ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/20 от 17.08.2020 Мичуринского районного суда (Тамбовская область)

№ 12-38/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

17 августа 2020 г. г.Мичуринск

Судья Мичуринского районного суда Тамбовской области Попова Н.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сосновка-Зернопродукт» /далее ООО «Сосновка-Зернопродукт»/ на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Мичуринского района Тамбовской области от 9 июня 2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Мичуринского района Тамбовской области от 9 июня 2020 г. ООО «Сосновка-Зернопродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 14.25.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за неисполнение обязанности по предоставлении информации о своих бенефициарных владельцев по запросу налогового органа.

В жалобе, поданной в Мичуринский районный суд Тамбовской области, генеральный директор ООО «Сосновка-Зернопродукт» ФИО1 просит отменить указанное постановление мирового судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что запрос Межрайонной ИФНС России №9 по Тамбовской области от 28.02.2020 г. направлен в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота и получен обществом 05.03.2020 г., а не 02.03.2020 г., в связи с чем общество должно было предоставить ответ на запрос в срок до 13.03.2020 г. Ответ был направлен в инспекцию и получен ею 11 марта 2020 г., то есть в установленный законом 5-ти дневный срок. В материалах дела в нарушение пункта 7 Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти», / далее Правила № 913/ отсутствуют квитанция о приеме обществом запроса налогового органа или уведомление об отказе в приеме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Представленное в материалы дела извещение о получении электронного документа от 02.03.2020 г. не может быть принято во внимание, поскольку данный документ не содержит усиленной квалифицированной электронной подписи и не является надлежащим доказательством, свидетельствующим о получении запроса обществом.

Кроме того, судом необоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным. Представление информации с пропуском срока всего в один календарный день, с учетом отсутствия вреда и каких-либо негативных последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и свидетельствует о малозначительности правонарушения.

В судебном заседании законный представитель ООО «Сосновка-Зернопродукт» генеральный директор ФИО1 жалобу поддержал, пояснил, что утверждение налогового органа, что при формировании запроса на бумажном носителе и направлении его по телекоммуникационным каналам связи через оператора не предусмотрено представление усиленной квалифицированной электронной подписи, противоречат положениям Правил №913 и самому понятию электронного документооборота. Любой документ для просмотра и передачи которого необходимо использовать компьютер является электронным документом. Если документ сначала распечатан на бумажном носителе, подписан собственноручно, а затем оцифрован и направлен по телекоммуникационным каналам связи, он считается электронным, поскольку для его передачи, восприятия и обработки требуется электронная вычислительная машина. Запрос налоговым органом в адрес ООО «Сосновка- Зернопродукт» направлен в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, а не на бумажном носителе. В связи с чем, применяется пункт 3 Правил №913, в соответствии с которым запросы в электронной форме формируются при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи. В нарушение указанных требований Правил №913 налоговым органом запрос не подписан квалифицированной электронной подписью. Соответственно, налоговым органом нарушен порядок направления запроса в электронной форме. Доказательством получения Обществом по телекоммуникационным каналам связи запроса является квитанция о приеме, подписанная квалифицированной электронной подписью, которая в материалах дела отсутствует.

Подтвердить документально получение указанного запроса 5 марта 2020 г не представляется возможным, поскольку указанный запрос не был подписан квалифицированной электронной подписью руководителя налоговой инспекции. 2 марта 2020 г на электронную почту общества пришел документ в электронном виде, отсканированный с бумажного носителя, без квалифицированной электронной подписи и он не мог его принять, заверив квалифицированной электронной подписью в соответствии с Правилами № 913.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области ФИО2 доводами жалобы не согласна, пояснила, что запрос о бенефициарных владельцах от 28.02.2020 №03-05/02821@ был оформлен налоговым органом на бумажном носителе в связи с отсутствием утвержденных структуры и формы запроса в электронной форме и направлен ООО «Сосновка-Зернопродукт» по ТКС через оператора электронного документооборота путем формирования электронного документа Подтверждением получения ООО «Сосновка-Зернопродукт» данного электронного документа с приложением сканированного образа запроса является «извещение о получении электронного документа» - электронный документ образующийся в процессе электронного документооборота, формат которого утвержден Приказом ФНС России от 19.10.2018 N ММВ-7-6/602@.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 14.25.1 КоАП РФ неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно протоколу № 68272007229162500004 об административном правонарушении от 18 мая 2020 г. Межрайонная ИФНС № 9 по Тамбовской области на основании п. 6 ст. 6.1 ФЗ " О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем финансированию терроризма» в адрес ООО «Сосновка-Зернопродукт» посредством телекоммуникационных каналов связи направила запрос о предоставлении информации о своих бенефициарных владельцах, включающей сведения, предусмотренные абзацем вторым п.п.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма»по состоянию на 28 февраля 2020 г.

Согласно извещению о получении электронного документа ООО «Сосновка-Зернопродукт» получило указанный запрос 02.03.2020. Ответ на запрос ООО «Сосновка-Зернопродукт» представило 11 марта 2020 г, то есть, не исполнило свою обязанность по предоставлению информации в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса, то есть, не позднее 10 марта 2020 г.

В силу пункта 2 Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти», утвержденных постановлением Правительства РФ №913 от 31.07.2017 г. (далее - Правила №913) юридические лица представляют документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - сведения о бенефициарных владельцах), по запросам уполномоченных органов государственной власти, направленным в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, соответствующих требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (далее соответственно - операторы, запросы), или на бумажном носителе.

Согласно пункту 3 Правил №913 запросы в электронной форме формируются при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи.

Пунктом 7 Правил №913 определено, что в процессе электронного документооборота, обусловленного направлением юридическим лицом электронного сообщения по телекоммуникационным каналам связи через оператора, представляются следующие электронные документы:

а) подтверждение дня отправки электронного сообщения;

б) квитанция о приеме электронного сообщения:

в) уведомление об отказе в принятии электронного сообщения.

Судом установлено, что получение обществом запроса налогового органа не подтверждено указанной в подпункте б пункта 7 Правил № 913 квитанцией о приеме электронного сообщения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При рассмотрении протокола об административном правонарушении мировым судьей доводы ООО «Сосновка-Зернопродукт» о том, что запрос налогового органа не был получен 2 марта 2020 г, не проверялись, несмотря на то, что в материалах дела имеется ответ генерального директора ФИО1 о том, что запрос получен обществом только 5 марта 2020 г и информация о бенефициарных владельцах представлена им в установленный законом срок. Указанным доводам мировым судьей не дала надлежащая оценка, противоречия при рассмотрении дела устранены не были, что нарушает положения ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, что является существенным нарушением процессуальных требований.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения ООО «Сосновка-Зернопродукт» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Мичуринского района от 7 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Сосновка-Зернопродукт» подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение мировому судье.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Мичуринского района Тамбовской области от 9 июня 2020 г об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25.1 КоАП РФ в отношении ООО «Сосновка-Зернопродукт» отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.15.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Сосновка-Зернопродукт» возвратить мировому судье судебного участка № 2 Мичуринского района Тамбовской области на новое рассмотрение.

Судья

Мичуринского районного суда Попова Н.В.