ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/2021 от 14.02.2022 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 12-7/2022

УИД 75RS0022-01-2021-001312-89

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Хилокского районного суда Забайкальского края Клейнос С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Хилок 14 февраля 2022 года жалобу генерального директора ООО «Буртуй» ФИО1 на постановление № 75/8-1331-21-И/12-7745/5-И/425/1 от 13.12.2021 г. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении:

должностного лица - генерального директора ООО «Буртуй» ФИО1, <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, адрес регистрации по месту жительства: <данные изъяты> за нарушение трудового законодательства к административной ответственности не привлекался,

установил:

Постановлением № 75/8-1331-21-И/12-7745/5-И/425/1 от 13.12.2021 г. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО2 ФИО1 – генеральный директор ООО «Буртуй» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «Буртуй» ФИО1 обратился с жалобой, в которой указал, что считает постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку административным органом вопреки положениям ст.26.2 КоАП РФ не собрано достаточно относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие вины, следовательно, состава административного правонарушения, постановление носит формальный, поверхностный характер без изучения фактических обстоятельств по делу, без установления вины правонарушителя и ее формы, в отсутствие анализа действий (бездействий) правонарушителя, в том числе: у <А> имеется удостоверение об обучении, <Ф> прошел обучение 30.07.2021, председатель комиссии <А> члены комиссии: <Л><С>., прошли обучение на рабочем месте. Считает, что протокол, на основании которого вынесено постановление, содержит ошибочную информацию о фактических обстоятельствах дела. Указав, что в полномочия суда не входит установление фактических обстоятельств дела, суд не должен подменять орган в вопросе о наличии нарушений в действиях (бездействии) хозяйствующего субъекта и исправлять ошибки государственного органа (дополняя, изменяя) фактическую сторону дела и принимая на себя функции государственного органа, просил суд отменить постановление № 75/8-1331-21-И/12-7745/5-И/425/1 от 13.12.2021 г.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Согласно части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Частями первой и второй ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Частью первой статьи 225 ТК Российской Федерации установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок ).

В соответствии с п. 2.2.1 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы ( п.2.2.2 Порядка).

При этом в соответствии с п. 2.2.3 Порядка, порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

В соответствии с п. 2.3.1. Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В силу пункта 2.3.2 указанного порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят, в том числе руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Проверка знаний требований охраны труда определена в разделе 3 Порядка.

Согласно п. 3.1. проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года ( п.3.2 Порядка).

В соответствии с п. 3.4 Порядка для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

Согласно п.3.6 Порядка результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.

Из дела следует, Приказом № 1 от 23.04.2019 г ФИО1 назначен на должность генерального директора ООО «Буртуй» с 24.04.2019 г. Приказом 23 от 07.05.2019 г. ФИО1 принят на работу в ООО «Буртуй» генеральным директором.

Приказом № 6 от 26.04.2019 г. в ООО «Буртуй» создана комиссия по проверке знаний по охране труда ООО «Буртуй» в составе: председатель комиссии –ФИО1, члены комиссии: <данные изъяты><данные изъяты><С> Пунктом. 2 приказа установлено проводить проверку знаний работников по утвержденным программам (приложение № 1,2), результаты проверки оформлять протоколом по форме приложения № 3. Пунктом 3 приказа предусмотрено проверку знаний по охране труда у вновь поступивших на работу работников и специалистов проводить не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих – периодически, не реже одного раза в 3 года для ИТР, не реже 1 раза в год – для рабочего персонала.

Согласно приказу № 4 от 01.04.2021 г., трудовому договору от 01.04.2021 г. <А> принят на работу в ООО «Буртуй» с 01.04.2021 г. на должность начальника участка, в его должностные обязанности входит руководство угольным разрезом, обеспечение безопасности труда и соблюдение технологии производства.

Сведений о том, что <А> в период с 01.04.2021 г. по 30.04.2021 г. ( в течение месяца), а также как руководитель, осуществляющий организацию, руководство и проведение работ на угольном разрезе, прошел специальное обучение, а также обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей начальника участка, материалы дела не содержат. Протокол заседания комиссии ООО «Буртуй» по проверки знаний по охране труда обществом не представлен. Представленный протокол № 19-18 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны руда работников от 15.12.2018 г. не подтверждает соблюдение Порядка в отношении <А>, поскольку относится к иному обществу - ООО «Вектор», кроме того, невозможно установить в какой профессиональной сфере и по какой должности <А> прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Табелями учета рабочего времени, ведомостями по выплате заработной платы подтверждается факт выполнения <А> работы в должности начальника участка.

Поскольку начальник участка <А> был допущен к работе, при этом ни как вновь принятый на работу сотрудник в течение месяца, ни как руководитель в нарушение п.п. 2.2.1, 2.3.1, 2.3.2, п.п.3.1, 3.4.3.6 Порядка обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда не прошел, то это образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

<И> Приказом № 3 от 07.12.2020 г. принята на работу в ООО «Буртуй» с 07.12.2020 г. на должность главного бухгалтера. При этом проверку знаний требований охраны труда ФИО3 прошла 26.11.2021 г., что следует из протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда от 26.11.2021 г., комиссия в составе: председатель комиссии: <К> члены комиссии: <А>, <К>, заместитель гл.инженера по ПБ и ОТ.

