ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/2022 от 01.04.2022 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

01 апреля 2022 года г. Самара

Судья Куйбышевского районного суда г. Самары Прошина Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компании «Формула ЖКХ» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.26 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории <адрес>»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара№1697 от 22.12.2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Формула ЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.26 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

ООО «Управляющая компания «Формула ЖКХ» обратилась в Куйбышевский районный суд г. Самара с жалобой, в которой просит постановление отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обосновании своих требований указывает, что постановление по делу об административном правонарушении не получали, в нарушении ст. 25.15 КоАП РФ Управляющая компания не была надлежаще извещена о заседании административной комиссии, оспариваемое постановление вынесено без участия представителя управляющей компании. О наложении штрафа общество с ограниченной ответственностью узнало из сообщения, поступившего с портала государственных услуг. Копия оспариваемого постановления получена 25.01.2022 года.

В судебное заседание представитель ООО «Управляющая компания «Формула ЖКХ», не явился, о причинах неявки не сообщил, уведомлен надлежащим образом.

Представитель административной комиссии Куйбышевского внутригородского района г. Самара – председатель административной комиссии Куйбышевского внутригородского района г. Самара против удовлетворения жалобы возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, указал, что порубочный билет была выдан ООО «УК «Формула ЖКХ» законно, однако указанная управляющая компания его не исполнила. Порубочный билет направлялся на электронную почту Общества.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Статьей 30.3 ч. 2 КоАП РФ установлено, что указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Поскольку доказательств получения заявителем копии оспариваемого постановления № 1697 от 22.12.2021 года в установленные законом сроки, в материалах дела не имеется, то суд считает, причину пропуска срока подачи жалобы на указанное постановление уважительной, в связи с чем, подлежит восстановлению.

В соответствии с ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП).

При рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее это правонарушение, и его виновность, характер и размер ущерба и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП).

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего КодексаКодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся также и в подпункте 39 пункта 2 статьи 26.3подпункте 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Таким образом, вопросы установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральным законодательством, отнесены к ведению Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных актами указанных публично-правовых образований, а также актами органов местного самоуправления.

Частью 2 ст. 4.26 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" установлена ответственность за неосуществление удаления (сноса), пересадки деревьев и кустарников в пределах сроков, установленных в порубочном билете и (или) разрешении на пересадку деревьев и кустарников, предоставляемых в порядке, установленном Законом Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" и органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области.

За административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 4.26 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

С 13 августа 2019 года на территории городского округа Самара действуют Правила благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденные решением Думы г.о. Самара от 8 августа 2019 года №444 (далее - Правила благоустройства).

Пункт 1 статьи 1 Правил благоустройства предусматривает, что настоящие Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов благоустройства, внешнему виду фасадов зданий, сооружений, планируемых к строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, надлежащему содержанию территории городского округа Самара (далее - городской округ) и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - внутригородские районы) для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского округа.

В силу п. 53 ст. 2 Правил благоустройства прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы, которой определены в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п. 4 Правил в целях закрепления территории в городском округе для содержания и благоустройства границы прилегающих территорий устанавливаются: путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории; путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между администрацией внутригородского района (уполномоченный орган) и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом (далее - соглашение). В этом случае приложением к соглашению будет являться карта-схема прилегающей территории.

В соответствии со ст. 3.2. Закона Самарской области от 12.07.2006 N 90-ГД (ред. от 11.02.2022) "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории Самарской области и территориях муниципальных образований в Самарской области к процедурам, связанным с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории Самарской области и территориях муниципальных образований в Самарской области, порядки проведения которых утверждаются органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области градостроительной деятельности, относятся:

1) предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства;

2) предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников;

3) предоставление разрешения на осуществление земляных работ.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона Самарской области от 12.07.2006 N 90-ГД (ред. от 11.02.2022) "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" процедура предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников осуществляется на территории городского округа (городского или сельского поселения) Самарской области уполномоченным органом местного самоуправления при условии определения правилами благоустройства, утвержденными муниципальным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования, обязанности получения порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников заинтересованными лицами для строительства (реконструкции) объекта капитального строительства либо для целей, не связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства, в том числе в целях: удаления аварийных, больных деревьев и кустарников.

Процедура предоставления порубочного билета осуществляется на территории городского округа (городского или сельского поселения) Самарской области в случае удаления (сноса) деревьев и кустарников в целях их уничтожения, повреждения или выкапывания, влекущего прекращение их роста, гибель или утрату.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Правил благоустройства удаление (снос) деревьев и кустарников при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства либо для целей, не связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства, осуществляется при условии получения заинтересованными лицами порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, в том числе, в целях удаления аварийных, больных деревьев и кустарников.

