ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-390/20 от 23.07.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Лобанова Ю.В. дело № 12-390/2020

РЕШЕНИЕ

г.Самара 23 июля 2020 года

Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием председателя ТСЖ « Радужный-11» ФИО1, защитника Гридневой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ТСЖ «Радужный-11» ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 07 мая 2020 года, которым юридическое лицо – ТСЖ «Радужный-11» привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 07 мая 2020 года юридическое лицо –Товарищество собственников жилья «Радужный-11» (далее ТСЖ «Радужный-11» или Товарищество) привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, председатель правления ФИО1 обратилась с жалобой в Самарский областной суд. При этом в обоснование своей жалобы указывает на допущенные при производстве по делу нарушения и полагает, что при рассмотрении вынесении постановления судом не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит состоявшееся по делу постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав ФИО1, Гридневу М.В. поддержавших жалобу, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью I статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе. выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Частями 1 и 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения ; содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека; при обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно п.п.3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.

Согласно п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическом составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям содержанию вредных веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах и территории Российской Федерации, по содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения, содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека, и указаны в таблице N 2, раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01, согласно которым для показателя «жесткость» установлен норматив 7.0.

В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.Данная статья содержит специальную норму, имеющую своей целью охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предметами рассматриваемого правонарушения являются питьевая вода и системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, выступают публично-правовые, а именно административные правоотношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объективную сторону правонарушения по ст.6.5 КоАП РФ составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.02.2020 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - ведущим специалистом –экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене ФИО2 было вынесено определение № 04-8/36 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица- ТСЖ «Радужный -11».

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила информация, содержащаяся в обращении жильцов (вх. 603/ж-2020 от 27.01.2020 г.), проживающих по адресу: <...> Просека, д.153, которое содержит жалобы на плохое качество холодной и горячей воды.

При этом в ходе административного расследования были отобраны пробы воды на органолептические исследования (цветность, мутность, жесткость, запах) и санитарно-химические исследования из квартир заявителей.

Согласно представленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» экспертному заключению № 2267и 2268 от 14.02.2020г. по результатам протокола лабораторных исследований №3168 и 31669 от14.02.2020г. в отобранной пробе холодной и горячей воды на границе балансовой ответственности ТСЖ«Радужный-11» установлено превышение по показателю «цветность» при величине допустимого уровня 49.7и 47.5. при норме 20.0. По представленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» экспертному заключению№2266 и 2265 от 14.02.2020г. по результатам протокола лабораторных исследований №3170 и 3171 от14.02.2020г. в отобранные пробы холодной и горячей воды в квартире 67 установлено превышение по показателю «цветность» при величине допустимого уровня 48.9 и 50.0. при норме 20.0

По результатам проведенной проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Самарской области- ведущим специалистом экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене ФИО2 03.03.2020 года в отношении юридического лица ТСЖ «Радужный-11» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, судьей первой инстанции не учтено следующее.

Так, порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 КоАП РФ, в силу которой о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 названного Кодекса (протокол составляется уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми).

При составлении акта проверки, в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, у административного органа отсутствует обязанность для применения в отношении учреждения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, регламентированных Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе для оформления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся в них вещей, взятия проб и образцов (статьи 26.5, 27.10, 27.8 КоАП РФ), а так же для вынесения определения о назначении экспертизы (статья 26.4 КоАП РФ). Однако отбор проб и образцов, а также их исследование в экспертном учреждении проводилось после возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.02.2020 года, в связи с чем, административным органом был нарушен порядок отбора проб, установленный КоАП РФ, что повлекло использование доказательств, которые не могли быть использованы.

При отборе проб воды должностным лицом Роспотребнадзора не было обеспечено участие понятых либо производство видеозаписи, то есть допущено нарушение установленной процедуры, в связи с чем полученные на их основе результаты лабораторных исследований, положенные в основу выводов о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.

В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку вина ТСЖ «Радужный-11» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, не установлена, в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, в связи с чем постановление судьи подлежит отмене, как незаконное, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 07 мая 2020 года, которым юридическое лицо – ТСЖ «Радужный-11» привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу ТСЖ «Радужный-11» удовлетворить.

Судья Самарского областного суда подпись

Копия верна.

Судья