ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/2021 от 12.04.2021 Успенского районного суда (Краснодарский край)

К делу №12-38/2021

Решение

село Успенское 12 апреля 2021 г.

Судья Успенского районного суда Краснодарского края Даниленко А.А.,

с участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, - генерального директора АО «Марьинское» Иванова Сергея Петровича Попова А.В., действующего на основании доверенности,

должностного лица возбудившего административное производство - помощника прокурора Успенского района Попова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Марьинское» Иванова Сергея Петровича на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении его к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №219 Краснодарского края от 19.03.2021 генеральный директор АО «Марьинское» Иванова С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, должностное лицо обжаловало его в суд.

В обоснование жалобы указало, что по итогам проведенной 08.02.2021 прокуратурой Успенского района Краснодарского края проверки было установлено, что 20.10.2020 на основании приказа № 99, исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Марьинское» Ивановым С.П., на работу на должность начальника службы контроля был принят ФИО1, который является бывшим гражданским Федеральным служащим Федеральной службы судебных приставов и замещал должность государственной гражданской службы категории «Руководители» Управления Федеральной службы приставов в Краснодарском крае в качестве старшего судебного пристава Армавирского городского отдела судебных приставов управления Федеральной службы приставов по Краснодарскому краю, включенную в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы Краснодарского края, утвержденный указам Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574, с нарушением требований, предусмотренных ч.4 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ «О противодействии коррупции», без надлежащего уведомления работодателя по последнему месту службы — управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативно-правовыми актами РФ.

Пунктами 2,4 Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 г. № 29 «Об утверждении правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативно правовыми актами РФ» установлено, что работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума суда РФ от 28.11.2017 г., №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях», при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, установленные непосредственно для целей названной нормы, так и в случае отсутствия названных перечней - нормативно правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренным законодательством мерами по противодействию коррупции.

Указом президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574 (в редакции № 74 от 30.07.2020 действовала на момент принятия ФИО1 на работу в ОАО «Марьинское») утвержден реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и в главе 4 подраздела №3 раздела №11 включена должность старшего судебного пристава, в которой ФИО1 осуществлял свою трудовую деятельность в период 26.12.2016 по 20.04.2020.

В нарушение указанных выше положений законодательства, ОАО «Марьинское» не уведомило в письменной форме прежнего работодателя ФИО1 в лице управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о заключении с ним трудового договора в течение 10 дней, то есть в период с 21.10.2020 по 30.10.2020 включительно.

С постановлением мирового судьи судебного участка № 219 Успенского района Краснодарского края не согласен, считает его подлежащим отмене, полагает выводы суда о виновности АО «Марьинское» не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановление вынесено с неверным применением и трактовкой норм действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

Предусмотренной частью 4 статьи 12 названного закона обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в части 2 этой статьи обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Аналогичная обязанность гражданина предусмотрена статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 20.10.2020 на основании приказа № 99, исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Марьинское» Ивановым С.П. на работу на должность начальника службы контроля указанного общества был принят ФИО1

При обозрении трудовой книжки ФИО1, предоставленная копия которой явилась в числе прочих доказательств по делу предметом исследования в процессе судебного следствия, и включена в число материалов, якобы подтверждающих вину генерального директора ОАО «Марьинское» Иванова С.П., в вменяемом административном правонарушении следует, что ФИО1 в период времени с 26.12.2016 по 30.04.2020 замещал должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела — старшего судебного пристава Армавирского городского отдела судебных приставов, но не как не должность старшего судебного пристава-исполнителя Армавирского городского отдела судебных приставов управления Федеральной службы приставов по Краснодарскому краю, как это указано в постановлении мирового судьи.

Должность «Начальник отдела — старший судебный пристав» и должность «Старший судебный пристав-исполнитель» различны не только по своему буквальному наименованию, но и по содержанию наделяемых должностных полномочий.

При этом как следует из той же записи в трудовой книжке ФИО1 последний до заключения с ним трудового договора с ОАО «Марьинское» был освобожден от замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, п. 8.2. части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004, №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Приказ от23.04.2020, №815-к.

Буквально из записи в трудовой книжки Фомиченко следует: «№ записи 14, 30.04.2020, Расторгнут служебный контракт, освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, п. 8.2. части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004, №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Приказ от23.04.2020, №815-к.»

Должность начальника отдела — страшившего судебного пристава, ранее замещаемая ФИО1 на момент принятия его на работу в ОАО «Марьинское» не существовала и в предусмотренные законом перечни государственного гражданского (либо государственного) служащего включена не была, так как была сокращена, о чем свидетельствует вышеприведенная запись в трудовой книжке ФИО1

Таким образом, полагает ссылка суда на пункт 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях» не может быть применима как правовое обоснование виновности при рассматриваемых событиях по той причине, что должность старшего судебного пристава — исполнителя Армавирского городского отдела, как это указывает суд, ФИО1 никогда не замещал, о чем также свидетельствуют соответствующие записи в предоставленной им трудовой книжке, при этом ранее замещаемая им должность Начальника отдела — старшего судебного пристава на момент приема его на работу в ОАО «Марьинское не значилась, как в перечне, установленном непосредственно для целей применения ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», так и в случае отсутствия названных перечней нормативно-правовых актах, определяющих должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Согласно статье 8 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» утвержден реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, согласно которому в Разделе 9 «Перечень должностей в федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных федеральным министерствам, Главе 4. Отдельные должности в Федеральной службе судебных приставов (в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640) ранее замещаемая ФИО1 должность федерального государственного гражданского служащего, начальника отдела — старшего судебного пристава не значится.

Также при обозрении перечня должностей федеральной государственный службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557), а именно: п. 10.1. (который введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N640) следует перечень должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации: а) директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП России); б) руководители (начальники): подразделений центрального аппарата ФССП России; территориальных органов ФССП России и их подразделений; в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "а" и настоящего пункта.

Таким образом, очевиден тот факт, что ранее замещаемая ФИО1 должность, относящаяся к должностям федеральной государственной гражданской службе, именуемая как начальник отдела — старший судебный пристав не значится и не значилась на момент принятия его на работу в ОАО «Марьинское» в должности начальника службы контроля поименованного акционерного общества 20.10.2020, так как изменения должностей были произведены 1 января 2020 на основании Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Данный факт очевиден также ввиду того обстоятельства, что как следует из той же записи в трудовой книжке ФИО1, последний был освобожден от замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы и уволен в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2. 4.1, ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ, в противном случае с ним не мог бы быть расторгнут служебный контракт, он не мог бы быть освобожден от замещаемой им должности и уволен по изложенным основаниям.

Полагает, что данные обстоятельства не были учтены при вынесении постановления по делу, также изложенным обстоятельствам не была дана должная правовая оценка.

Из смысла диспозиции ст. 19.29 КоАП РФ следует, что в состав рассматриваемого правонарушения входит противоправные действия виновного лица, выраженные в привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Однако, как это уже было неоднократно отмечено, на момент привлечения к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного гражданского служащего ФИО1, ранее замещаемая им должность начальника отдела — старшего судебного пристава уже не была включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, при этом замена понятий в наименованиях должностей имеющих четкое и буквальное наименование с начальника отдела — старшего судебного пристава на старшего судебного пристава — исполнителя, при этом подразумевая их тождественность, при оценке наличия состава административного правонарушения предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ является недопустимым.

Согласно пункту 13.Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Просит постановление мирового судьи судебного участка №219 Успенского района Краснодарского края по делу № 5-106/2021 от 19 марта 2021 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Марьинское» Иванова Сергея Петровича в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В судебном заседании представитель генерального директора ОАО «Марьинское» Иванов С.П. Попов А.В., доводы жалобы поддержал и настаивал на её удовлетворении.

Помощник Успенского районного прокурора в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает постановление законным и обоснованным.

Выслушав представителя лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, помощника Успенского районного прокурора, исследовав материалы дела, судья считает следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Постановлением мирового судьи судебного участка №219 Краснодарского края от 19.03.2021 генеральный директор АО «Марьинское» Иванова С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативно-правовыми актами РФ.

Пунктами 2, 4 постановления Правительства РФ от 21.01.2015 г. № 29 «Об утверждении правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ» установлено, что работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях», при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.

Указом Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574 (в редакции № 74 от 30.07.2020 г., действовала на момент принятия ФИО1 на работу в ОАО «Марьинское») утвержден реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и в главе № 4 подраздела № 3 раздела № 11 включена должность старшего судебного пристава, в которой ФИО1 осуществлял свою трудовую деятельность в период с 26.12.2016 по 20.04.2020 год.

В нарушение указанных выше положений законодательства, исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Марьино» Иванов С.П. не уведомил в письменной форме прежнего работодателя ФИО1 в лице управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о заключении с нем трудового договора в течение 10 дней, то есть в период с 21.10.2020 по 31.10.2020.

Ссылка лица привлеченного к ответственности на тот факт, что в постановлении о привлечении генерального директора АО «Марьинское» Иванова Сергея Петровича указана не верна должность ФИО1 старший судебный пристав — исполнитель и является существенным нарушением, считает, что в постановлении мирового судьи в указании должности (старшей судебный пристав — исполнитель) допущена описка, поскольку из материалов административного производства речь идет о должности (старший судебный пристав).

Обстоятельства правонарушения подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.

Вина правонарушителя подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела.

При назначении административного наказания учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого должностного лица, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 4.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и верно назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.

При таких обстоятельствах судья считает, что постановление государственного инспектора, которым должностное лицо привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено законно и обоснованно, на основании собранных по делу доказательств, уполномоченным должностным лицом, а назначенное лицу наказание полностью соответствует санкции настоящей статьи.

С учетом вышеизложенного, судья не находит оснований для отмены указанного постановления и полагает необходимым в удовлетворении жалобы отказать.

Руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка №219 Успенского района Краснодарского края от 19.03.2021, которым генеральный директор АО «Марьинское» Иванова С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей оставить без изменения, жалобу генерального директора АО «Марьинское» Иванова С.П. – без удовлетворения.

Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Решение по результатам рассмотрения жалобы может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном положениями статей 30.12 – 30.19 КоАП РФ.

Судья