Дело №12-38/2020
УИД26RS0026-01-2019-001584-60
Р Е Ш Е Н И Е
«11» ноября 2020 года г.Нефтекумск
Судья Нефтекумского районного суда Ставропольского края Ливинская Н.С.,
с участием представителя ООО «РН-Пожарная безопасность» Каштановой Т.П., действующей по доверенности, участвующей с помощью системы видеоконференцсвязи,
представителей отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Левокумскому району Нефтекумскому городскому округу) в лице начальника Бавкунова Д.Н. и заместителя начальника Тимакова В.С., действующих по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН-Пожарная безопасность» на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю №131 от 09.12.2019 года, в отношении юридического лица ООО «РН-Пожарная безопасность» ОГРН 1086316002486, ИНН 6316130984, место нахождения: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Зиповская, 5/3,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Левокумскому району Нефтекумскому городскому округу) Тимаковым В.С. № от 09.12.2019 года, ООО «РН-Пожарная безопасность» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представителем ООО «РН-Пожарная безопасность» ФИО3 подана жалоба на указанное постановление, в которой просит постановление № от 09.12.2019 года отменить, производство по делу прекратить, мотивируя следующим.
Постановление вынесено в результате проведенной ОНД внеплановой выездной проверки. Распоряжением ОНД от 10.09.2019г. № назначена проверка с целью осуществления надзорных и контрольных функций по исполнению ранее выданного должностному лицу филиала «Южный» ООО «РН-Пожарная безопасность», начальнику пожарной части № Тюсову К.Г., предписания от 15.03.2019г. №. При этом, предписание выдавалось в отношении должностного лица, а не юридического. Считает, что проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2018 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», соответственно, указанные в постановлении сведения не могут быть использованы в качестве надлежащих доказательств по делу об административных правонарушении. В нарушение п.п. 1 и 5 ч.1 ст. 20 Федерального закона 294-ФЗ органом ГПН проведена проверка систем противопожарной защиты, зафиксированных в п.1,2,3 Акта проверки от 30.10.2019г. № 130. Между тем, данное обстоятельство не соответствует действительности: перечисленные в акте проверки нарушения фактически отсутствовали, в подтверждение данных доводов в ОНД был представлен акт внеочередной проверки работоспособности АПС от 17.10.2019г. Однако, данное обстоятельство не было принято ОНД, как и не были учтены особенности работы установленного на объекте проверки оборудования, а именно: звуковой и световой сигналы с пожарных извещателей поступают на ППКОП ВЭРС-ПК, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре осуществляется дежурным диспетчером. Согласно распоряжению ОНД должен был провести проверку по осуществлению надзорных и контрольных функций по исполнению ранее выданного ФИО7 предписания от 15.03.2019г. №. ФИО7 данное предписание исполнено в полном объеме, о чем имеется информация в акте проверки. Однако, кроме проведения контрольных мероприятий по исполнению должностным лицом предписания, ОНД была проведена внеплановая проверка деятельности общества по исполнению установленных требований законодательства РФ в области пожарной безопасности. Данное обстоятельство противоречит указанному в распоряжении предмету проверки, превышает его пределы и нарушает положения ч.16 ст.10 Федерального закона 294-ФЗ, поскольку о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «РН-Пожарная безопасность» в части соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности общество не было уведомлено. Общество полагает, что невозможно считать надлежащим уведомлением о проведении внеплановой проверки указанное выше распоряжение от 10.09.2019г. № 130, так как оно касается проверки исполнения ранее выданного предписания должностным лицом. Частью 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки. Однако, все указанные в законе основания для проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества в период с 03.10.2019г. по 30.10.2019г. отсутствовали. Также, при проведении проверки ОНД были нарушены положения п.21 ст.10 Федерального закона 294-ФЗ и п.74 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, а именно: при проведении внеплановой проверки. Основанием которой явилось истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения, ее предметом может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания. В своем постановлении ОНД при обосновании выхода за пределы предмета проверки ссылается на п.94 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее – Административный регламент). Считает, что Административный регламент не является федеральным законом и не может определять особенности проведения проверок, отличных от установленных Федеральным законом 294-ФЗ. Доказательства, положенные в основу административного производства в отношении Общества, получены с нарушением предусмотренных законом требований. Поскольку вменяемые Обществу нарушения отсутствуют, так как системы АПС проверенного Органом ГПН объекта защиты исправны, как были исправны и на момент проверки 03.10.2019г., а представленные в качестве доказательства по делу материалы собраны с нарушением п.п.1, 5 ч.2 ст.20 Федерального закона №294-ФЗ, и, следовательно, не могут быть признаны надлежащими, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «РН–Пожарная безопасность» Каштанова Т.П. поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила жалобу удовлетворить, добавила, что пожарная часть в г.Нефтекумске, расположенная по адресу: <адрес>,является структурным подразделением филиала Южный ООО «РН–Пожарная безопасность» в г.Краснодаре. ООО «РН–Пожарная безопасность» не может быть субъектом правонарушения, так как является арендатором служебного помещения, за работу системы пожарной безопасности должен отвечать собственник.
