений).

Защитник ООО «Дальводоканал» Бусина Т.В., действующая на основании доверенности, обратилась в Дальнереченский районный суд с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указано следующее. В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Согласно п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69 Закона об охране окружающей среды). Статья 69 Закона об охране окружающей среде изложена в такой редакции Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно п. 3 ст. 11 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в законную силу 01012015 г.

Вместе с тем, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставлены ООО «Дальводоканал» во временное владение и пользование на основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП ФИО2, т.е. до проведения проверки должностными лицами административного органа ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты эксплуатировались менее шести месяцев. Таким образом, вывод должностного лица о том, что в соответствии с требованием п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООО «Дальводоканал» до 01.01.2017 г. (в течение двух лет с момента вступления в силу указанного федерального закона) обязан был поставить на государственный учет принадлежащие ему на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не подтвержден исследованными доказательствами. Таким образом, должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, фактически не установлены обстоятельства правонарушения, вмененного в вину юридическому лицу; деяние, образовавшее состав правонарушения, надлежащим образом не описано; должным образом не приведен анализ и оценка доказательств, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности юридического лица. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ о толковании неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, не доказан, в связи с чем дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

В судебном заседании защитник Бусина Т.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по приморскому краю – заместитель начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, по существу жалобы указал следующее. ООО «Дальводоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности - забор, очистка и распределение воды (36.00), дополнительный вид деятельности - сбор и обработка сточных вод (37.00). В соответствии с Постановлением администрации Дальнереченского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Дальводоканал» является гарантирующей организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории Дальнереченского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ Имущественный комплекс для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории Дальнереченского городского округа принадлежит индивидуальному предпринимателю ФИО2 на основании договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ Эксплуатацию объектов водоотведения Дальнереченского городского округа ООО «Дальводоканал» осуществляет на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ООО «Дальводоканал». Срок действия договора - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, согласно письму б/н от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального предпринимателя ФИО2 в адрес ООО «Дальводоканал», ранее ООО «Дальводоканал» эксплуатировал имущество на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ и соглашений к договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с представленными документами договор от ДД.ММ.ГГГГ и соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ расторгнуты ДД.ММ.ГГГГ и заключен новый договор от ДД.ММ.ГГГГ об аренде имущества, используемого для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории Дальнереченского городского округа. На основании изложенного фактически ООО «Дальводоканал не прекращало деятельность по эксплуатации имущества, используемого для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории Дальнереченского городского округа, в том числе сооружений: комплекс - канализационные очистные сооружения (, <адрес>), комплекс -канализационные очистные сооружения (, <адрес>).

Заслушав защитника Бусину Т.В., проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 48.6 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на учет осуществляется на основании заявки.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона (1 января 2015 года) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 г. № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».

Федеральный закон № № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. предусматривает обязанность поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух лет, то есть до 1 января 2017 года.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Дальнереченскую межрайонную прокуратуру поступило обращение ФИО1 по факту загрязнения сточными водами реки Большая Уссурка. ДД.ММ.ГГГГ обращение ФИО1 направлено для рассмотрения руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Дальводоканал».

В ходе административного расследования установлено, что у юридического лица ООО «Дальводоканал» имеются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, – канализационные очистные сооружения <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, а также канализационные очистные сооружения микрорайона ЛДК, расположенные по адресу: <адрес>. Сброс сточных вод из канализационных очистных сооружений <адрес> производится в водный объект - река Большая Уссурка, сброс сточных вод из канализационных очистных сооружений микрорайона ЛДК производится в водный объект – протока ФИО3 (левый рукав реки Большая Уссурка). При этом очистка сточных вод не производится, что подтверждается экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому хозяйственно-бытовые сточные воды сбрасываются с очистных сооружений механической очистки в реку Большая Уссурка (Выпуск ) с превышениями нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (Приказ Минсельхоза России № 552 от 13.12.2016 г.) по содержанию легко окисляемых органических веществ (БПК5), аммония, фосфатов, нефтепродуктов, АПАВ, фенолов летучих, железа общего растворенного; кроме того, в отобранной пробе обнаружено большое количество взвешенных веществ; хозяйственно-бытовые сточные воды сбрасываются с очистных сооружений механической очистки в протоку ФИО3 (приток реки Большая Уссурка) (Выпуск ) с превышениями нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (Приказ Минсельхоза России № 552 от 13.12.2016 г.) по содержанию легко окисляемых органических веществ (БПК5), аммония, фосфатов, нефтепродуктов, АПАВ, фенолов летучих, железа общего растворенного; кроме того, в отобранной пробе обнаружено большое количество взвешенных веществ.

В ходе административного расследования также установлено, что канализационные очистные сооружения <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, а также канализационные очистные сооружения микрорайона ЛДК, расположенные по адресу: <адрес> не поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и в срок, установленный ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, бездействие юридического лица ООО «Дальводоканал» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Суд считает несостоятельными доводы жалобы о том, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставлены ООО «Дальводоканал» во временное владение и пользование на основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП ФИО2, и до проведения проверки должностными лицами административного органа ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты эксплуатировались менее шести месяцев. При этом суд принимает во внимание, что согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Дальводоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, с момента регистрации функционирует постоянно, вид деятельности юридического лица (основной – забор, очистка и распределение воды; дополнительный – сбор и обработка сточных вод) не изменялся. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дальводоканал» является гарантирующей организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории Дальнереченского городского округа (постановление администрации Дальнереченского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015 г., объекты, осуществляющие деятельность по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации), отнесены к категории объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду (к объектам II категории).

Неустранимых сомнений в виновности юридического лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

Административное наказание ООО «Дальводоканал» назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.46 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, и обстоятельств совершенного правонарушения.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления и решения, влекущих их отмену, не допущено.

Оснований для прекращения производства по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Дальводоканал» оставить без изменения, жалобу ООО «Дальводоканал» на данное постановление – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, обжалованию в порядке ст. 30.9 КоАП РФ не подлежит.

Судья Н.В. Бондарь