Дело № 12-390/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
30 июня 2020 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Немытова Валерия Владимировича, родившегося <данные изъяты> в <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>, адрес места службы: г.Хабаровск, ул.Пушкина,23, на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкого Е.В. №7/1-20-2020 от 23.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 23.04.2020 Немытов В.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая данное постановление незаконным, Немытов В.В. обратился в суд с жалобой, указав, что не нарушал бюджетное законодательство; вина не доказана; при рассмотрении дела не дана оценка доводам, приведенным в качестве доказательства отсутствия его вины, не исследованы документы о ходе исполнения концессионного соглашения в отношении объекта капитального строительства – «Автомобильная дорога «Обход г.Хабаровска км 13 - км 42»; в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 19.12.2015 №971-рп «О заключении концессионного соглашения в отношении объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «Обход г.Хабаровска км 13 – км 42», полномочия концедента при проведении конкурса, а также при заключении, исполнении, изменении и прекращении концессионного соглашения осуществляло от имени Хабаровского края министерство экономического развития; в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 18.03.2019 №211-рп, с 15.04.2019 полномочия концедента осуществляло министерство промышленности и транспорта; в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 16.07.2019 №595-рп, полномочия концедента осуществляет министерство транспорта и дорожного хозяйства; в целях достижения целевых показателей Государственной программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края», предусматривающей, в том числе мероприятие по объекту капитального строительства, в рамках концессионного соглашения от 12.12.2016 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Хабаровского края заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Хабаровского края от 03.06.2019 №108-17-2019-117; согласно п.2.2 Соглашения, общий размер иного межбюджетного трансферта в 2019 году составляет не более 5 747 000 000 руб.; в соответствии с п.6.1.3 Соглашения, субъект обязан обеспечить финансирование мероприятия в размере не менее 8 612 117 790 руб.; финансирование объекта капитального строительства в размере 8 612 117 790 руб. осуществлено в полном объеме; долговое финансирование составило 352 809 000 руб.; в соответствии с Приложением №9 к концессионному соглашению от 12.12.2016, график выполнения работ и общий план финансирования позволяют соотнести сроки выполнения соответствующих этапов строительства с источниками их финансирования; выполнение обязательств за счет средств внебюджетных источников на реализацию регионального концессионного проекта планировалось за счет приемки выполненных концессионером работ; при этом, к приемке предъявлялись выполненные работы, связанные с укладкой земляного полотна, с заменой используемого материала без полученного заключения государственной экспертизы; указанное подтверждается Представлением Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 28.01.2020 №22-14-75/51-713 в отношении министерства экономического развития края по результатам плановой выездной проверки использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2018 №206-р; в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы по установленному факту применения материалов, не соответствующих требованиям проектной документации, краевым государственным казенным учреждением «Хабаровское управление автомобильных дорог» приемка работ с применением указанных материалов, была невозможна; министерством после выявления факта использования иных материалов без положительного заключения государственной экспертизы инициировались и проводились совещания, в том числе при Губернаторе с участием представителей Федерального дорожного агентства, АО Группы «<данные изъяты>», ООО «Региональная концессионная компания», органов исполнительной власти края по обсуждению проблемных вопросов при реализации инвестиционного проекта по объекту капитального строительства «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42», безусловном соблюдении концессионером технических норм и правил, проектной документации, в том числе наличия положительного заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации с учетом изменений технических решений, внесенных в процессе оптимизации и затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности строящегося объекта; министерством транспорта и дорожного хозяйства края в Федеральное дорожное агентство направлены обращения от 16.09.2019 №01.1.10-1552, от 05.11.2019 №01.1.10-2651 с приложением подтверждающих документов о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств по достижению показателей, соблюдения соотношения доли средств федерального бюджета и иных источников финансирования при расходовании иных межбюджетных трансфертов.
Немытов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся в установленном законом порядке.
