Дело № 12-38/2022
Р Е Ш Е Н И Е
пос. Арбаж 14 сентября 2022 г.
Судья Яранского районного суда Кировской области Смирнов И.В.,
рассмотрев по адресу места нахождения суда в пгт. Арбаж, ул.Свободы, д. 10 жалобу ФИО3, родившейся в д. района области, работающей заведующей отделом экономики, прогнозирования и муниципальных закупок, председателя Единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Арбажского муниципального округа, зарегистрированной по адресу: Кировская область, Арбажский район пгт.Арбаж, ул., д.№ , на постановление по делу об административном правонарушении № от по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесенное заместителем руководителя управления-начальника отдела контроля закупок УФАС по Кировской области ФИО4,
У С Т А Н О В И Л:
обжалуемым постановлением заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок УФАС по Кировской области ФИО4 от № , как должностное лицо - председатель Единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Арбажского муниципального округа ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
ФИО3 не согласна с постановлением должностного лица и обратилась с жалобой на указанное выше постановление, в которой просит отменить постановление и производство по делу прекратить. Требования жалобы мотивированы тем, что при размещении извещения № о проведении аукциона в электронной форме на поставку светильников уличных светодиодных заказчик указал в нем условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». К заявкам № 4, 8, 12 были приложены Декларации о соответствии Евразийского экономического союза, в которых указан Код ТН ВЭД ЕАЭС, так как в Евразийском реестре промышленных товаров указывается и номер реестровой записи и Классификационный Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, заявителем при рассмотрении указанных выше заявок был сделан ошибочный вывод о том, что этого достаточно для признания заявок соответствующим требованиям аукционной документации. Предписание УФАС по Кировской области № от об устранении нарушений Закона о контрактной системе, выданное по результатам рассмотрения жалобы ИП ФИО1 на действия комиссии заказчика исполнено, нарушения устранены, а именно: аннулирована карточка контракта с ООО «» созданная на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от ; отменен протокол подведения итогов электронного аукциона от ; вторые части заявок участников электронного аукциона рассмотрены повторно с учетом позиции УФАС изложенной в решении № от ; заявки участников с номерами 4, 8, 12 были отклонены и признаны несоответствующими требованиям документации электронного аукциона в связи с не предоставлением реестровой записи из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. В связи с совершением административного правонарушения впервые, проведения оценки заявок участников закупки с таким предметом закупки впервые, отсутствием опыта в подобного вида закупках, заявитель считает возможным применить в отношении неё ст.2.9 КоАП РФ или применить норму ст.4.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО3 участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель УФАС по Кировской области в судебное заседание не явился. От заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок ФИО4 поступил отзыв, в котором она указывает, что с доводами жалобы не согласна, считает, что состав административного правонарушения установлен и доказан, постановление № от является законным и обоснованным, принятым в соответствии с процессуальными требованиями, просит оставить его без изменения, жалобу ФИО3 без удовлетворения.
Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ в отношении ФИО3, отзыв заместителя руководителя УФАС по Кировской области ФИО4, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Пунктом 10 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В связи с закупкой товара с кодом ОКПД 2 – 27.40.33.130, подпадающим под перечень товаров, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление Правительства РФ № 878).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 3 постановления Правительства РФ № 878 подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:
на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;
на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Пунктом 3 (1) постановления Правительства РФ № 878 установлено, что для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В силу ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, образует объективную сторону состава правонарушения по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что согласно распоряжению администрации МО Арбажский муниципальный округ Кировской области от № ФИО3 была принята на работу с на главную должность муниципальной службы заведующего отделом экономики, прогнозирования и муниципальных закупок администрации Арбажского муниципального округа.
Постановлением главы администрации Арбажского муниципального округа от № утверждено Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок (Приложение № 1 к Постановлению № 116), а также состав Единой комиссии по осуществлению закупок (приложение № 2 к Постановлению № 116), согласно которому ФИО3 является председателем Единой комиссии Заказчика по осуществляемым им закупкам.
