ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/20 от 14.09.2020 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Ковалева Е.В. № 21-192/2020

Дело № 12-38/2020

УИД №60RS0020-01-2019-000566-76

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й СУД

Р Е Ш Е Н И Е

14 сентября 2020 г. город Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Ереминой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Карьерстрой» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям ФИО2 от 17 марта 2020 г. № ОЗН-02/19-648-649 и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 6 июля 2020 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Карьерстрой» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее – Управление) ФИО2 от 17 марта 2020 г. № ОЗН-02/19-648-649 должностное лицо – генеральный директор ООО «Карьерстрой» ФИО1 признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Псковского районного суда Псковской области от 6 июля 2020 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, генеральный директор ООО «Карьерстрой» ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица Управления, решения судьи Псковского районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование ссылается на то, что административным органом и судом проигнорированы противоречия в установлении правового режима спорного участка, имеющиеся между лицензиями на добычу песка и гравия, правилами землепользования и застройки сельского поселения «Торошинская волость» и данными Росреестра. Категория земель сельскохозяйственного назначения была присвоена участку ошибочно, участок с 1950-х годов относился к карьерам. Требования по устройству на спорном участке пашни, угодий, пастбищ не выполнимы, поскольку он находится в самом центре массива карьера. Срок рекультивации земель карьера не наступил, поскольку рекультивация производится после завершения разработки всего карьера. Оспариваемые акты фактически ставят запрет на осуществление уставной деятельности недропользователя, имеющего лицензию, поскольку принятие генерального плана растянуто на неопределенный срок.

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Федорова И.Г. доводы жалобы поддержали, представитель Управления ФИО3 по доводам жалобы возражал.

Проверив материалы дела, оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобе не усматриваю.

В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно положениям пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии с пунктом 2 статьи 77, статьей 79 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в частности предусмотрено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800, обеспечение разработки проекта рекультивации земель и рекультивация земель возложены на лиц, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателей земельных участков, при этом на основнии пункта 26 Правил данные лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня выявления деградации земель.

В силу пункта 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

На основании пункта 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

При этом под нарушенными землями понимаются земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 2).

Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые.

Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Карьерстрой» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу <данные изъяты>», <данные изъяты> м юго-западнее дер. <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; дата регистрации права 29 марта 2017 г.

Земельный участок двухконтурный, местоположение границ земельного участка определено в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства Российской Федерации в 2011 г.

Согласно сведениям Государственного фонда данных, полученным в результате землеустройства, в состав земельного участка входят сельскохозяйственные угодья: пашня, сенокосы, пастбище.

Основным видом деятельности ООО «Карьерстрой» согласно выписке из ЕГРЮЛ является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина; сельскохозяйственная деятельность в дополнительных видах деятельности данного лица отсутствует.

На основании приказа заместителя руководителя Управления ФИО4 от 7 июня 2019 г. № 742-к в отношении ООО «Карьерстрой» проведена внеплановая выездная проверка в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В ходе проверки в отношении ООО «Карьерстрой» при осмотре земельного участка установлено, что на первом контуре земельного участка разработан карьер на площади <данные изъяты> кв. м, глубина достигает 10 м. Верхний слой почвы снят, ведется добыча песчаной смеси, на участке работает тяжелая техника, на границе восточной части контура размещены два бурта грунта, третий бурт грунта находится вблизи участка. Сельскохозяйственные угодья второго контура земельного участка очагово зарастают древесно-кустарниковой (осина, береза, высотой до 8 м), сорной (осот полевой, полынь и др.) растительностью по всей площади более 20000 кв. м. Следы сельскохозяйственной деятельности на участке отсутствуют; обработка почвы и возделывание сельскохозяйственных культур не производится.

По результатам испытаний проб почв, почвогрунта, отобранных с участка, установлено существенное снижение плодородия почв по пяти критериям.

При этом у ООО «Карьерстрой» право собственности на земельный участок возникло 29 марта 2017 г., разработанный на нем карьер был выявлен при проведении проверки Управлением в 2014 г., однако мероприятий по рекультивации нарушенных земель собственником не проводится.

Таким образом, ООО «Карьерстрой», являясь собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, посредством проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, а также не выполняет обязанность по рекультивации земель, то есть восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем восстановления плодородного слоя.

7 ноября 2019 г. должностным лицом Управления по данным фактам в отношении директора Общества ФИО1 составлен протокол № ОЗН-02/19-649 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, в котором указанному лицу вменено нарушение требований статьей 13, 42 ЗК РФ и Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800, а также протокол № ОЗН-02/19-648 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в котором указанному лицу вменено нарушение статей 13, 42 ЗК РФ, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Определением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления ФИО2 от 17 марта 2020 г. указанные дела об административных правонарушениях объединены в одно производство.

