Дело № 12-38/2020
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Кормиловка 19 ноября 2020 года
Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,
при помощнике судьи Кирпичевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области ФИО1 от 25.08.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КОАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, Акционерное общество «Дорожное ремонтно-строительное управление №6» (далее АО «ДРСУ №6») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КОАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
АО «ДРСУ №6» обратилось в суд с жалобой и дополнения к ней на указанное постановление, в которой просит указанное постановление отменить, поскольку АО «ДРСУ № 6» самовольно не снимало плодородный слой почвы, производило работы по рыхлению, погрузке и перевозке грунта в карьере, предоставленном Заказчиком Подрядчику в рамках исполнения государственного контракта по капитальному ремонту автомобильной дороги, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества вменяемого ему административного правонарушения. Так, в частности ДД.ММ.ГГГГг. по итогам электронного аукциона от 04.02.2020г. № между КУ «УДХ Омской области» и АО «ДРСУ № 6» заключен государственный контракт № на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыропятское-Кормиловка-Калачинск, участок км. 31+500 - км. 40 в Кормиловском муниципальном районе. Согласно п. 1.1. контракта работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением – из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальными сметными расчетами (Приложение № к настоящему контракту). Локальным сметным расчетом № (земельное полотно) стоимость грунта не предусмотрена. Согласно проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту «мобильной дороги Сыропятское-Кормиловка-Калачинск, участок км. 31+500 - км. 40 в Кормиловском муниципальном районе в границах земельного участка площадью 34143 кв.м. кадастровый № сформирован резерв грунта. Указанный земельный участок площадью 34143 кв.м. предоставлен КУ «УДХ <адрес>» администрацией Кормиловского муниципального района на основании договора безвозмездного пользования земельными участками № от ДД.ММ.ГГГГ под сосредоточенный резерв грунта. В свою очередь КУ «УДХ Омской области» предоставило указанный участок АО «ДРСУ №6» в качестве карьера сосредоточенного грунта, что предусмотрено условиям контракта. Кроме того, как указано в постановлении по делу об административном правонарушении, что соответствует действительности Казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» был разработан проект рекультивации на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №. Проект рекультивации земельных участков прошел государственную экспертизу. Из содержания раздела №, том 10 Проекта рекультивации земель, проектной документации, земельный участок площадью 3,4143 га, должен перейти во временный отвод под сосредоточенный резерв. Согласно графику проведения работ, рекультивация земельных участков должна завершиться 15.10.2021г. Ссылаясь на "ВСН 182-91. Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства" (утв. Минтрансстроем СССР ДД.ММ.ГГГГ N МО-72) (далее «Нормы») полагает, что все работы по снятию плодородного слоя почвы на земельном участке площадью 34143 кв.м. кадастровый № соответствуют нормативно-технической документации, действия АО «ДРСУ № 6» не образуют объективную сторону части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник АО «ДРСУ №6» ФИО2 в судебном заседании жалобу и дополнения к ней поддержал, по доводам, указанным в них.
Государственный инспектор земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая постановление законным и обоснованным.
Выслушав стороны, ознакомившись с доводами жалобы, изучив дело об административном правонарушении, суд считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
Часть 1 статьи 8.6 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы, то есть любые самовольные действия юридического лица, в результате которых возникли неблагоприятные последствия для окружающей среды, выразившиеся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, гагрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с частью 5 статьи 13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В силу ч.1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11.20 в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении Акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» по контролю за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке, категории земель, сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером № (точки GPS координат с № по№), общей площадью 34 143 кв. м., расположенном по адресу: Омская область, Кормиловский муниципальный район, Борчанское сельское поселение - установлено, что в гранитах точек СРS координат с № по № разработан карьер, общей площадью 17200 кв. м. (длинной от 45 до 80 метров, и шириной от 240 до 285 метров), по всему периметру глубина карьера варьируется от 2-х до 6-ти метров. Карьер полностью занимает всю южную часть земельного участка, от западной до восточной границы. На всей площади карьера отсутствуют ограждения и искусственные сооружения, ограничивающих подход и подъезд. На оставшейся части земельного участка произрастает травянистая растительность.
Вдоль северной границы образованного карьера расположены 5 буртов складированного плодородного слоя почвы, общей площадью 373 кв.м. Откос северной границы образованного карьера расположен в вертикальной плоскости относительно дна карьера, высотой более 3-х метров. Вверху откоса прослеживается плодородный слой мощностью более 20 см.