В судебном заседании начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Левокумскому району Нефтекумскому городскому округу) Бавкунов Д.Н. и заместитель начальника Тимакова В.С. возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Из письменных возражений начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Левокумскому району Нефтекумскому городскому округу) следует, что в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 10.09.2019 № 130 в период с 03 по 30 октября 2019 года проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 15.03.2019 № (далее - предписание) выданного должностному лицу филиала «Южный» ООО «РН-Пожарная безопасность», начальнику пожарной части № Тюсову К.Г. В рамках проведения, данной проверки проверялось исполнение п. 5,6 предписания. Пункт 5 которого гласит: Инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям, установленным разделом ХVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации. При проведении проверки была представлена инструкция о мерах пожарной безопасности ПЧ № филиала «Южный» ООО «РН-Пожарная Безопасность», утвержденная Беловым С.М. и согласованная Слесь Е.В. Согласно «Листу ознакомления» с данной инструкцией ознакомлено 76 работников ПЧ-4 филиала Южный 000 «РН-Пожарная безопасность». В пункте 11 данной инструкции прописаны обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключения вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаров взрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения). В рамках проведения внеплановой выездной проверки был проверен факт ознакомления и исполнения работниками ПЧ-4 филиала Южный ООО «РН-Пожарная безопасность» указанной инструкции, а именно пункта 11. В результате чего были обнаружены и зафиксированы нарушения требований правил противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме», Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», норм пожарной безопасности, образующие новый состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: 1. Не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты в здании пожарного поста ЦДНГ - 1, депо пожарное (административное здание) (п. 61 правил противопожарного режима, УТВ. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № «О противопожарном режиме»); 2.Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании пожарного поста ЦДНГ - 1, депо пожарное (административное здание) не включается от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации (ст.4 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ П. 3.3 НПБ 104-03, п. 3.3 СП 3.13130.2009); 3.Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании пожарного поста ЦНГ - 1, депо пожарное (административное здание) не издает звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) способ оповещения (ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 N2 123-ФЗ п. 4.1 таб. 1 П. 1 НПБ 104-03). В силу п. 1 ч. 1 статьи 28.1, части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях независимо от оснований проведения проверки непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении. Кроме того согласно п. 94 приказа МЧС России от 30.11.2016 №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия нарушений требований пожарной безопасности, совершенных в период времени между завершенной плановой проверкой и данной внеплановой проверкой принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п.6.2 договора аренды основных средств ФИО9 от 19.08.2016 года, заключенного между ООО «РН-Ставропольнефтегаз» и ООО «РН - Пожарная безопасность» (далее - договор аренды) с учетом дополнительного соглашения от 01.08.2018 г. № «РН - Пожарная безопасность» обязано за свой счет обеспечить выполнение его работниками требований пожарной безопасности, а также соблюдение и подержание ими противопожарного режима. В соответствии с п. 6.3.1 договора аренды для поддержания имущества в исправном состоянии ООО «РН-Пожарная безопасность» за свой счет осуществляет его техническое обслуживание в соответствии с эксплуатационной документацией и нормативными документами. Согласно акту приема-передачи локальных нормативных документов ООО «РН-Ставропольнефтегаз», относящихся к открытой информации (приложение №) ООО «РН-Пожарная безопасность» было передано Положение компании «Требования в области промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды к организациям, привлекаемым к работам и оказанию услуг на объектах Компании и арендующим имущество Компании» №П4-05 СД-021.01, версия 1.01 (с учетом изменений - приказ от 07.02.2018г. № П-18-0145).