ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/2024 от 13.02.2024 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-38/2024

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иваново 13 февраля 2024 года

Судья Фрунзенского районного суда г.Иваново Козина Ю.Н., с участием представителей Администрации города Иванова Смирновой И.Г., Борисовой Н.А.,

рассмотрев жалобу Администрации города Иванова на постановлениеначальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области Насакиной М.А. от 19.05.2023, о назначении административного наказания в отношении Администрации города Иванова по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области от 19.05.2023 Администрация города Иванова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация города Иванова обратилась с жалобой, в которой просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Суть жалобы сводится к отсутствию вины Администрации города Иванова в неисполнении судебного акта в установленный срок. Администрация города Иванова предприняла все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В судебное заседание Кальченко Н.Ю., извещенная о месте и времени судебного заседания в порядке ст.25.15 КоАП РФ не явилась, ходатайств об отложении дела не заявила.

Представители Администрации города Иванова доводы жалобы поддержали по основаниям, указанным в жалобе. Пояснили, что Администрацией города Иванова предприняты все возможные меры в целях приобретения жилого помещения для Кальченко Н.Ю. Однако, по причине низкой начальной (максимальной) цены контракта в первом квартале 2022г. жилые помещения приобрести не удалось. Впоследствии были изменения законодательства, препятствовавшие проведению торгов.

Выслушав защитников Администрации города Иванова, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Положениями ч.1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов административного дела следует, что решением Ленинского районного суда г.Иваново от 20.04.2021 по гражданскому делу № 2-958/2021 удовлетворены исковые Кальченко Н.Ю. к Администрации города Иванова об обязании последней предоставить Кальченко Н.Ю. по договору найма специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Апелляционным определением Ивановского областного суда от 28.06.2021 решение Ленинского районного суда г.Иваново оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

19.08.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области в отношении Администрации города Иванова возбуждено исполнительное производство № 36781/21/37025-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Определением Ленинского районного суда г.Иваново от 14.09.2021 Администрации города Иванова предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 31.03.2022.

Определением Ленинского районного суда г.Иваново от 22.04.2022 Администрации города Иванова отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г.Иваново от 20.04.2021.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области от 11.04.2022 с Администрации г.иваново взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб., установлен новый срок исполнения судебного акта до 11.05.2022.

Решением Ленинского районного суда г.Иваново от 19.05.2022 Администрация города Иванова освобождена от уплаты исполнительского сбора.

23.06.2022 должнику направлен запрос об исполнении требований исполнительного документа, а также вручено требование об исполнении решения суда в срок 15 дней с момента получения требования, то есть до 14.07.2022 включительно.

Поскольку решение суда в установленный срок исполнено не было, ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области 27.07.2022 составлен протокол № 58 об административном правонарушении.

19.05.2023 Администрация города Иванова на основании постановления по делу об административном правонарушении ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с положениями ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч.5 ст.19, ч.3 ст.20 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В 2022г. на обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из областного бюджета по городскому округу Иваново выделена субвенция в размере 144147614, 20 руб.

В пределах доведенной субвенции из бюджета Ивановской области Администрация города Иванова осуществляет закупку жилых помещений в соответствии с положениями ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующим категориям граждан. Поскольку операции с недвижимым имуществом включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р, закупка жилых помещений осуществляется с проведением электронного аукциона.

Порядок расчета начальной (максимальной) ценя контракта на приобретение жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан, установленной решением Ивановской городской Думы от 24.05.2005 № 513, в размере 28 кв.м., и показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по городскому округу Иваново в размере 1932794 руб. (стоимость жилого помещения Кальченко Н.Ю.), предусмотренного Методикой распределения субвенций.

С января 2022г. по 17.03.2022 Администрацией города Иванова в единой информационной системе в сфере закупок было размещено 125 извещений о проведении 125 электронных аукционов н а приобретение благоустроенных жилых помещений, по итогам которых 119 электронных аукционом признаны несостоявшимися (по 118 аукционам по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не было подано ни одной заявки на участие в закупке), заключено 6 муниципальных контрактов.

В связи с принятием Закона Ивановской области от 03.03.2022 № 10-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», установлено, что Правительство Ивановской области утверждает порядок установления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по соответствующему городскому округу, муниципальному району Ивановской области.

В связи с отсутствием соответствующего постановления Правительства Ивановской области, Администрация города Иванова с 25.03.2022 приостановила проведение закупочных процедур. Решение о приостановлении закупочных процедур документально не оформлено.

