ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/2022 от 11.04.2022 Красноармейского районного суда (Приморский край)

25MS-0073-01-2021-003737-68

№ 12-38/2022

РЕШЕНИЕ

с. Новопокровка 11 апреля 2022 года

Судья Красноармейского районного суда Приморского края Савенкова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Удэгейская легенда» на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 73 Красноармейского судебного района Приморского края от 09.02.2022 года по делу об административном правонарушении, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Удэгейская легенда» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

09.02.2022 года постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 73 Красноармейского судебного района Приморского края производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с указанным постановлением ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» обратилось в суд с жалобой, согласно которой с постановлением мирового судьи несогласно по следующим основаниям. В объяснениях учреждения мировому судье подробно изложены доводы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Учреждение настаивает на незаконности предписания от 27.07.2021 № 588-КНД/2021 и соответственно, отсутствии в его действиях состава административного правонарушения. Доводы учреждения в целях обеспечения судебной защиты его прав и свобод и.о. мировым судьей не проверены, надлежащая правовая оценка им не дана. Факт совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не подтвержден. Просят отменить постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 73 Красноармейского судебного района Приморского края от 09.02.2022, прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда», в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» по доверенности ФИО на доводах жалобы настоял, просил постановление и.о мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО в судебное заседание не явилась.

Дело рассмотрено в отсутствие должностного лица, надлежащим образом уведомленного о судебном заседании.

Суд, выслушав представителя ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда», ознакомившись с жалобой, проверив постановление по делу об административном правонарушении, материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Как следует из положений п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 12-242/2021 от 14.12.2021, в период с 29.06.2021 по 26.07.2021 Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора во исполнение приказа о проведении плановой выездной проверки юридического лица в отношении ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» во исполнение Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения, по которым 27.07.2021 выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 588-КНД. Согласно представленным документам ФГБУ «Удэгейская легенда» предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований исполнено не в полном объеме. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 27.07.2021 № 588-КНД/2021, срок исполнения которого истек 27.10.2021 не исполнено, что является нарушением ч. 2 ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Таким образом, в ходе проверки выявленных нарушений обязательных требований, ответственность за который предусмотрена в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лицом, допустившим нарушение, является юридическое лицо ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда».

Согласно предписанию № 588-КНД/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 27.07.2021 ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» предписывается устранить следующие нарушения: положение и Устав Национального парка не приведены в соответствие согласно решению суда от 27.05.2009 № ВАС-15798/08; непредставление информации о лесопотологических обследований, санитарно-оздоровительные мероприятий, в границах Парка; отчет об охране лесов от пожаров с 2018-2021 гг. не составлялся и не представлялся в Минприроды России; непредставление отчетов об использовании лесов Парка за период с 2018 по 2021; в нарушение лесного законодательства РФ в координатах обнаружены информационные знаки, которые закреплены к дереву с помощью гвоздей; в нарушение требований лесного законодательства РФ не очищены от валежной и сухостойной древесины, сучьев полосы шириной 10 метров с каждой стороны лесных дорог, проходящих через Национальный парк не имеющие полос отвода; на территории кордона «Корейский» зафиксировано размещение отходов на земельном покрове; не представлены документы о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности директором ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда», ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; не соблюдаются нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, срок устранения нарушений установлен до 27.10.2021.

Как следует из представленных документов и не оспаривается ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» исполнены следующие пункты предписания: представлен отчет об охране лесов от пожаров за январь-ноябрь 2021, отчеты за 2018-2020 годы Национальным парком не составлялись и не направлялись в Минприроды России; на территории кордона «Корейский» проведена зачистка от размещенных отходов, а именно: железного ржавого ведра, сломанного умывальника, пластиковых изделий, металлического бака и сломанных деревянных изделий, сложенных на земельном покрове навалом.

Указанные действия (бездействие) ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Довод учреждения о том, что если в предписании содержаться требования о предоставлении необходимой информации или сведений, то действия юридического лица не могут быть квалифицированы по статье 19.5 КоАП РФ, а должны быть квалифицированы по ст. 19.7 КоАП РФ, не свидетельствуют об отсутствии в бездействии ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Так в силу ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ состав административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. В предписании № 588-КНД/2021 от 27.07.2021 года указано в том числе, и об устранении нарушений законодательства, допущенных учреждением в срок до 27.10.2021. При таких обстоятельствах в действиях ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Факт совершения ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 14.12.2021; актом документальной проверки от 29.11.2021 -КНД; решением о проведении внеплановой документальной проверки от 12.11.2021 -КНД; предписанием -КНД/2021 от 27.07.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, и другими материалами дела.

Представленные доказательства, всесторонне, полно и объективно исследованы, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Указанные доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль). При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

Указанное предписание ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» в установленном законом порядке не оспорено и его законность и исполнимость вопреки доводам жалобы, сомнений не вызывают. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения, что подтверждается так же частичным исполнением требований предписания учреждением.

Из акта документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-КНД следует, что Предписание -КНД/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ исполнено не в полном объеме.

При частичном выполнении предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства возможность привлечения к административной ответственности определяется органом, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» законного предписания Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования -КДН/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований не доверять сведениям, изложенным в акте проверки -КНД от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

В связи с чем, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО предписание является законным, выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица.

Таким образом, оснований для прекращения производства по административному делу по основаниям, предусмотренным пп. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» состава административного правонарушения судьей не установлено.

В постановлении и.о. мирового судьи судебного участка № 73 Красноармейского судебного района Приморского края от 09.02.2022 года о прекращении производства по делу выводов о виновности ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда», не содержится. Срок давности привлечения к административной ответственности исчислен, верно. В связи с чем, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда».

Руководствуясь ст. 30.7-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд,

РЕШИЛ:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 73 Красноармейского судебного района Приморского края от 09.02.2022 года по делу об административном правонарушении, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Удэгейская легенда» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья Ю.А Савенкова