Ходатайство Немытова В.В., представленное защитником, об отложении рассмотрения жалобы в связи с нахождением в отпуске удовлетворению не подлежит, поскольку ранее ходатайство о переносе судебного рассмотрения удовлетворено, вместе с тем, Немытов В.В. в настоящее судебное заседание не явился, кроме того, в жалобе изложена его позиция относительно несогласия с постановлением, также, защитник присутствует при рассмотрении жалобы, имеет возможность довести мнение Немытова В.В. до суда.
Защитник Немытова В.В. – Плахотник Н.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала пояснения по их существу.
Прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Дмитриева О.В. и должностное лицо Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Федоров А.В. в судебном заседании полагают оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав сторону защиты, должностное лицо Управления, прокурора, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правоотношениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 20.04.2016 №329 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», согласно которым: пп.«и» п.39 – в соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов Т3 содержится обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации достичь результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов Т3; пп.«б» п.40 - результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов Т3 является непревышение планового значения доли средств федерального бюджета в годовом объеме инвестиций, направляемых на строительство (реконструкцию) объекта, определенного в соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов Т3 в соответствии с подпунктом «с» пункта 39 настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Хабаровского края проведена проверка по обращению ООО «<данные изъяты>» по вопросу законности действий министерства транспорта и дорожного хозяйства края.
16.12.2016 между Правительством Хабаровского края в лице министерства экономического развития края и ООО «<данные изъяты>» заключено концессионное соглашение в отношении объекта капительного строительства «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42».
Между Федеральным дорожным агентством и Правительством Хабаровского края заключено Соглашение от 03.06.2019 №108-17-2019-117 о предоставлении иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств Хабаровского края на строительство указанного выше объекта капитального строительства в рамках концессионного соглашения.
Дополнительным соглашением от 29.07.2019 в п.6.1.1 Соглашения внесены изменения, согласно которым уполномоченным органом исполнительной власти края, на который возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию) настоящего соглашения и представление отчетности, является министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.
Соглашение заключено на основании п.1 ст.130 БК РФ в соответствии с требованиями Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2016 №329.Пунктом 2.2 Соглашения предусмотрено выделение из федерального бюджета бюджету Хабаровского края иного межбюджетного трансферта в 2019 году в размере не более 5 747 000 000 руб. При этом, в соответствии с п.4.3.3 Соглашения предусмотрена обязанность высшего органа государственной власти Хабаровского края обеспечить достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, в том числе - не превышение планового значения доли средств федерального бюджета в годовом объеме инвестиций, направляемых на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в размере 53,242 % (приложение №3 к Соглашению), что соответствует требованиям пп «и» п.39 и пп. «б» п.40 Правил №329.
Пунктом 6.1.6 и Приложением №6 к Соглашению предусмотрен годовой объем инвестиций, направляемых на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства на 2019 год в размере 10 794, 160 млн. руб., из них иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета - 5 747,000 млн. руб. (что составляет 53,242 %), средства бюджета субъекта Российской Федерации - Хабаровского края - 2 865,118 млн. руб., внебюджетные источники - 2 182,042 млн. руб.
Между тем, в соответствии с Отчетом о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта от 01.01.2020, представленном министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края в Федеральное дорожное агентство, на 2019 год фактическая доля средств федерального бюджета в годовом объеме инвестиций, направленных на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, составила 71,886%.
Согласно Отчету, фактический годовой объем инвестиций, направленных на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в 2019 году составил 7 993 446 403, 91 руб., из которых 53,242% должны составить средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в сумме не более 4 255 870 734,37 руб.
Между тем, объем освоенных министерством транспорта и дорожного хозяйства края в 2019 году средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета составил 5 747 000 000 руб. (71,886%).
Таким образом, министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края не исполнено обязательство по достижению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, что выразилось в превышении доли федеральных средств в 2019 году на 1 491 129 265, 63 руб. (5 747 000 000 - 4 255 870 73437 руб.) (18,644 %).
Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения 10.02.2020 первым заместителем прокурора Хабаровского края в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Немытова В.В. дела об административном правонарушении по ч.3 ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 23.04.2020 Немытов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства и вина должностного лица подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.02.2020, концессионным соглашением в отношении объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «обход г.Хабаровска км.13-км.42», соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта от 03.07.2019, дополнительным соглашением от 06.11.2019 к Соглашению от 03.06.2019, отчетом о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт от 01.01.2020, отчетом о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта от 01.01.2020, отчетом о расходах, в целях софинасирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт от 01.01.2020, представлением от 28.01.2020, трудовым договором от 18.04.2019, Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 10.09.2019, которые отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам, и оценены при рассмотрении дела с учетом положений ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Приведенные доводы, касающиеся невиновности Немытова В.В., несостоятельны и опровергаются представленными по делу доказательствами.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 03.06.2019 в 2019 году Хабаровскому краю представлены иной внебюджетный трансферт в размере 5 747,0 млн. рублей, вместе с тем, показатель результативности его предоставления, предусмотренный п..4.3.3 Соглашения (непревышение планового значения средств федерального бюджета в годовом объеме инвестиций, направляемых на строительство объекта капитального строительства в размере 53,242%), пп. б п.40 Правил №329 (непревышение планового значения доли средств федерального бюджета в годовом объеме инвестиций, направляемых на строительство (реконструкцию) объекта, определенного в соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов), не достигнут, доля федеральных средств, освоенных министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, превышена на 1 491 129 265,63 руб. и составила 71,886%, руководителем министерства – получателя средств бюджета, которому представлены иные межбюджетные трансферты, Немытовым В.В. допущено нарушение, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Ссылка в жалобе на причины и обстоятельства, препятствующие, по мнению защиты, исполнению обязательств по достижению показателей, соблюдения соотношения доли средств федерального бюджета и иных источников финансирования при расходовании межбюджетных трансфертов, в том числе не выполнение обязательств за счет внебюджетных источников в связи с невозможностью приемки работ в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы, не являются основанием для использования средств бюджета в объеме, превышающем процент, установленный Соглашением, и не свидетельствуют об отсутствии в действиях Немытова В.В. состава вмененного правонарушения.
Представленные стороной защиты документы в виде ответов руководителя Росавтодора и его заместителя на письма Губернатора Хабаровского края, Министра транспорта и дорожного строительства о неприменении мер ответственности, также не указывают на невиновность Немытова В.В., напротив, подтверждают факт нарушения результата предоставления иных межбюджетных трансфертов. Кроме того, заместителем министра транспорта РФ в ответе от 07.04.2020 отмечено, что приведенные обоснования допущенных нарушений не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы.
Проведение совместных совещаний по проблемным вопросам при реализации инвестиционного проекта по объекту капитального строительства также не освобождает от ответственности привлеченное лицо.
В силу 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 17.04.2019 № 129-рк Немытов В.В. с 18.04.2019 назначен на должность министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (трудовой договор с Немытовым В.В. от 18.04.2019).
Согласно п.3.4.1 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 10.06.2019 № 229-пр, министерство осуществляет функции главного распорядителя средств межбюджетных трансфертов и функции получателя средств краевого бюджета по закрепленным кодам бюджетной классификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.6.4.1, 6.4.2 Положения, министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края организует работу по выполнению задач и функций, возложенных на министерство, в соответствии с настоящим Положением, принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения всеми органами государственного управления края, краевыми предприятиями и организациями.
Таким образом, Немытов В.В., являясь министром транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, не надлежащим образом исполнил свои служебные обязанности по соблюдению требований бюджетного законодательства.
Действия Немытова В.В. квалифицированы верно.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения его от ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, с учетом требований ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства дела. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Постановление административного органа является законным и обоснованным, в связи с чем, отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкого Е.В. №7/1-20-2020 от 23.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Немытова Валерия Владимировича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Ткаченко Е.С.