В силу ч. 2 ст. 33 Правил благоустройства процедура предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных для строительства объектов индивидуального жилищного строительства, а также земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. Процедура предоставления порубочного билета осуществляется на территории городского округа в случае удаления (сноса) деревьев и кустарников в целях их уничтожения, повреждения или выкапывания, влекущего прекращение их роста, гибель или утрату.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Правил благоустройства порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников заинтересованным лицам для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства выдается Администрацией городского округа Самара в лице Департамента городского хозяйства и экологии. В случаях, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников выдается администрацией внутригородского района.

В силу ч. 5 ст. 33 Правил благоустройства при удалении (сносе) и (или) пересадке деревьев и кустарников лицом, заинтересованным в удалении (сносе) и (или) пересадке деревьев и кустарников, составляется схема благоустройства и озеленения земельного участка, на котором находится предполагаемое к удалению дерево и (или) кустарник, отвечающая следующим требованиям: - обозначение границ земельного участка, на котором будут выполнены работы по благоустройству; - отражение в виде условных обозначений элементов благоустройства, планируемых к размещению после проведенных работ по благоустройству; - расшифровка (легенда) условных обозначений.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении основанием для привлечения общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Формула ЖКХ» к административной ответственности на основании части 2.1 статьи 4.26 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года № 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" послужило то, что по состоянию на 30.11.2021 года в соответствии с порубочным билетом №96 от 30.08.2021 года, действующим до 31.10.2021 года, не осуществила работы по сносу двух деревьев, указанных в данном билете по адресу: <адрес>, произрастающих на земельном участке, прилегающем к дому.

Правонарушение выразилось в неисполнении требований п. 3 ч. 2 ст. 7, ст. 33 «Правил благоустройства территории городского округа Самара», утвержденных решением Думы городского округа Самара №444 от 08.08.2019 года, а именно – ООО «УК Формула ЖКХ» по состоянию на 30.11.2021 года в соответствии с порубочным билетом №96 от 30.08.2021 действующим до 31.10.2021, не осуществила работы по сносу двух деревьев, указанным в данном билете.

Доказательствами вины юридического лица, по мнению членов Административной комиссии, являются протокол об административном правонарушении, а также фотоматериалами.

С вышеизложенными доводами административной комиссии согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 40, 41, 42 земельного кодекса РФ правом на пользование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельца и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе иных, отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

При этом благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется администрациями внутригородских районов городского округа Самара в соответствии с компетенцией (п. 10 Главы 3 раздела 2 Правил Благоустройства территории городского округа Самара).

В данном случае Общество привлечено к административной ответственности за неосуществление работ по сносу двух деревьев, указанных в порубочном билете по адресу: <адрес>, произрастающего на земельном участке, прилегающем к дому.

В силу ст.2 Закона Самарской области от 13.06.2018 N 48-ГД (ред. от 18.12.2019) "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы, которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом.

Между тем, границы территории земельного участка, прилегающего к дому №16 по <адрес> не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует.

Кроме того, согласно паспорту многоквартирного <адрес>, многоквартирный дом является двухэтажным и имеет площадь здания 432,4 кв. метров. Следовательно, площадь застройки указанного жилого дома, составляет 216, 2 кв. метров. Согласно сведениям публичной кадастровой карты по адресу: <адрес>, задекларирован земельный участок площадью 211 кв. м., имеющий статус – ранее учтенный, разрешенное использование: жилой дом (многоэтажная застройка» указанный земельный участок задекларирован без координат границ.

Согласно ответу <адрес> порубочный билет от <дата> был направлен на электронную почту ООО «Управляющая компания «Формула ЖКХ».

Допрошенная в ходе судебного заседания Астаева И.А., показала, что 30.08.2021 года в составе комиссии она выезжала на обследование территории около <адрес> по обращению гражданина о сносе двух деревьев. В результате обследования путем визуального осмотра было установлено, что два дерева рядом с домом 16 по <адрес> подлежат сносу, в связи с чем было принято решение о выдаче порубочного билета ООО «УК «Формула ЖКХ» в связи с наличием договора с указанной управляющей компанией на обслуживание <адрес>. Как направлялся порубочный билет ей неизвестно. Замеры прилегающей территории комиссией не производились.

Допрошенная в ходе судебного заседания Фролкина К.А. дала аналогичные показания, указав, что замеров прилегающей территории не производилось, план-схема не составлялась. Порубочный билет направлялся на электронную почту ООО «УК «Формула ЖКХ».

В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что постановление административной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара №1697 от. 22.12.2021 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Формула ЖКХ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.26 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ :

Восстановить ООО «Управляющая компания Формула ЖКХ» срок для обжалования постановления по делу об административном № 1697 от 22.12.2021 года о привлечении ООО «Управляющая компания «Формула ЖКХ» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.26 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Постановление административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара №1697 от 22.12.2021 года о привлечении ООО «Управляющая компания «Формула ЖКХ» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.26 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Управляющая компания «Формула ЖКХ» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Судья Н.М. Прошина