На основании п. 4.5.1 указанного положения ООО «РН-Пожарная безопасность» обязано эксплуатировать арендуемые объекты в соответствии с правилами пожарной безопасности, а также в соответствии с иными действующими законодательными и правовыми актами, правилами и инструкциями по пожарной безопасности Российской Федерации предписывающими безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, оборудования, приборов, инструментов, коммуникационных сетей, земельных и водных объектов, транспорта и прочих предусмотренных договором объектов аренды. Согласно п. 4.5.2 указанного положения ООО «РН-Пожарная безопасность» обязано своевременно производить работы по обслуживанию всех видов сигнализации, содержать и поддерживать в работоспособном состоянии средства и оборудование, предназначенные для обнаружения и тушения пожаров, содержать в исправном состоянии и обеспечить безопасную эксплуатацию предмета аренды, обеспечить возможность безопасного передвижения людей и автотранспортных средств по арендуемой территории. В связи с чем начальником отдела Бавкуновым Д.Н. был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 12.11.2019г. № в отношении ООО «РН-Пожарная безопасность». Законность данных действий также подтверждается разъяснениями, указанными в письме МЧС России от 31.05.2011г. № 19-5-2-2057. Таким образом, доводы ООО «РН-Пожарная безопасность» о том, что отделом были нарушены положения п. 21 ст. 10 Федерального Закона от 26.12.2008г. № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются недействительными. Ввиду фактически обнаруженных и зафиксированных нарушений требований пожарной безопасности в акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 30.10.2019г. № 130 вписаны п. 1,2,3. Акт проверки органом государственного контроля (надзора); органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя является документом фиксирующим нарушение и является одним из доказательств в административном деле. Кроме того, указанные нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы посредством видеозаписи. Факт имеющихся нарушений требований пожарной безопасности также не отрицал начальник пожарной части № 4 Тюсов К.Г. Следовательно доводы ООО «РН-Пожарная безопасность» о том, что нарушения фактически отсутствовали, являются недействительными. Доводы ООО «РН-Пожарная безопасность» о том, что внеплановая проверка проведена с нарушениями пп. 5 п. 2 ст. 20 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки) Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются недействительными. В рамках внеплановой проверки запрашивались и рассматривались документы, касаемые только вопросов пожарной безопасности, документов иного характера у ООО «РН-Пожарная безопасность» не запрашивалось. 20.11.2019г. (исх. №СБ-О1/250) в адрес Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю была направлена жалоба ООО «РН-Пожарная безопасность» (филиал «Южный») на действия (бездействие) и решение должностных лиц органа государственного пожарного надзора, а именно начальника отдела Бавкунова Д.Н. В данной жалобе общество просило исключить п. 1,2,3 из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 30.10.2019г. №. Согласно решению по вышеуказанной жалобе от 05.12.2019г. в удовлетворении жалобы филиала «Южный» ООО0 «РН-Пожарная безопасность» отказано. Действия должностных лиц отдела признаны законными. Учитывая тот факт, что 19.04.2019г. ООО «РН-Пожарная безопасность» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 в виде предупреждения (постановление №), а также, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью граждан, ООО «РН-Пожарная безопасность» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев жалобу, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст.24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КРФ об АП по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административные правонарушения, предусмотренные ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отличаются повышенной общественной опасностью.
Диспозиция нормы ч.1 ст.20.4КРФ об АП предусматривает административную ответственность юридического лица за нарушение требований безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности является совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении или невыполнении субъектами административной ответственности требований пожарной безопасности.
