ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/20 от 04.02.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело 12-38/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

04февраля 2020 года город Саратов

Судья Волжского районного суда города Саратова Серов Д.А.

при секретаре Мукабенове Б.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2 ФИО7 на постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО1 ФИО8 от 06.12.2019 № -м по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО1 от 06.12.2019 -м ФИО2 как должностное лицо, занимающее должность заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился с жалобой, в которой просит признать оспариваемое постановление незаконным и его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта или КДХ) является муниципальным заказчиком, который осуществляет закупки на основании Федерального закона № 44-ФЗ. Данный закон для комитета является специальной нормой и основным в сфере закупок товаров, работ, услуг при составлении документов, в том числе и при установлении сроков и требований. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Для соблюдения данных требований заказчиком в документации об электронном аукционе (извещение ) установлены даты начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе – 24.04.2019 и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе – 11.05.2019. Согласно ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ в течение двух дней (календарных) с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе заказчик размещает в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) разъяснения положений документации об электронном аукционе в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Потенциальный участник электронного аукциона вправе направить на адрес электронной площадки запрос о предоставлении разъяснений документации в любое время с момента размещения, но не позднее, чем за три дня до окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе. В этом случае у заказчика возникает обязанность ответить на запрос участника в течение 2-х дней с даты поступления, т.е. второй календарный день будет являться последним днем для предоставления участнику разъяснений, но не третий календарный день, что будет противоречить нормам закона. КДХ как заказчик не ограничил потенциальных участников закупки во времени подачи запроса на разъяснение документации и действия заказчика не повлекли нарушения прав или законных интересов третьих лиц, а также не повлияли на результат определения подрядчика. По данной закупке запросов не последовало. В данном случае заказчик обязан был ответить при поступлении запроса на разъяснение в течение двух дней, что заказчик бы исполнил в соответствие с Федеральным законом № 44-ФЗ. Электронная площадка работает круглосуточно и потенциальный участник закупки может воспользоваться своим правом на подачу запроса в любое удобное для него время. При поступлении запроса на разъяснение оператор электронной площадки в течение часа направляет об этом информацию заказчику посредством направления уведомления в личном кабинете заказчика, а также по электронной почте. В комитете установлено ежедневное дежурство сотрудников, в том числе и в выходные дни. В связи с этим, у КДХ есть возможность предоставить разъяснения, в том числе и в выходные дни. Полагает, что при применении в данном случае главы 11 ГК РФ возникает нарушение порядка разъяснения положений документации о проведении закупки, за что предусмотрена ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Вменяемый ему в вину состав административного правонарушения с такой формулировкой отсутствует.

ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем судья определил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 поддержала доводы жалобы в полном объеме.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Саратова ФИО6, представитель министерства экономического развития Саратовской области ФИО1 возражали против удовлетворения жалобы в полном объеме.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела в полном объеме, нахожу правильным оставить постановление должностного лица министерства экономического развития Саратовской области без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (пункт 6), заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (пункт 7).

Статьей 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ регламентировано содержание документации об электронном аукционе.

Так, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию (в том числе):

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги,

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе,

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона,

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Из материалов дела следует, что постановлением прокурора города Саратова от 31.10.2019 в отношении ФИО2 как должностного лица, занимающего должность заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В постановлении прокурора указаны обстоятельства и факты о наличии, с точки зрения прокурора, в действиях ФИО2 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Так, из постановления прокурора города Саратова от 31.10.2019 следует, что комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» 23.04.2019 размещено извещение об осуществлении закупки и документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (в соответствии с перечнем объектов) на сумму 199 100, 00 тыс. руб. В пункте 2.12.1 документации об электронном аукционе заказчиком указано, что дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе – 24.04.2019, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе – 11.05.2019. В пункте 2.3 документации указана дата окончания подачи заявок – 13.05.2019. Согласно производственному календарю на 2019 год с пятидневной рабочей неделей с 9 по 12 мая 2019 года являлись выходными днями. В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следовательно, датой окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе должно являться 13.05.2019. Таким образом, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ при утверждении документации об электронном аукционе заказчиком некорректно установлены сроки окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе . Документация об электронном аукционе на осуществление закупки утверждена заместителем председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2

Таким образом, с точки зрения прокурора, в действиях заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2 как должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, а именно утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Данное постановление об административном правонарушении прокурором направлено для рассмотрения по подведомственности в министерство экономического развития Саратовской области.

