Председательствующий: Мамаева Е.А. Дело № 5-12-658/2011 г.
№ 12-38/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Абакан Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Шипанов Ю.В.,
при секретаре Пресняк А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Парфенова И.В., действующего в интересах юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, открытого акционерного общества <данные изъяты> на постановление мирового судьи судебного участка № 12 г. Абакана Республики Хакасия от 23.12.2011 г. по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи участка № 12 г. Абакана от 23.12.2011 г. юридическое лицо - открытое акционерного общества <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 70000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ОАО <данные изъяты> Парфенов И.В. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что ОАО <данные изъяты> считает наложенное на него административное взыскание необоснованным. ОАО <данные изъяты> не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ, поскольку предписание № 302/1/1-57 от 10.11.2010 г. было выдано не ему, а ОАО <С> которое в свою очередь было прекращено и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 01.04.2011 г. Поскольку ОАО <данные изъяты> не получало указанное предписание, у него и не возникало обязанности по его исполнению. Ссылку суда первой инстанции на положения статей 57, 58 ГК РФ, а также статьи 2.10. КоАП РФ считает необоснованной, поскольку в них по существу идёт речь об административном правонарушении, совершённом правопредшественником юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. На дату прекращения ОАО <С> (01.04.2011 г.) оно не являлось нарушителем предписания № 302/1/1-57 от 10.11.2010 г., в котором был установлен срок исполнения – 01.11.2011 г. Правопреемник юридического лица не несет ответственность за действия (бездействие) своего правопредшественника, так как в порядке правопреемства ему может перейти только обязанность уплатить долг реорганизованного лица в виде уже назначенного административного штрафа, что следует из положений статьи 2.10 КоАП РФ и статьи 58 ГК РФ. Таким образом, в силу статьи 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО <данные изъяты> должно быть прекращено в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (отсутствие состава административного правонарушения). Кроме того, у суда имелись основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью в силу статьи 2.9. КоАП РФ. Данные действия не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинили им какого-либо вреда, нарушение совершено впервые и какие-либо отягчающие обстоятельства отсутствуют. Приведённые в оспариваемом постановлении факты исполнения предписания в большей части, объективность причин неисполнения предписания в оставшейся части и намерение ОАО <данные изъяты> полностью его исполнить в 2012 году однозначно свидетельствуют о том, что данное деяние можно квалифицировать как малозначительное и не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
В судебное заседание законный представитель ОАО <данные изъяты> не явился, будучи уведомленным, о месте и времени рассмотрения дела.
Защитник ОАО <данные изъяты> Парфенов И.В. действующий на основании доверенности от 30.03.2011 г., поддержал доводы жалобы по тем же основаниям.
Представитель административного органа Нечаев В.А., просит отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы участвующих лиц, огласив жалобу, исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья, приходит к следующему.
Согласно ст. 37 Закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
Согласно ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период с 26.10.2010 г. по 10.11.2010 г. была проведена проверка государственным инспектором г. Абакана по пожарному надзору Хакасского филиала ОАО <С> в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Согласно предписанию № 302/1/1-57 от 10.11.2010 г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности государственного инспектора г. Абакана по пожарному надзору, ОАО <С> был установлен срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2011 г.
Предписание получено заместителем руководителя Хакасского филиала ОАО <С>И. 10.11.2010 г.
01.04.2011 г. произошла реорганизация ОАО <С> в форме присоединения к ОАО <данные изъяты>
На основании распоряжения от 25.10.2011 г. № 283 главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Абакана проведена внеплановая выездная проверка ОАО <данные изъяты> на предмет выполнения требований пожарной безопасности.По акту проверки органом государственного контроля (надзора) № 283 от 25.11.2011 г. ОАО <данные изъяты> в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства в сфере пожарной безопасности, которые не были устранены в установленный срок – 01.11.2011 г., а именно пункты № 1,4,5,6,8,10,12,15,19,20,30,40,47,48 предписания от 10.11.2010 г.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 520 от 25.11.2011 г. ОАО <данные изъяты> не выполнило законного предписания государственного инспектора по пожарному надзору № 302/1/1-5 от 10.11.2010 г., за что предусмотрена административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Диспозиция ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.
В силу ст. 2.10. КоАП РФ - юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
Таким образом, из материалов дела следует, что ОАО <данные изъяты> являясь правопреемником ОАО <С> не выполнило в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод защиты о том, что ОАО <данные изъяты> не является субъектом данного правонарушения, был предметом исследования в судебном заседании мирового судьи, в судебном решении приведены выводы мирового судьи, опровергающие доводы жалобы, не согласиться с которыми оснований не имеется. ОАО <данные изъяты> образовано путем присоединения ОАО <С> следовательно, несет ответственность за бездействие (действия) своего правопредшественника.
Постановлением мирового судьи от 23.12.2011 г. ОАО <данные изъяты> признано виновным по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 70000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статья 4.1 КоАП РФ устанавливает, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Наказание назначено в виде штрафа в пределах санкции ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Выводы суда о наличии у административного органа доказательств виновности ОАО <данные изъяты> в совершении административного правонарушения мотивированы.
Однако при рассмотрении дела судом не были приняты во внимание конкретные обстоятельства совершения ОАО <данные изъяты> административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения была незначительна. Характер совершенных действий не свидетельствовал об их злостности. ОАО <данные изъяты> стало правопреемником обязанностей ОАО <С> 01.04.2011г. На момент проверки не было выполнено лишь 14 пунктов из 57 пунктов, указанных в предписании. Каких-либо негативных последствий совершенное ОАО <данные изъяты> административное правонарушение не повлекло. Оценив указанные обстоятельства, учитывая отсутствие доказательств пренебрежительного отношения ОАО <данные изъяты> к требованиям законодательства, принятие юридическим лицом в последующем мер, направленных на соблюдение законодательства в области пожарной безопасности, судья, приходит к выводу, что совершенное ОАО <данные изъяты> административное правонарушение, хотя формально и содержит признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При таких обстоятельствах назначение ОАО <данные изъяты> наказания в виде штрафа в размере 70000 рублей не соответствует принципу соразмерности и не отвечает задачам и целям административного наказания.
Следовательно, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия ОАО <данные изъяты> могут быть расценены, как малозначительные, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену вынесенного постановления, и прекращение производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу оба административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 12 г. Абакана от 23.12.2011 г., о привлечении юридического лица - открытого акционерного общества <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Открытое акционерное общество <данные изъяты> от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно и обжалованию не подлежит.
Судья
Абаканского городского суда Ю. В. Шипанов