Постановлением данного должностного лица от 17 марта 2020 г. генеральный директор ООО «Карьерстрой» ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения должностным лицом Общества ФИО1 административных правонарушений подтверждается: выпиской из ЕГРН (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты> актом административного обследования объекта земельных отношений № 43-2019/ОЗН-ПО от 28 мая 2019 г. (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), мотивированным представлением о проведении внеплановой выездной проверки (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты> решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 7 июня 2019 г. (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты> приказом о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Карьерстрой» от 7 июня 2019 г. № 742-к (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), копией акта осмотра земельного участка от 3 июля 2019 г. с фототаблицей и схемой к нему (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), копией протокола отбора проб (образцов) почвы № 10 от 3 июля 2019 г. (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), копиями протоколов испытаний № 152325-152328 от 19 августа 2019 г. (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты> т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты> копией заключения № 44 от 10 сентября 2019 г. к протоколам испытания (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), копией акта проверки № ОЗН-02-19/187 от 30 июля 2019 г. (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), протоколами об административных правонарушениях от 7 ноября 2019 г. № ОЗН-02/19-649 (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>) и № ОЗН-02/19-648 (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), выпиской из ЕГРЮЛ (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), копией приказа о вступлении в должность генерального директора от 30 октября 2018 г. № 5 (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>), копией решения единственного участника ООО «Карьерстрой» от 30 октября 2018 г. (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты> иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

События административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены должностным лицом Управления и судьей районного суда по итогам объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела.

Действия директора ООО «Карьерстрой» ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и земельного законодательства.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом Управления и судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о незаконности состоявшихся по делу актов.

ООО «Карьерстрой» осуществляет добычу полезных ископаемых на участке лицензирования без оформления документов, необходимых в соответствии с земельным законодательством на земельный участок для целей недропользования.

Процедура перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ООО «Карьерстрой» не инициировалась.

В переводе участка в категорию земель промышленности по ходатайству предыдущего собственника земельного участка приказом Государственного комитета Псковской области поимущественным отношениям от 26 июля 2013 г. № 769 было отказано (л.д. <данные изъяты> т. <данные изъяты> в связи с отсутствием генерального плана поселения и необходимостью внесения изменений в схему территориального планирования Псковского района (л.д. <данные изъяты>).

До настоящего времени генеральный план населенных пунктов деревень <данные изъяты> и прилегающей к ним территории, входящих в состав сельского <данные изъяты> не утвержден.

При этом в силу части 3 статьи 5 названного Федерального закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

Отнесение спорного участка к сельскохозяйственной зоне пассивного использования территорий и добычи полезных ископаемых правилами землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Торошинская волость», утвержденными решением Собрания депутатов поселения от 17 февраля 2014 г. № 109, противоречит положениям пункта 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что исключает разработку карьера на данных землях сельскохозяйственного назначения.

При этом вопреки доводам жалобы из сведений государственного фонда данных (выкопировка из проекта перераспределения земель бывшего совхоза «Торошино», экспликация выделяемого земельного участка) следует, что сельскохозяйственные угодья имеются на обоих контурах земельного участка (л.д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>). Расхождения в площади земельного участка по экспликации являются незначительными (0,17 га) и с учетом указанной в ней площади сельскохозяйственных угодий по контурам участка, площади контуров не свидетельствуют об отсутствии сельскохозяйственных угодий на первом контуре участка.

Наличие у ООО «Карьерстрой» лицензии на пользование недрами, горноотводного акта не исключает необходимости соблюдения требований земельного законодательства, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 25.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством и Законом РФ «О недрах».

Доводы о том, что на данном участке карьер располагается с 1950-х годов, противоречат сведениям проекта перераспределения земель бывшего совхоза «<данные изъяты>» <данные изъяты> 2006 г., предоставленных из государственного фонда данных. Из представленных в дело копий распоряжений Администрации Псковского района от 31 мая 1994 г. № 325-р, от 24 марта 1997 г. № 87-р (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>) также следует, что в 1990-х годах карьер расширялся за счет земель сельскохозяйственного назначения ТОО «Торошино» путем изъятия и предоставления Государственному дорожно-строительному предприятию № 1 во временное пользование для расширения карьера «Холодовское» с возложением обязанности по проведению рекультивации земель.

Из материалов дела следует и защитником ФИО1 подтверждено, что земельный участок образован из земельных долей бывшего совхоза «<данные изъяты> (ТОО «<данные изъяты>»). Данное обстоятельство указывает на то, что земли, входящие в земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, ранее в установленном порядке не включались в карьер «<данные изъяты>», а использование недр началось после формирования земельного участка. При этом проверка правильности его формирования не входит в компетенцию суда при рассмотрении настоящего дела.

Вопреки доводам защитника, в силу статьи 77 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. карьеры относились к другим угодьям в составе земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения.

Доводов, опровергающих законность и обоснованность постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит, а по существу направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не может повлечь освобождение должностного лица от административной ответственности.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, вынесенное постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Должностному лицу ООО «Карьерстрой» ФИО1 назначено наказание в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, а также частей 2, 3 статьи 4.4 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления, в полном объеме проверены судьей Псковского районного суда с соблюдением требований статьи 30.6 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену постановления по делу об административном правонарушении, решения судьи по жалобе, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л :

постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям ФИО2 от 17 марта 2020 г. № ОЗН-02/19-648-649 и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 6 июля 2020 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Карьерстрой» ФИО1 оставить без изменения, а ее жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова