ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/20 от 21.10.2020 Охинского городского суда (Сахалинская область)

РЕШЕНИЕ

гор. Оха, Сахалинская область 21 октября 2020 года

Судья Охинского городского суда Сахалинской области Шишкин О.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» (далее – ООО «РН-СМНГ», Общество) ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сахалинской области ФИО2 от 10 июля 2020 года №ДК-20-92/2020 о привлечении ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ,

установил:

26.06.2020 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Сахалинской области ФИО3 в отношении ООО «РН-СМНГ» составлен протокол №ДК-20-92/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сахалинской области ФИО2 от 10.07.2020 №ДК-20-92/2020 ООО «РН-СМНГ» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

В своей жалобе ФИО1, не соглашаясь с постановлением, просит его отменить и производство по делу прекратить. В обоснование пишет, что в ходе производства по делу административным органом не было вменено Обществу нарушение правил обращения с опасными веществами или отходами, а также не была установлена причинно-следственная связь между фактом загрязнения участка земли лесного фонда Тунгорского ч. 1 участкового лесничества Охинского лесничества в кварталах 131 (ч.в. 2), 132 (ч.в. 5, 6) земель спецземфонда и фактом нарушения правил обращения с опасными веществами или отходами. Полагает, что нормативно-правовые акты, нарушение требований которых вменено Обществу, являются общими в области охраны окружающей среды и не содержат правил обращения с опасными веществами и отходами.

Законный представитель и защитник ООО «РН-СМНГ», а также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление и прокурор, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились и о его отложении не ходатайствовали, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 4, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 46, ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4). Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 34). Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ч. 1 ст. 39). При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 46). Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч.ч. 1, 2 ст. 51).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, помимо прочего, мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно протоколу об административном правонарушении, 04.02.2020 в связи с поступившими в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора обращениями Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры по факту разлива нефтепродуктов в Охинском районе на линейном объекте (трубопроводе) ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» осуществлен выезд в район Одопту городского округа «Охинский», где было осмотрено русло реки Хугузка. В результате осмотра установлено, что 15.11.2019 на месте разгерметизации центрального водоводного коллектора, принадлежащего ООО «РН-СМНГ», произошел сброс подтоварной воды на рельеф местности вблизи русла реки Хугузка. Силами Общества обустроена водоотводная канава для сбора подтоварной воды с последующей сепарацией через установленный в водоотводной канаве гидрозатвор. В водоотводной канаве и в месте размещения гидрозатвора масляных и нефтяных разливов не установлено. Отобрать образцы проб воды в реке Хугузка и почвы в прилегающих к руслу реки территориях административному органу не представилось возможным ввиду наличия высокого снежного покрова и льда.

28.04.2020 осуществлен повторный осмотр вышеуказанного участка, в ходе которого на лесном участке Тунгорского ч. 1 участкового лесничества в квартале 132 (ч.в. 5) выявлен разлив нефтесодержащей жидкости (далее – НСЖ) на общей площади 0,14 га, загрязнение НСЖ реки Хугузка, а также уничтожение деревьев до степени прекращения роста тяжелой гусеничной техникой. В виду устойчивого снежного покрова реальную площадь загрязнения установить не представилось возможным, произведен отбор проб почвы. Химический анализ взятых проб показал ухудшение качества почвы, свидетельствующее о негативном влиянии НСЖ на данный объект окружающей среды.