Согласно табелям учета рабочего времени, ведомостям по выплате заработной платы главный бухгалтер <И> была допущена к работе 07.12.2020 г. и выполняла работу.

Таким образом, главный бухгалтер <И> прошла обучение по охране труда и проверку знаний по истечение 11 месяцев 20 дней с даты допуска ее к работе (07.12.2020 г. – 26.11.2021 г.)

Поскольку главный бухгалтер <И>. была допущена к работе, при этом в нарушение п.2.2.1, п.п.3.1, 3.4.3.6 в течение месяца после приема ее на работу не было организовано обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, с последующей проверкой знаний требований охраны труда, то это образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

<Б> приказом № 4 от 15.12.2020 г. принята на работу в ООО «Буртуй» маркшейдером с 15.12.2020 г. При этом проверку знаний требований охраны труда <Б> прошла 26.11.2021 г., что следует из протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда от 26.11.2021 г., комиссия в составе: председатель комиссии: <К> члены комиссии: <А><К> заместитель гл.инженера по ПБ и ОТ.

Согласно табелям учета рабочего времени, ведомостям по выплате заработной платы маркшейдер <Б> была допущена к работе 15.12.2020 г. и выполняла работу.

Таким образом, маркшейдер <Б> прошла обучение по охране труда и проверку знаний по истечение 11 месяцев 12 дней с даты допуска ее к работе (15.12.2020 г. – 26.11.2021 г.)

Поскольку маркшейдер <Б> была допущена к работе, при этом в нарушение п.2.2.1, п.п.3.1, 3.4.3.6 в течение месяца после приема ее на работу не было организовано обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, с последующей проверкой знаний требований охраны труда, то это образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

<Ф> Приказом № 13 от 19.07.2021 г. принят на работу с 19.07.2021 г. в ООО «Буртуй» горным мастером, уволен 02.11.2021 г. Трудовым договором <Ф> предусмотрены обязанности по организации работы смены, проводить обучение и инструктаж рабочих смены по охране труда.

Ведомостями по заработной плате подтверждается факт допуска и выполнения работы <Ф> с 19.07.2021 г.

Доказательств тому, что <Ф> прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда как вновь принятый работник, а также как специалист,

осуществляющий организацию, руководство и проведение работ руководимой им сменой на угольном разрезе, материалы дела не содержат. Протокол комиссии проверки знаний требований охраны труда обществом не представлен.

Поскольку горный мастер <Ф> был допущен к работе, при этом ни как вновь принятый на работу сотрудник в течение месяца, ни как специалист осуществляющий организацию, руководство и проведение работ руководимой им сменой на угольном разрезе в нарушение п.п. 2.2.1, 2.3.1, 2.3.2, п.п.3.1, 3.4.3.6 Порядка обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда не прошел, то это образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: Актом проверки 75/8-1331-21-И/12-7745-И/425 от 18.11.2021 г. ( п.7 Акта), Протоколом об административном правонарушении 75/8-1331-21-И/12-7745-/5-И/425 от 07.12.2021 г., согласно которым в нарушение Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 не организовано обучение в течение месяца после приема на работу безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу, протоколы проверки знаний требований охраны труда работников ООО «Буртуй»: начальника участка <А> маркшейдера <Б> горного мастера <Ф> главного бухгалтера <И> не представлены, приказами о приеме на работу, трудовыми договорами, табелями учета рабочего времени и ведомостями по заработной плате, а также другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом суд отмечает, что проверка надзорным органом проведена законно, с соблюдением порядка и процедуры проведения проверок на основании решения руководителя государственной инспекции труда- главного государственного инспектора труда в Забайкальском крае ФИО4 № 75/8-1331-21-И/12-7251/5-И/425 от 28.10.2021 г. о проведении внеплановой проверки ООО «Буртуй».

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние должностного лица – генерального директора ООО «Буртуй» ФИО1 квалифицировано по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению трудового законодательства.

Доводы жалобы о том, что <А> имеет удостоверение об обучении, прошел обучение на рабочем месте, <Ф>. прошел обучение 30.07.2021 г.не могут быть приняты, поскольку ни чем не подтверждены, опровергаются материалами дела.

Постановление о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «Буртуй» ФИО1 к административной ответственности вынесено уполномоченным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений процедуры привлечения генерального директора ООО «Буртуй» ФИО1 к административной ответственности судом не установлено.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, свидетельствующих о возможности освобождения от административной ответственности, в том числе в связи с малозначительностью административного правонарушения, судом не установлено.

Так учитывая, что объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере трудовых отношений, совершение данного нарушения затрагивает конституционные права граждан на труд в безопасных условиях, на охрану жизни и здоровья работников, то нельзя признать допущенное генеральным директором ФИО5 административное правонарушение малозначительным.

При таких данных, суд не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.

Жалобу генерального директора ООО «Буртуй» ФИО1 следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление № 75/8-1331-21-И/12-7745/5-И/425/1 от 13.12.2021 г. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО2 оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Буртуй» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья – подпись.

Верно.

Судья С.А.Клейнос