РЕШЕНИЕ
<адрес> 18 апреля 2018 года
Судья Черемховского городского суда <адрес> Шевцова И.П.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ООО «АкТех», Р.А.Р., действующей на основании доверенности,
рассмотрев материалы дела по жалобе ООО «АкТех» в лице представителя Т.Н.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>А.Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, которым
ООО «Аккумуляторные технологии» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>А.Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аккумуляторные технологии» (далее - «АкТех») признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ООО «АкТех» в лице представителя Т.Н.А. в жалобе, поданной в Черемховский городской суд <адрес>, просит об отмене постановления и о прекращении производства по делу по следующим основаниям. Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В силу абзаца седьмого части второй указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации). Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290н (далее - Межотраслевые правила). В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств, форма которой приведена в приложении к данным Правилам. Вменяемое ООО «АкТех» нарушение, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, не подтверждено. Так, работодатель соблюдает требования нормативных требований охраны труда, организует учет и выдачу СИЗ: в Обществе имеется соответствующие нормативные документы (регламент о порядке обеспечения СИЗ, карты СОУТ, нормы бесплатной выдачи СИЗ), Обществом осуществляется постоянный закуп СИЗ и наличие их на складе. В соответствии с нормами выдачи средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) в ООО «АкТех» и картой №А специальной оценки условий труда, контролеру службы режима согласно нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в ООО «АкТех» должны выдавать в зимний период времени: куртка утепленная, брюки утепленные, валенки на резиновой основе. В конце 2015 г. всем работникам службы режима, которым полагается теплая одежда, были выданы специальная одежда и обувь, что подтверждается подписями работников в карточках учета выдачи СИЗ. Нормативные сроки использования спецодежды составляют 24 мес. (куртка, брюки) и 30 мес. (валенки). Таким образом, по части утепленных курток срок использования заканчивается перед началом зимнего сезона 2017г., по части обуви, срок использования еще не истек. Заявки на приобретение СИЗ оформляются отделом ОТ, ПБ и экологии по поступившим служебным запискам от руководителей подразделений, в соответствии с п.3 Регламента о порядке обеспечения СИЗ работников предприятия. На приобретение зимней СИЗ для контролеров службы режима служебной записки (заявки) от руководителя службы режима - Б.В.Б. в отдел ОТ, ПБ и экологии не поступало. Не было обращений работников службы режима за обеспечением зимней СИЗ. К началу зимнего сезона 2017-2018 года предприятие приобрело для службы режима, следующие зимние СИЗ: куртка утепленная - 20 штук, брюки утепленные - 14 штук, валенки на резиновой основе - 6 штук. Руководитель службы режима предприятия Б.В.Б. не довел до своих подчиненных информацию о наличии зимней СИЗ на складе спецодежды, не взаимодействовал с подразделениями ОМТСиС, отделом ОТ, ПБ и экологии но вопросам обеспечения СИЗ. ООО «АкТех», не имея намерения нарушать требования охраны труда, организовал надлежащий учет и контроль, обеспечил наличие на складе СИЗ, в регламенте предусмотрел порядок обеспечения СИЗ. Непосредственные заявки на СИЗ должны были поступить от руководителя службы режима Б.В.Б. (который преднамеренно, зная об отсутствии таких заявок с его стороны обратился с соответствующей жалобой якобы в интересах работников), вины ООО «АкТех» в необеспечении работников спецодеждой, а значит состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нет. В связи с изложенным, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Также государственным инспектором труда неверно определены обстоятельства, отягчающие ответственность в соответствии со ст. 4.3. КоАП РФ. Считает, что ссылка инспектора на привлечение заявителя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ в качестве отягчающего обстоятельства не является законной, поскольку правонарушения, ответственность за которые предусмотрены ст.5.27 и ст. 5.27.1. КоАП РФ не относятся к однородным.
При рассмотрении жалобы защитник ООО «АкТех» Р.А.Р., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, по основаниям, указанным в жалобе.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <адрес>А.Е.Н. просила жалобу ООО «АкТех» оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив, с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в государственную инспекцию труда в <адрес> поступило заявление от председателя первичной профсоюзной организации ООО «АкТех» СОЦПРОФ от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении трудовых прав. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-ОБ/1492/4/1 заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес>Д.Л.Г. Государственной инспекцией труда в ООО «АкТех» была проведена внеплановая, выездная проверка.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств Индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом урегулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
«Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 997н (далее - Типовые нормы выдачи СИЗ) предусмотрены нормы выдачи теплой специальной одежды и теплой специальной обуви в зависимости от климатических поясов, Правила выдачи СИЗ и их использования, а также степень ответственности и принципы организации контроля их выдачи регламентированы приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ России от ДД.ММ.ГГГГ№ н.