Для уточнения площади загрязнения НСЖ объектов окружающей среды и отбора проб почвы и воды в период с 27.05.2020 по 28.05.2020 осуществлен повторный выезд на вышеуказанный участок. Произведен осмотр части участка земли лесного фонда Тунгорского ч. 1 участкового лесничества Охинского лесничества и другая часть земель спецземфонда. На момент осмотра на участке производились работы по ликвидации разлива НСЖ. Земли спецземфонда в северной часть разлива НСЖ не была покрыта древесно-кустарниковой растительностью, по периметру имелись следы работы строительной техники, болотно-почвенный слой нарушен путем перекапывания по всему загрязненному участку, на участке имелись выкопанные траншеи глубиной около 1,5 метра, по краям расположены валы грунта. Траншеи соединены в одну и выведены в общую траншею, на которой установлен гидрозатвор. Участок неравномерно покрыт НСЖ с характерным запахом, засыпан сорбентом. Общая площадь загрязнения составила 6,4 га, в том числе земли лесного фонда 4,3 га, из них кв. 131 часть выдела 2 1,5 га, кв. 132 часть выдела 5 1,4 га, кв. 132 часть выдела 6 1,14 га, земли спецземфонда 2,1 га. Произведен отбор проб почвы. Химический анализ взятых проб показал ухудшение качества почвы по содержанию нефтепродуктов, свидетельствующее о негативном влиянии на данный объект окружающей среды.

Таким образом, в результате ненадлежащей организации работы при эксплуатации центрального пункта подготовки нефти «Тунгор» – установки предварительного сброса воды «Одопту» в Охинском районе Сахалинской области на землях лесного фонда Тунгорского ч. 1 участкового лесничества Охинского лесничества в кварталах 131 (ч.в. 2), 132 (ч.в. 5, 6), землях спецземфонда ООО «РН-СМНГ» нарушило требования ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра принадлежащей ООО «РН-СМНГ» территории от 01.06.2020 с план-схемой и фототаблицей, протоколом взятия проб от 28.05.2020 с план-схемой, актом осмотра от 26.05.2020, объяснением ФИО от 26.05.2020, экспертным заключением от 11.06.2020 №07, заключением от 11.06.2020 №02, протоколами испытаний №№391п-396п от 11.06.2020, актом обследования территории от 28.04.2020 с план-схемой и фототаблицей, протоколом отбора проб от 28.04.2020, экспертным заключением от 13.05.2020 №04/2020, протоколами испытаний №№281п, 282п от 13.05.2020, актом осмотра от 07.05.2020, актом №01-УВ от 07.05.2020 со схемой и фототаблицей, а также другими материалами дела, содержание которых между собой согласуется.

Оснований не доверять результатам замеров и проб, произведенных административным органом при осмотре территории разлива нефтепродуктов, не имеется.

При таких обстоятельствах должностное лицо, рассмотревшее дело, обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ООО «РН-СМНГ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Довод в жалобе о том, что Обществу не вменено нарушение правил обращения с опасными веществами и отходами, не состоятелен, поскольку опровергается оспариваемым постановлением, в котором такие правила отражены, ООО «РН-СМНГ» вменено нарушение Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утвержденных Приказом Минтопэнерго РФ от 30.12.1993, и Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 №101, что выразилось в ненадлежащей организации работы при эксплуатации центрального пункта подготовки нефти «Тунгор».

Вопреки доводам жалобы, причинно-следственная связь между фактом загрязнения участков лесного фонда Тунгорского ч. 1 участкового лесничества Охинского лесничества в кварталах 131 (ч.в. 2), 132 (ч.в. 5, 6), земель спецземфонда, которое привело к порче земель, и противоправными действиями Общества, выразившимися в нарушении правил обращения с опасными веществами или отходами, административным органом установлена, поскольку из материалов дела следует, что разлив нефтесодержащей жидкости произошел вследствие нарушения ООО «РН-СМНГ» указанных выше правил, при том, что деятельность данного Общества на названных участках земли была связана с добычей нефти, а попавшая в результате разгерметизации водоводного коллектора на рельеф местности вблизи русла реки Хугузка подтоварная вода содержала опасные для окружающей среды нефтепродукты.

С учетом наличия в действиях ООО «РН-СМНГ» смягчающего административную ответственность обстоятельства и отсутствия отягчающих обстоятельств, Обществу обоснованно назначено минимальное административное наказание в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сахалинской области ФИО2 от 10 июля 2020 года №ДК-20-92/2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника ООО «РН-СМНГ» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда через Охинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.В. Шишкин

<данные изъяты>