20.05.2022 постановлением Правительства Ивановской области № 247-п утвержден Порядок установления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему городскому округу, муниципальному району Ивановской области, в соответствии с которым Администрация города Иванова должна была до 15.06.2022 осуществить сбор и анализ ценовой информации рынка жилья, затем направить в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области информацию о планируемом к установлению показателя средней рыночной стоимости с обоснованием его расчета методом сопоставимых рыночных цен и в срок до 30.06.2022 установить показатель средней рыночной стоимости на 3 квартал 2022г.

Руководствуясь указанным Порядком, Постановлением Администрации города Иванова от 27.06.2022 № 794 установлен показатель средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему городскому округу Иваново на 3 квартал 2022г. в размере 87198 руб.

С 01.07.2022 Администрация города Иванова возобновила размещение в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с положениями ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» извещений о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений исходя из нереализованного объема субвенций из областного бюджета.

По результатам непрерывных закупочных процедур 12.10.2022 в Едином государственном реестре недвижимости на основании муниципального контракта от 19.09.2022 № 8-03-02-29-35 зарегистрирован переход права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, к городскому округу Иваново.

На основании постановления Администрации г.Иваново от 09.11.2022 № 1779 «Об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации города Иванова от 03.11.2022 № 43» Кальченко Н.Ю. предоставлено благоустроенное жилое помещение по указанному адресу.

В соответствии с положениями ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на все территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с положениями ст.5 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

В соответствии с положениями ст.ст. 105, 113 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются приведенным выше ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ст.22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

В силу ч.6 ст.22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является, приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Также в соответствии с ч.12 ст.22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае невозможности применения для определения начальной максимальной цены контракта методов, указанных в ч.1 данной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае, в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Из доводов представителей Администрации города Иванова следует, что в данном случае применен иной метод определения начальной (максимальной) цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта в период первого квартала 2022г. определена путем умножения показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Ивановской области на III квартал 2021г., утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.06.2021 № 358/пр (35766 руб. /кв.м.) и корректирующего коэффициента для городского округа Иваново в размере 1, 93 (с 31.01.2022 в размере 2, 2), предусмотренного Методикой распределения субвенций.

Вместе с тем, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации приказом от 17.12.2021 № 955/пр утверждены показатели одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на первое полугодие 2022 года. В данном приказе показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на I квартал 2022г. по Ивановской области определен в размере 48145 руб., а не 35766 руб., как применено Администрацией города Иванова.

Доказательств объективной невозможности применения актуальной на тот момент информации о стоимости 1 кв.м. Администрацией города Иванова не представлено. Методика распределения субвенций обязательного характера для определения начальной (максимальной) цены контракта не носила. Вместе с тем, измененная стоимость, с учетом применяемого коэффициента, приближала стоимость 1 кв.м. жилого помещения к стоимости, определенной методом сопоставления цен летом 2022г. Кроме того, обоснование неприменения изначально метода сопоставления цен как приоритетного Администрацией города Иванова также не приведено.

С учетом изложенного, доводы жалобы об отсутствии вины Администрации города Иваново в неисполнении решении суда в установленный срок, являются неубедительными, основанными на обстоятельствах субъективного характера, которые при должной степени осмотрительности подлежали исключению.

Поскольку в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, решение суда не было исполнено, в отношении Администрации города Иваново правомерно составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и вынесено постановление о назначении административного наказания.

Выводы постановления по делу об административном правонарушении мотивированы, дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи и является справедливым.

Оснований для признания правонарушения малозначительным, с учетом характера жилищных правоотношений, не имеется.

Администрацией города Иванова заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении от 19.05.2023.

Ходатайство мотивировано тем, что оспариваемое постановление поступило в Администрацию горда Иванова 23.06.2023 посредством почтового отправления. Жалоба на постановление была подготовлена своевременно, однако подана 04.07.2023 (с пропуском срока в один день) в связи со служебной занятостью представителя в судебных заседаниях и режима работы почтового отделения.

Принимая во внимание незначительность пропуска процессуального срока, руководствуясь положениями ст.30.3 КоАП РФ, полагаю возможным восстановить Администрации города Иванова пропущенный процессуальный срок для обжалования постановления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области Насакиной М.А. от 19.05.2023, вынесенное в отношении Администрации города Иванова по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Администрации города Иванова – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Козина Ю.Н.