Согласно п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее - Правила) работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных е загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Согласно п. 9 Правил работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.
Согласно п. 21 Правил СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона.
Согласно п. 13 Правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
В соответствии со ст. 221 ТК РФ в организации ООО «АкТех» установлены нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в ООО « АкТех» на 2018 г., утвержденные генеральным директором ООО «АкТех» Н.А.А.ДД.ММ.ГГГГ Согласно данным нормам работникам по профессии контролер по режиму предусмотрена выдача специальной одежды специальной обуви в холодный период года (зимой): куртка утепленная (24 мес.), брюки утепленные (24 мес.), валенки на резиновом основании (30 мес.).
Согласно списку состава контролеров по режиму, при несении дежурства к проведению работ на открытой территории в холодный период года привлекаются из 26 человек 16 человек.
Согласно предоставленным к проверке личным карточкам выдачи СИЗ выдача специальной одежды и обуви работникам, предусмотренная нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в ООО «АкТех» на 2018 г., в холодный период года (куртка утепленная, брюки утепленные, валенки на резиновом основании) записью в личных карточка учета СИЗ работников З.Н.Я, Р.Н.В., К.П.Н. и еще 11 работников службы по режиму в полном объеме не подтверждается. Частично СИЗ выданы работникам: М.А.К, Х.А.А. -куртка ватная, К.Л.М., - куртка ватная и валенки. Следовательно, выдача специальной одежды и специальной обуви, предусмотренной в холодный период года работникам по профессии контролеры по режиму (в соответствии с утвержденными нормами в ООО «АкТех» зимой) в полном объеме работодателем не осуществлялась.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки №-ОБ/1492/4/2 от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленных нарушений №-ОБ/1492/4/3 от ДД.ММ.ГГГГ, личными карточками работников учреждения.
Обстоятельства, подтверждающие обоснованность привлечения ООО «АкТех» к административной ответственности указаны в протоколе по делу об административном правонарушении №-ОБ/1492/4/5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречий и каких-либо нарушений закона при его составлении не усматривается, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
При рассмотрении дела должностного лицо правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применил нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «АкТех» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, наделено правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Совокупность представленных доказательств, вопреки доводам жалобы, явилась достаточной для правильного разрешения данного дела. Оснований для иной оценки исследованных доказательств не усматривается. Событие, состав административного правонарушения, вина юридического лица в его совершении нашли в суде свое полное подтверждение, обстоятельства совершения административного правонарушения верно изложены в постановлении по делу об административном правонарушении.
Судья при рассмотрении жалобы соглашается с выводами должностного лица, вынесшего постановление, не усматривая каких-либо нарушений норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих по своим правовым последствиям признание вышеперечисленных доказательств недопустимыми.
Доказательств невозможности соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, в силу чрезвычайных событий, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных требований не установлено.
Доводы защиты об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, опровергаются представленными материалами, приведенными выше.
В соответствии с ч.ч.2,3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
Таким образом, в силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ненадлежащее исполнение работником организации своих должностных обязанностей не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за вменяемое правонарушение. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «АкТех» объективной возможности для соблюдения требований законодательства, равно как и доказательств принятия необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины юридического лица.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
С учетом важности и социальной значимости охраняемых нормой, установленной ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общественных отношений в сфере труда, объекта посягательства - трудовые права работника, совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Постановление о назначении наказания вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из постановления о назначении наказания следует, что при определении вида и размера наказания должностное лицо учел в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторное совершение однородного правонарушения. Данный вывод является верным, подтверждается представленными постановлениями о назначении наказания в виде штрафов отношении ООО «АкТех» от ДД.ММ.ГГГГ по ч.4 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Довод жалобы и защитника о том, что неверно определено отягчающее обстоятельство, поскольку правонарушения, ответственность за которое предусмотрены ст. 5.27 и ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относятся к однородным, является несостоятельным.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства. Объектом правонарушения, предусмотренного ст.5.27 и ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда. Целями трудового законодательства, в соответствии со ст.1 ТК РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законными и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в <адрес>А.Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Аккумуляторные технологии» – оставить без изменения, а жалобу ООО «Аккумуляторные технологии», без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии данного решения.
Судья И.П. Шевцова