Дело № 12-38/2016
Р Е Ш Е Н И Е
19 июля 2016 года город Корсаков
Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу руководителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по дальневосточному федеральному округу Ространснадзора А. от 06 мая 2016г. № о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора (далее – Управления ГАН НОТБ по ДФО Ространснадзор, Управление) А. от 06 мая 2016г. №, которым должностное лицо - руководитель федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» (далее – ФГБУ АМП Сахалина, Курил и Камчатки», Администрация) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, 13 мая 2016г. ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указал, что ФГБУ «АМП Сахалин, Курил и Камчатки» не является субъектом транспортной инфраструктуры и не имеет в собственности или ином праве объектов транспортной инфраструктуры. Филиалы ФГБУ «АМП Сахалин, Курил и Камчатки» не являются объектами транспортной инфраструктуры, так как не являются технологическими комплексами, включающими в себя морские терминалы, акватории морских портов, которые ни на каком праве не принадлежат ФГБУ «АМП Сахалин, Курил и Камчатки», филиалы не являются юридическими лицами, а являются структурными подразделениями. Следовательно, ФГБУ «АМП Сахалин, Курил и Камчатки» не обязано выполнять требования, предусмотренные Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Заявитель указывает, что ни оспариваемое постановление, ни протокол не содержат ссылки на доказательство, подтверждающее, что филиалы ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» являются объектами транспортной инфраструктуры. Также указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением действующего законодательства не в момент выявления правонарушения и не в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, а 05 мая 2016г.
27 мая 2016г. в Корсаковский городской суд поступил материал дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» ФИО1 о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы, извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО1 – Карамышев А.А., действующий на основании доверенности, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, пояснив, что у ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» нет в собственности или в пользовании на ином законном основании объектов транспортной инфраструктуры. Данные о наличии объектов транспортной инфраструктуры в акте проверки, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении отсутствуют. Предметом деятельности Администрации является обеспечение организационного, материально-технического и финансового исполнения капитанами морских портов Сахалина, Курил и Камчатки своих функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть принимают и увольняют работников аппарата капитана морских портов, начисляют им заработную плату, предоставляют отпуска, закупают мебель и т.д. В связи с чем просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, - главный государственный инспектор Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления ГАН НОТБ по ДФО Ространснадзор А. в судебном заседании пояснил, что при вынесении оспариваемого постановления учитывал, что ранее в 2014 году в Реестре категорированных объектов инфраструктуры и транспортных средств Морречфлота за Администрацией были зарегистрированы объекты транспортной инфраструктуры – акватории морских портов. В момент вынесения оспариваемого постановления эти объекты были исключены из реестра категоривания, однако поскольку в п. 3.2 Устава Администрации определены цели и предмет деятельности, то Приказ Минтранса России № действенен именно для филиалов Администрации – как объектов транспортной инфраструктуры, поскольку они обеспечивают транспортную безопасность.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки на объектах транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»: ФИО2 филиал; Корсаковский филиал; Шахтерский филиал; Александровск-Сахалинский филиал; Поронайский филиал; филиал морском порту Москальво; ФИО3 филиал; филиал в морском порту Пригородное; Камчатский филиал, административным органом были выявлены нарушения пунктов 5.1, 5.6.4, 5.6.9, 5.6.10, 5.11, 5.13, 5.15 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 41.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица – руководителя ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и привлечения его к ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с Уставом ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», утвержденным распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20.11.2014г. №, Администрация создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.11.2007г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.06.2014г. № (п.1 Устава). Согласно пп. 2.1. п.2 Устава Администрация является федеральным государственным учреждением (некоммерческой унитарной организацией) и осуществляет основные виды деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, предоставляет государственные услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг и определении размера платы за их оказание» и Перечнем услуг в морских портах, оказываемых администрациями морских портов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.2014г. №.
Из пункта 3 Устава следует, что предметом деятельности Администрации является обеспечение организационного, материально-технического и финансового исполнения капитанами морских портов Сахалина, Курил и Камчатки своих функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью деятельности Администрации является оказание услуг в морских портах Сахалина, Курил и Камчатки: по обеспечению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним; по обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ; по обеспечению транспортной безопасности акватории морских портов; услуг, связанных с проведением в морских портах спасательных операций.
Для достижения указанных целей Администрация осуществляет следующие функции: издает на русском и английском языках обязательные постановления в морских портах Сахалина, Курил и Камчатки; ведет учет доходов и расходов портовых сборов, взимаемых Администрацией, в том числе в целях обеспечения деятельности капитанов морских портов Сахалина, Курил и Камчатки; взимает портовые сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ; формирует сведения об операторах морских терминалов на основании письменных заявлений операторов морских терминалов; согласовывает планы и календарные планы организаций для объектового уровня на морских акваториях, выполняет план финансово-хозяйственной деятельности, разрабатывает, согласовывает и утверждает планы транспортной безопасности для морских портов Сахалина, Курил и Камчатки и иные, предусмотренные пунктом 4 Устава.
В соответствии с п.12.1 Федерального закона от 08.11.2007г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрация морских портов создается в отношении двух и более морских портов в Российской Федерации в форме федерального государственного бюджетного учреждения и действует в соответствии с положением об администрации морских портов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Перечень морских портов, входящих в соответствующую администрацию морских портов, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Администрацию морских портов возглавляет руководитель администрации морских портов. Обязательным требованием к руководителю администрации морских портов является наличие стажа работы не менее чем три года в должности капитана морского порта либо при условии выполнения требований, предъявляемых к капитану морского порта, в должности заместителя капитана морского порта. Иные требования к руководителю администрации морских портов (его знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку его назначения на должность) устанавливаются положением об администрации морских портов, указанным в части 1 настоящей статьи.
Администрация морских портов осуществляет организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также оказывает услуги в морском порту пользователям в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Перечень услуг в морских портах, оказываемых администрацией морских портов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Руководитель администрации морских портов не вправе вмешиваться в деятельность капитана морского порта и должностных лиц службы капитана морского порта при осуществлении ими функций капитана морского порта.
Проверяя оспариваемое постановление и материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы ФИО1 и отмене оспариваемого постановления, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у Администрации в собственности или в пользовании на ином законном основании объектов транспортной инфраструктуры, следовательно, Администрация не является субъектом транспортной инфраструктуры, на который в силу Федерального закона «О транспортной безопасности», возлагается обязанность обеспечения транспортной безопасности в филиалах Администрации, соответственно, ФИО1, как должностное лицо, не несет ответственность за неисполнение требований в области транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у должностного лица административного органа отсутствовали основания для привлечения руководителя ФГБУ АМП Сахалина, Курил и Камчатки» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, надлежащих доказательств его вины в совершении данного правонарушения материалы дела не содержат, судом при рассмотрении жалобы не установлены.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу руководителя федерального государственного бюджетного учреждения «Администрации морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» ФИО1 удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора А.№ от 06 мая 2016г., отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, а также должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая