Дело № 12-390/2017
РЕШЕНИЕ
г. Магадан 04 октября 2017 г.
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Неказаченко Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности - военного комиссара Магаданской области ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области ФИО2 № 25-26/3 от 20 июня 2017 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ должностного лица:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, занимающего должность военного комиссара Магаданской области, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
в отсутствие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, действующей на основании доверенности – ФИО3, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.5, представителя административного органа, действующего на основании доверенности – ФИО4,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области ФИО2 № 25-26/3 от 20 июня 2017 года военный комиссар Магаданской области ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьи 7.29.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Магаданский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Кроме того, указал, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку в силу положений ст. 2.4, 7.29-7.32, ч. 7,7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ административную ответственности, как должностные лица несут контрактные управляющие, коим он не является.
Так, в военном комиссариате Магаданской области 19 мая 2014 г. был издан приказ № 95 о назначении контрактного управляющего и утверждении соответствующей должностной инструкции. Приказом военного комиссара Магаданской области от 22 апреля 2016 г. № 70 внесены изменения в части назначения ответственного должностного лица. Приказом от 27 декабря 2016 г. № 281 ответственным за осуществление закупок, включая исполнение каждого государственного контракта, заключенного Военным комиссариатом Магаданской области назначена помощник начальника финансово - экономического отделения ФИО9., которая имеет высшее образование и дополнительное образование по госзакупкам.
Помимо этого в жалобе сослался на ряд нарушений процессуального права, допущенных административным органом при привлечении его к административной ответственности.
Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности – военный комиссар ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
В судебном заседании защитник должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – ФИО3, доводы, изложенные жалобе, поддержала в полном объеме, сославшись на приведенные в ней обстоятельства, полагала, что ФИО5 не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку обязанность контроля за соблюдение сроков представления на утверждение документов в сфере госзакупок была возложена на сотрудника Военного комиссариата – контрактного управляющего ФИО9., которая в целях сокрытия длительности своего бездействия проставила даты утверждения планов-графиков и планов-закупок с нарушением сроков из утверждения. Обращала внимание на ряд процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
В случае, если суд при рассмотрении дела, все-таки придет к выводу о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, то имеются основания для прекращения производства по делу по малозначительности, о чем и существует многозначительная судебная практика, либо объявления ФИО1 устного замечания, что будет соответствовать целям административного наказания.
Представитель административного органа – ФИО4 полагала, что вынесенное в отношении военного комиссара Магаданской области постановление является законным, обоснованным и прекращению не подлежит.
Назначение должностному лицу, привлекаемому к административной ответственности, по мнению представителя административного органа не будет соответствовать целям и задачам, установленным Кодексом об административных правонарушениях. Более того, анализируя доводы защитника ФИО1, указала, что до настоящего времени последний не осознает всю опасность допущенного правонарушения, а также непосредственно свою вину в содеянном, что исключает назначение наказания в виде предупреждения. Также не имеется законных оснований для прекращения производство по настоящему делу по малозначительности. Состав вменяемого правонарушения является формальным, не требующим наступления негативных последствия.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, судья приходит к следующему.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 7 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями указанной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 107 Закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентирован соответствующими Правилами, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. N 552.
В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря
2012 г. N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 552, государственные заказчики, действующие от имени Российской Федерации, формируют планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд исходя из целей осуществления закупок и представляют их главным распорядителям средств федерального бюджета в установленные ими сроки для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов.
Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром. (п. 7 Указа Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах").
Военный комиссар назначается на должность и освобождается от должности командующим войсками военного округа после согласования его кандидатуры с Министром обороны Российской Федерации.
Военный комиссар: организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею; 2) несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом; обеспечивает в военном комиссариате выполнение личным составом поставленных перед ним задач, в частности законное, экономное и эффективное использование выделенных бюджетных ассигнований, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины; заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры с организациями по обеспечению исполнения воинской и военно-транспортной обязанности, договоры аренды зданий и помещений для выполнения задач, возложенных на военные комиссариаты, договоры на выполнение работ, оказание услуг и поставку материальных средств, связанных с деятельностью военного комиссариата, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации; организует представление отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, функция по утверждению плана закупок возложена именно на военного комиссара.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Восточного военного округа № 221 от 28 апреля 2016 г. ФИО1 принят на
должность военного комиссара Магаданской области сроком на три года на период с 06 мая 2016 г. по 03 мая 2019 г.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Магаданской области от 10 марта 12017 г. № 92 «О назначении и проведении выездной проверки» в соответствии с п. 26 Плана контрольной работы Управления на 2017 г., последним проведена выездная проверка ФКУ «Военный комиссариат Магаданской области» на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании закупок (идентификатор 2017–ПВ.000.2026-4700.011).
Так, проверкой установлено, что расходным расписанием 19 января 2017 г. № 187/62184/005 лимиты бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение обязательств на 2017 год были доведены ФКУ «Военный комиссариат Магаданской области» распорядителем бюджетных средств – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю».
С учетом требований ч. 7 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ план закупок Учреждения на 2017 год должен был быть утвержден не позднее 02 февраля 2017 г.
Однако, план закупок утвержден военным комиссаром Магаданской области ФИО1 лишь 07 февраля 2017 г., т.е. с нарушением установленного законодательством срока на 3 рабочих дня.
По данному факту в отношении Военного комиссара Магаданской области – ФИО1 составлен протокол № 25-26-3 от 06 июня 2017 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.2.9.3 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области ФИО2 пришел к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Доводы об отсутствии вины ФИО1 в совершении указанного правонарушения опровергаются приведенными в оспариваемом постановлении доказательствами, собранными административным органом, и получившими надлежащую оценку в оспариваемом постановлении, оснований не согласиться с которой у судьи не имеется.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Действия военного комиссара ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией указанной статьи.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Довод жалобы о несоблюдении административным органом срока возбуждения дела об административном правонарушении не может повлечь за собой существенного нарушения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, т.к. указанный срок не является пресекательным.
Оценивая доводы жалобы о необходимости прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, судья приходит к следующему.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Несоблюдение требований законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных
органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества.
То обстоятельство, что правонарушения совершено впервые не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.
Ненаступление вредных последствий, отсутствие угроз для личности, общества или государства, также не имеют правого значения, поскольку состав вменяемого военному комиссару ФИО1 правонарушения является формальным.
Доводы жалобы о том, что военный комиссар является ненадлежащим субъектом, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Действительно, в военном комиссариате Магаданской области 19 мая 2014 г. был издан приказ № 95 о назначении контрактного управляющего и утверждении соответствующей должностной инструкции. Приказом военного комиссара Магаданской области от 22 апреля 2016 г. № 70 внесены изменения в части назначения ответственного должностного лица. Приказом от 27 декабря 2016 г. № 281 ответственным за осуществление закупок, включая исполнение каждого государственного контракта, заключенного Военным комиссариатом Магаданской области назначена помощник начальника финансово - экономического отделения ФИО9 которая имеет высшее образование и дополнительное образование по госзакупкам.
Между тем, из содержания должностной инструкции должностного лица, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего) не усматривается, что на контактного управляющего возложена функция по утверждению плана закупок.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью ч.4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, вынесено надлежащим должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей назначено в соответствии с санкцией статьи.
При таких обстоятельствах жалоба военного комиссара Магаданской области – ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области ФИО2 № 25-26/3 от 20 июня 2017 года о привлечении должностного лица - ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ - без изменения.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области ФИО2 № 25-26/3 от 20 июня 2017 года о привлечении должностного лица – военного комиссара ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу военного комиссара ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья Н.П. Неказаченко