Рассмотрев материалы прокурорской проверки оспариваемым постановлением начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО1 от 06.12.2019 -м ФИО2 как должное лицо – заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Как следует из текста постановления, в вину ФИО2 вменяется совершение вышеуказанных нарушений, отраженных в постановлении прокурора, а именно утверждение документации об электронном аукционе по определению подрядчика на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Факт совершения ФИО2 как должностным лицом комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «<адрес>», являющегося муниципальным заказчиком, указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами:

- документация об электронном аукционе по определению подрядчика на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, в которой заказчиком выступает комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта,

- постановление прокурора города Саратова от 31.10.2019 о возбуждении в отношении ФИО2 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, с которым ФИО2 не согласился,

- Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», утв. решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008, которым регламентирован статус комитета, его основные задачи,

- приказ комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта от 16.01.2018 о назначении ФИО2 на должность заместителя председателя комитета с 16.01.2018,

- должностная инструкция заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», начальника управления по экономике, финансированию, бюджетному учету и отчетности, с которой ФИО2 ознакомлен 27.11.2017,

- другие доказательства.

В материалах дела представленные документы противоречий не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Анализируя указанные нормы права и фактические обстоятельства дела, должностное лицо министерства экономического развития Саратовской области правомерно пришло к выводу о наличии в действиях ФИО2 как должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Так, с учетом положений статей 191, 193 ГК РФ, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, с учетом установленного порядка предоставления участникам разъяснений положений документации об электронном аукционе, установленных заказчиком даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и даты окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений, должностным лицом министерства экономического развития Саратовской области обоснованно сделан вывод о том, что установленный заказчиком крайний срок направления участником аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе является нерабочим праздничным днем, что противоречит вышеуказанным правовым нормам. Соответственно днем окончания указанного срока должен был считаться ближайший следующий за ним рабочий день – 13.05.2019.

Указанные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении.

Наказание ФИО2 как должностному лицу назначено в минимальных пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, которые подробно описаны в тексте оспариваемого постановления.

В постановлении указано, что ФИО2 повторно совершил однородное административное правонарушение, так как постановлениями от 28.06.2019 привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер, оснований для освобождения лица от административной ответственности в том числе в связи с малозначительностью административного правонарушения не имеется.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Мотивируя невозможность применения малозначительности к рассматриваемому случаю должностным лицом министерства экономического развития Саратовской области обоснованно указано, что данным правонарушением причинен ущерб в виде нарушения общественных правоотношений, направленных на обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу положений ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является наличие у ФИО2 на иждивении двух малолетних детей, однако с учетом вида и размера назначенного наказания (административный штраф в размере 3 000 руб.) оснований для его снижения не имеется.

Вопреки доводам жалобы диспозиция ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ по своему содержанию не предполагает наступление каких-либо вредных последствий, наступивших от действий (бездействия) виновного.

Доводы жалобы ФИО2 в целом направлены на переоценку имеющихся доказательств по делу, ошибочное толкование норм права и направлены на освобождение от наказания за совершенное правонарушение.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом министерства экономического развития Саратовской области при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица министерства экономического развития Саратовской области не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО1 ФИО9 от 06.12.2019 -м о назначении заместителю председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2 ФИО10 как должностному лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО2 ФИО11 – без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем принесения жалобы непосредственно в кассационный суд.

Судья подпись Д.А. Серов