Субъектами правонарушения по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы.
В соответствии со статьей 1Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима.
Согласно п.61 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
Пункт 3.3 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 и пункт 3.3СП 3.13130.2009,утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, указывают, что Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.
Согласно п.4.1 НПБ 104-03 предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1. Подпунктом 1 в таблице 1 указаны способы оповещения: звуковой (сирена, тонированный сигнал и др., речевой (передача специальных текстов), Световой: а) световые мигающие указатели, б) световые оповещатели "Выход", в) статические указатели направления движения, г) динамические указатели движения.
Из материалов дела следует, что 03.10.2019 г. в 10 часов 50 минут в рамках проведения выездной плановой проверки ООО «РН-Пожарная безопасность» осуществляющего деятельность по адресу: Ставропольский край, Нефтекумский городской округ, г. Нефтекумск, Ачикулакский тракт, д.7, в здании пожарного поста ЦДНГ – 1, депо пожарное (административное здание) обнаружены нарушения требований правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», норм пожарной безопасности, а именно: 1.Не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты в здании пожарного поста ЦДНГ - 1, депо пожарное (административное здание) (п. 61 правил противопожарного режима, УТВ. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме»); 2.Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании пожарного поста ЦДНГ - 1, депо пожарное (административное здание) не включается от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации (ст.4 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ П. 3.3 НПБ 104-03, п. 3.3 СП 3.13130.2009); 3.Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании пожарного поста ЦНГ - 1, депо пожарное (административное здание) не издает звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) способ оповещения (ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 N2 123-ФЗ п. 4.1 таб. 1 П. 1 НПБ 104-03), что указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом ООО «РН–Пожарная безопасность» подтверждается: распоряжением начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Левокумскому району и Нефтекумскому городскому округу) № от 10.09.2019 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «РН –Пожарная безопасность»;актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «РН-Пожарная безопасность» с 03.10.2019 г с 10.00 часов до 12.00 часов и 30.10.2019 года с 14.00 часов до 15.00 часов, выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно: 1) не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты в здании пожарного поста ЦДНГ-1 депо пожарное (административное здание) (п.61 Правил противопожарного режима, 2) система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании пожарного поста ЦДНГ -1 депо пожарное (административное здание) не включается от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации (ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.3.3. НПБ 104-03, п.3.3 СП 3.13130.2009), 3) система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании пожарного поста ЦДНГ -1 депо пожарное (административное здание) не издает звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) способ оповещения (ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.4.1. таб.1 п.1 НПБ 104-03);протоколом об административном правонарушении №136 от 12.11.2019 года о привлечении ООО «РН –Пожарная безопасность» к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КРФ об АП, представленной в материалы дела видеозаписью.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, а также на предмет допустимости, достоверности, их достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и виновности ООО «РН –Пожарная безопасность» в совершении данного правонарушения.
Доводы представителя ООО «РН – Пожарная безопасность» о том, что проверка 03.10.2019 года проведена с грубым нарушением, так как Общество не было уведомлено о проведении проверки в отношении него, кроме того проверка проводилась в отношении должностного лица ФИО7 по ранее вынесенному предписанию от 15.03.2019г., в связи с чем инспекторы пожарного надзора не уполномочены были проверять деятельность Общества по исполнению установленных требований законодательства РФ в области пожарной безопасности, суд не принимает во внимание ввиду следующего.
Согласно представленным уведомлениям с электронной почты ОНД и П по Левокумскому и Нефтекумскому району в адрес ООО «РН – Пожарная безопасность» 01.10.2019 года было направлено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки 03.10.2019 года, которое получено и прочитано Обществом 02.10.2019 года. 08.11.2019 года в адрес Общества направлен акт проверки от 03.10.2019 года и уведомление о необходимости явки представителя Общества для составления протокола об административном правонарушении, которые получены и прочитаны Обществом 08.11.2019 года.
Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден Административный регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Согласно п.8 Административного регламента должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право, в том числе возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать их и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КРФ об АП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как установлено судом, нарушение требований пожарной безопасности в деятельности ООО «РН – Пожарная безопасность» выявлены в ходе внеплановой выездной проверки, что было зафиксировано должностным лицом и в последующем явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем суд не находит нарушений в действиях должностного лица органа пожарного надзора, поскольку они соответствуют требованиям Административного регламента и Кодексу РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что Административный регламент не является федеральным законом и не может определять особенности проведения проверок, отличных от установленных Федеральным законом 294-ФЗ основаны на неверном толковании права.
Доводы представителя ООО «РН – Пожарная безопасность» о том, что надзорный орган нарушил требования п.3 ст.15 Федерального закона №294-ФЗ - истребовал документы, не относящиеся к предмету проверки, суд считает необоснованными, поскольку как следует из материалов дела об административном правонарушении, должностным лицом органа государственного контроля были истребованные документы в рамках проведенной проверки в отношении выявленных 03.10.2019 года нарушений Обществом требований пожарной безопасности.
Доводы представителя Общества о том, что перечисленные в Акте проверки нарушения фактически отсутствовали и в подтверждение данных доводов в ОДН был представлен Акт внеочередной проверки работоспособности АПС от 17.09.2019 года, своего подтверждения не нашли, так как опровергаются актом проверки № от 30.10.2019 года, представленной в материалы дела видеозаписью, а также представленными самим Обществом актом проведения внеочередной проверки работоспособности АПС от17.10.2019г., актами проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 30.09.2019г. и от 25.03.2019г., актом проверки работоспособности АПС от 25.06.2019г., журналом регистрации работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной автоматики, в которых указаны сведения об исправности автоматической пожарной сигнализации, тогда как Общество привлечено к административной ответственности за нарушение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Также суд не принимает во внимание доводы представителя Общества о том, что за систему противопожарной безопасности должен отвечать собственник помещения, а не Общество, которое является только арендатором этого помещения, в виду следующего.
Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как следует из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 23 декабря 2014 года N 2906-О, положения этой нормы, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности и т.д.
В силу статей 611, 612, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель по общему правилу обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества. Арендатор в свою очередь обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают право сторон договора аренды распределить обязанности, связанные с содержанием предмета аренды в части соблюдения при этом требований пожарной безопасности.
Как следует из п.6.2 договора аренда основных средств № Д-2-16-1635/ПБЮ-102/16 от 19.08.2016 года, заключенного между арендодателем ООО «РН- Ставропольнефтегаз» и арендатором ООО «РН - Пожарная безопасность», арендатор за свой счет обязан обеспечить выполнение его работниками требований пожарной безопасности, а также соблюдение и поддержание ими противопожарного режима.
Таким образом, договором установлено, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся имуществом на законных основаниях, то есть на ООО «РН - Пожарная безопасность».
Выявленное в ходе проверки территории нарушение требований пожарной безопасности обосновано нормами и требованиями действующего законодательства. Оснований не доверять сведениям должностного лица органа государственного контроля о том, что на момент проведения проверки имелось вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не усматривается, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, устранение допущенного нарушения входит в обязанности юридического лица.
При рассмотрении дела должностным лицом полно и всесторонне установлены все фактические обстоятельства, им дана надлежащая оценка, они подтверждаются совокупностью представленных доказательств, исследованных в ходе судебного заседания судом апелляционной инстанции, и оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств дела, не имеется.
Порядок и срок привлечения ООО «РН-Пожарная безопасность» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
При наложении административного взыскания должностным лицом учтены характер и степень общественной опасности правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, взыскание наложено в пределах санкции статьи, предусматривающей наказание юридического лица за совершенное правонарушение.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену либо изменение постановления должностного лица, в жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Левокумскому району Нефтекумскому городскому округу) не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст. 30.7 КРФ об АП, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Левокумскому району Нефтекумскому городскому округу) №131 от 09.12.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «РН – Пожарная безопасность» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Пожарная безопасность» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.С. Ливинская