Дело №12-38/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п.Увельский Челябинской области 28 июня 2021 года
Судья Увельского районного суда Челябинской области Симонова М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Баклановой Е.Н.,
с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности АОр «НП ЧРУ» ФИО1, рассмотрев жалобу генерального директора АОр «НП ЧРУ» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №327-2021 от 25 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АОр «НП «ЧРУ»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №327-2021 от 25 мая 2021 года, АОр НП «ЧРУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением генеральный директор АОр «НП «ЧРУ» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменит, прекратить производство по делу, поскольку считает, что в действиях АОр «НП ЧРУ» отсутствует состав и событие административного правонарушения, вина юридического лица не доказана. В обоснование жалобы указывает на то, что АОр «НП ЧРУ» в 2021 году мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду проводилось в соответствии с программой мониторинга утвержденной Приказом Минприроды России от 8.12.2020 № 1030, и утвержденной руководителем АОр «НП ЧРУ». АОр «НП ЧРУ» отчет о результатах мониторинга на ОРО №1,№2, №3 представлен в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора 13 января 2021 года. Указывает на то, что юридическим лицом разработаны и утверждены в установленном порядке программы мониторинга по всем эксплуатируемым ОРО, программы мониторинга ОРО обоснованы: перечень компонентов природной среды подлежащих наблюдению и отсутствие влияния объектов ОРО на состояние почв, подземных вод растительного и животного мира, таким образом считает, что мониторинг ОРО проведен в полном объеме в соответствии с утвержденными программами, отчет о результатах мониторинга в установленный законом срок направлен в Росприроднадзор. Считает, что доводы Росприроднадзора о необходимости осуществления мониторинга состояния и загрязнения компонентов природной среды ( почва, подземные воды, возможно растительный мир при необходимости) на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду ничем не обоснованы. Также указывает на то, что размещаемые АОр «НП ЧРУ» на ОРО №1,№2,№3 вскрышные породы ( суглинистые вскрышные породы практически не опасны и представляют собой природный материал-грунт ( суглинок), которые не образуются в производственном процессе, а только перемещаются по территории промплощадки- с места будущего карьера во внутренний отвал вскрышных пород.
Защитник юридического лица АОр «НП ЧРУ» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, пояснила, что предприятием мониторинг проводится в установленном порядке, о чем предоставляется отчет. На момент проведения проверки Росприроднадзором мониторинг не запрашивался, представителем предприятия отчет о мониторинге был предоставлен позже, однако постановление о привлечении АОр «НП ЧРУ» к административной ответственности уже было вынесено. АОр «НП ЧРУ» привлечено к административной ответственности за отсутствие программы мониторинга, однако данная программа имеется, отчет был сделан на основании программы мониторинга и сдан 13 января 2021 года в Росприроднадзор. Кроме того, предприятием в мониторинге не дается характеристика только почвы, поскольку вред почве не наносится, при этом в мониторинге имеются обоснования отсутствия характеристики по почве.
Государственный инспектор Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена.
Представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежаще, в суд направил возражение на жалобу, считает постановление законным и обоснованным, о чем указал в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, выслушав представителя АОр «НП ЧРУ» ФИО1, суд приходит к следующим выводам.
Частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 4 марта 2016 г. № 66.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Территория в пределах воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 6 указанного Порядка результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения общества к административной ответственности послужили изложенные в постановлении выводы должностного лица территориального органа Росприроднадзора о том, что юридическим лицом АОр «НП ЧРУ» нарушены требования по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, а именно: мониторинг проводится предприятием в соответствии с графиком, включенным в программу производственного экологического контроля, контролируемые показатели - атмосферный воздух и поверхностные воды, остальные компоненты природной среды ( почва, подземные воды, возможно растительный и животный мир) при необходимости предприятием не контролируются, обоснования принятых решений отсутствует, в связи с чем АОр «НП ЧРУ» нарушен порядок проведения мониторинга. Данный факт является нарушением п.2 ст.11, ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 ст.11, п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.11 ст.8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства выявлены в результате проведения в период с 15 февраля 2021 года по 16 марта 2021 года плановой выездной проверки и подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 327-2021 от 09.04.2021, программой мониторинга дата корректировки 12.01.2021 года, предписанием № 97/340 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 16.03.2021 года, актом проверки от 16.03.2021 года, приказом о проведении плановой выездной проверки от 19.01.2021 года № 97, приказом № 340 от 05.03.2021 года о внесении изменений в приказ № 97 от 19.01.2021 года, иными материалами дела которым должностным лицом была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в том числе дана оценка программе мониторинга от 13 мая 2021 года, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, Действия АОр «НП ЧРУ» правильно квалифицированы по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства о недропользовании.
При этом каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица АОр «НП ЧРУ» возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволяют суду по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Доводы жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения основаны на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Жалоба генерального директора АОр «НП ЧРУ» не содержит доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену или изменение постановления.
При таких обстоятельствах, в деянии АОр «НП ЧРУ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Установленный статьей 4.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента обнаружения административного правонарушения и на момент вынесения должностным лицом оспариваемого постановления не истек.
Административное наказание АОр «НП ЧРУ» в виде предупреждения назначено в соответствии с санкцией ч.11 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №327-2021 от 25 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АОр «НП ЧРУ», оставить без изменения, жалобу генерального директора АОр «НП ЧРУ» ФИО3 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течении 10 дней с момента его получения через Увельский районный суд.
Судья п/п М.В. Симонова
Копия верна. Судья