Пунктами 7.5, 7.6 Положения о единой комиссии Заказчика установлено, что комиссия обязана рассматривать вторые части заявок участников конкретных процедур, принимать решение о соответствии или несоответствии заявок требованиям, установленным документацией, в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, соблюдать правила рассмотрения заявок на участие в конкурентных процедурах и признания участников закупки участниками, предусмотренные Федеральным законом.
Указанные пункты Положения о единой комиссии были нарушены членом комиссии при оценке поступивших заявок по рассматриваемому аукциону: решение о признании заявок № № 4, 8, 12 соответствующими принято, в том числе, ФИО3, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона от , в нарушение пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
ФИО3 является должностным лицом, ответственным за допущенное административное правонарушение.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.2, ч.3 ст.2 данного Закона.
Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок УФАС по Кировской области ФИО4 от № заведующий отделом экономики, прогнозирования и муниципальных закупок, председатель Единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Арбажского муниципального округа ФИО3 признана виновной по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ (л.д. 5-8 административного материала), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Факт совершения правонарушения и виновность ФИО3 подтверждаются совокупностью исследованных при вынесении постановления должностным лицом, а также в судебном заседании доказательств, в том числе:
- распоряжением администрации МО Арбажский муниципальный округ Кировской области от № о приеме ФИО3 на работу с на главную должность муниципальной службы заведующий отделом экономики, прогнозирования и муниципальных закупок администрации Арбажского муниципального округа (л.д. 9);
- постановлением главы администрации Арбажского муниципального округа ФИО2 от № «Об утверждении Положения о Единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Арбажского муниципального округа»; утвержденное приложение № 1 к постановлению от № (Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок); утвержденное приложение № 2 к постановлению от № (Состав Единой комиссии по осуществлению закупок) (л.д. 10-15);
- письменным пояснением ФИО3, в котором указано, что к заявкам № № 4, 8, 12 были приложены Декларации о соответствии ЕЭС, в которых указан код ТН ВЭД ЕАЭС, с указанием номера Реестровой записи и классификационного кода товара, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что ошибочно было принято за номера реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции; нарушение было допущено впервые, предписание УФАС по Кировской области об устранении нарушений Закона о контрактной системе было исполнено, заявки пересмотрены и признаны несоответствующими требованиям документации электронного аукциона.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Пунктами 7.5, 7.6 Положения о единой комиссии Заказчика установлено, что комиссия обязана рассматривать вторые части заявок участников конкретных процедур, принимать решение о соответствии или несоответствии заявок требованиям, установленным документацией, в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, соблюдать правила рассмотрения заявок на участие в конкурентных процедурах и признания участников закупки участниками, предусмотренные Федеральным законом.
Указанные пункты Положения о единой комиссии были нарушены членом комиссии при оценке поступивших заявок по рассматриваемому аукциону: решение о признании заявок № № 4, 8, 12 соответствующими принято, в том числе, ФИО3, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона от , в нарушение пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Представленные материалы административного дела подтверждают факт совершения ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, с учётом анализа приведенных норм законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что виновность должностного лица – заведующей отделом экономики, прогнозирования и муниципальных закупок, председателя Единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Арбажского муниципального округа ФИО3 в нарушении требований п.3 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе установлена, в её действиях содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения ФИО3 к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Совершенное ФИО3 правонарушение не может быть признано малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ), поскольку существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые устанавливают единый порядок закупок, своевременную оплату товаров, работ, услуг в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022г. № 290-ФЗ, действующей с 25.07.2022г.) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что ФИО3 впервые совершила правонарушение, требования ч.2 ст.3.4 КоАП РФ соблюдены, в связи с чем, суд считает возможным на основании ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ заменить ФИО3 наказание в виде штрафа на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО4 от № о назначении административного наказания должностному лицу – заведующей отделом экономики, прогнозирования и муниципальных закупок, председателю Единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Арбажского муниципального округа ФИО3 за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, изменить:
применить при назначении наказания ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменив, назначенное заведующей отделом экономики, прогнозирования и муниципальных закупок, председателю Единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Арбажского муниципального округа Пасынковой М.Ю, административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей на предупреждение, в остальном постановление оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Яранский районный суд Кировской области.
Судья Смирнов И.В.
Решение01.10.2022