В южной части земельный участок, с кадастровым номером № граничит с оврагом, проходящим вдоль всей южной границы участка, частично овраг заполнен водой. Восточная граница участка частично граничит с водоемом, с северо-западной части земельный участок граничит с кладбищем. Посередине участка проходит полевая дорога, проложенная вдоль северной границы образованного карьера, вблизи складированных гуртов плодородного слоя почвы.
Проверочными мероприятиями также установлено, что земельные работы по добыче (извлечению) глины, производятся за пределами южной границы земельного участка с кадастровым номером №, вновь образованный карьер расположен за границей участка, на неразграниченном земельном массиве в кадастровом квартале №, вблизи существующего оврага.
Таким образом, при проведении земельных работ, произошло самовольное занятие неразграниченного земельного участка, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Согласно представленному государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, АО «ДРСУ № 6» выступило подрядчиком в выполнении работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыропятское - Кормиловка - Калачинск, участок км 31+500 - км 40 в Кормиловском муниципальном районе Омской области, заказчиком работ является казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (ИНН: <***>).
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ указанного контракта, при выполнении работ в случае складирования резерва грунта и плодородного слоя почвы, строительного мусора и древесины за границами постоянного отвода дороги, подрядчик обязан оформить права на земельный участок и провести его рекультивацию за свой счет. Дополнительные решения, соглашения, договора о передачи земельного участка с кадастровым номером 55:09:030601:508, отсутствуют.
Как указало казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» им был разработан проект рекультивации на земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале №. Из содержания раздела № «Отвод земель», Том 10 Проекта рекультивации земель, проектной документации государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 3,4143 га, (кадастровый номер не указан) должен перейти во временный отвод под сосредоточенный резерв. Согласно представленному графику проведения работ, рекультивация земельных участков должна завершиться ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в результате деятельности АО «ДРСУ № 6», из оборота земель сельскохозяйственного назначения, выведена часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 17200 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, Кормиловский муниципальный район, Борчанское сельское поселение.
Указанные обстоятельства подтверждаются: требованием о проведении внеплановой проверки прокуратуры Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом Управления Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении внеплановой выездной проверки»; уведомлением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; актом (протоколом) отбора образцов (пробы) почвы от ДД.ММ.ГГГГ№; объяснениями представителя юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к акту проверки фототаблиц и схем от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом испытаний №-Т от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением №/П от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Действия АО «ДРСУ №» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, как самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Доводы жалобы об отсутствии объективной стороны правонарушения, поскольку указанные работы проводятся обществом в рамках исполнения государственного контракта по капитальному ремонту автомобильной дороги, и иные доводы подлежат отклонению, как противоречащие ст. ст. 13, 26, 42 ЗК РФ.
При этом, суд приходит к выводу о том, что КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» не является органом уполномоченным предоставлять указанные земельные участки, в целях снятия и (или) перемещения плодородного слоя почвы.
Кроме того, необходимо отметить, что обязанность по складированию резерва грунта и плодородного слоя почвы, строительного мусора и древесины за границами постоянного отвода дороги возложена на Общество Государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ (п. ДД.ММ.ГГГГ).
Из содержания раздела № «Отвод земель», Том 10 Проекта рекультивации земель, проектной документации государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 3,4143 га, должен перейти во временный отвод под сосредоточенный резерв.
По договору безвозмездного пользования земельными участками № от ДД.ММ.ГГГГ и приложению в виде акта приема-передачи, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 34 143 кв. м., был передан казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» на праве безвозмездного пользования сроком на 11 месяцев, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Согласно № данного договора Ссудополучатель обязан: использовать Участки в соответствие с его целевым назначением разрешенными способами, не наносящими вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту; не осуществлять на Участках работы, для проведения которых требуется лицензия, либо соответствующее разрешение органов государственной власти, органов местного самоуправления, землеустроительных, градостроительных, архитектурных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов, без наличия соответствующих документов и согласования Ссудодателя; не возводить на Участках зданий, строений, сооружений, объектов с краткосрочным сроком эксплуатации без письменного согласия Ссудодателя; не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик Участков, а также прилегающей территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется посредством установления наличия возможности для соблюдения правил и норм, за нарушении которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер, с целью соблюдения требований закона, Обществом не представлено.
Порядок и сроки привлечения Общества к административной ответственности не нарушены административным органом.
Мера ответственности, применена в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, с учетом обстоятельств по делу об административном правонарушении.
Проверив иные доводы жалобы, суд находит их основанными на неправильном толковании норм материального права, направленными на переоценку выводов административного органа и на изменение по существу правильного постановления.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены постановления, а равно для принятия доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КОАП РФ в отношении Акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня его получения путем подачи жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.
Судья Н.В. Материкин