ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-390/2016 от 26.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12-4/2017

РЕШЕНИЕ

26 января 2017 года г. Саратов

Судья Ленинского районного суда г. Саратова Майкова Н.Н.

при секретаре Ерофеевой Т.Ю.

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове, жалобу ФИО1 на постановление № 26000293 государственного инспектора по надзору в добывающей, перерабатывающей и горнометаллургической промышленности по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО2 от 19.10.2016 года, которым главный инженер филиала ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения по ст.9.1. ч.1 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 20 000 рублей,

установил:

Постановлением № 26000293 государственного инспектора по надзору в добывающей, перерабатывающей и горнометаллургической промышленности по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО2 от 19.10.2016 года главный инженер филиала ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения по ст.9.1. ч.1 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 20 000 рублей.

Согласно постановления № 26000293 государственного инспектора по надзору в добывающей, перерабатывающей и горнометаллургической промышленности по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО2 от 19.10.2016 года было указано, что главным инженером филиала ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» ФИО1 допущены нарушения обязательных норм и правил в области требований промышленной безопасности, а именно:

-Не выполнены мероприятия экспертизы промышленной безопасности 51-ТУ-03885-2011 не заменены задвижки № 12 и №3. нарушение п.27 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (п.11 предписания № П-85/26/5 от 30.09.2016 далее предписание)

- В паспорте на АФК от скважины № 385 зав № 15238 отсутствует запись о замене задвижки № 4 в 2011г. Нарушение п. 47 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.12 предписания)

- Выцвела покраска знаков «Заземления», нарушение ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 № 116 –ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.405Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 го № 101, зарегистрированы в Минюсте РФ от 19.04.2013 года № 28222.(п.13 предписания).

- В паспортах на фонтанную арматуру отсутствует запись об установленной арматуре, ответственном лице, отсутствует запись о проведенных ремонтных работах, ревизиях. Нарушение п. 47 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.14предписания)

- В паспорте на шлейф от скважины № 351 отсутствует запись о ГИ. В акте ГИ не указаны номера манометров. Нарушение п. 719 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.15 предписания)

- В паспортах на шлейфах от скважин отсутствует запись о ГИ, отсутствует запись об ответственном лице за эксплуатацию. Нарушение п. 719 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.16 предписания)

- Не проводится 2 раза в год техническое обслуживание клапанов отсекателей установленных на шлейфах от скважин согласно паспорта завода изготовителя. Нарушение п. 47 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.17 предписания)

- На АФК скважины № 374 зажат штурвал задвижки. Нарушение п. 422 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.18 предписания)

- На АФК скважины № 324 задвижка 11 не работает. Нарушение п. 422 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.19 предписания)

- Не скошена трава около скважин. Нарушение п. 769 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.20 предписания)

- На шлейфе от скважины № 329 отсутствует манометр. Нарушение п.577 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 го № 101, зарегистрированы в Минюсте РФ от 19.04.2013 года № 28222.(п.21 предписания).

- Шлейф от скважины № 329 не закреплен на опоре. Нарушение п. 47, п.422 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.22 предписания)

- Не установлен манометр на затрубье АФК Нарушение п. 47, п.422 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 года №101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.(п.23 предписания)

- Отсутствуют манометры на внутри площадных трубопроводах сборного пункта (тульский). Нарушение п. 560 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 го № 101, зарегистрированы в Минюсте РФ от 19.04.2013 года № 28222.(п.24 предписания).

- Заглушки установленные на фланцевых соединениях трубопроводов не заводского изготовления. Нарушение ч.2 ст.9, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от21.07.1997 года № 116-ФЗ; п.929 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. Приказом Ростехнодзора № 101 от12.03.2013 года Зарегистрировано Минюстом России 19.04.2013 года рег. № 28222) (п.25 предписания)

- Штурвал не заводского изготовления на задвижке установленной на площадке сепарации. Нарушение ст. 9, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года № 116-ФЗ; п.560 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. Приказом Ростехнодзора № 101 от12.03.2013 года № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (п.26 предписания)

- Не проведена экспертиза промышленной безопасности на скважины №№37 бис, 59 бис, 318 бис, 359, 419, 421, 457, 458, 459, 463, 464, 479, 480, 483, 487, 46 бис, 422, 423, 450, 451, 452,453,454,455,456, 489,32 бис,35 бис,104 бис, 139, 332бис, 373бис, 408, 409, 410, 420, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448, 449, 460, 461, 462, 465, 467, 488, 60 бис,308 бис,312 бис,394 бис,424,468, 469,471,472, 481, 482, 491, 402, 465,397, 345, 467, 470, 484, 485, 486. Нарушение 9,13, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от21.07.1997 года № 116-ФЗ; п.7 ФНИП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013 года.(п.27—97 Предписания)

- Не внесены в реестр Ростехнадзора заключения промышленной безопасности на техустройства фонтанные арматуры установленные на скважинах № 37 БИС, 355, 359 БИС, 349, 351, 352, 385, 366, 365,362, 376, 411,420, 309,322, 221, 227, 65,26,231,379. Нарушение 9,13, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от21.07.1997 года № 116-ФЗ; п.32 ФНИП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013 года.(п.98 Предписания)

- Не внесены в реестр Ростехнадзора заключения промышленной безопасности на сооружения скважины 355,361,399,317,323,340,350,389,346,348,362,363,364,365,367,369,370,371,374,377,382,387. Нарушение 9,13, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от21.07.1997 года № 116-ФЗ; п.32 ФНИП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013 года.(п.99 Предписания)

Не согласившись с вышеуказанным постановлением ФИО1 обратился с жалобой на данное постановление в которой просит признать незаконным и отменить в полном объеме постановление № 26000293 от 19.10.2016 года вынесенное государственным инспектором по надзору в добывающей, перерабатывающей и горнометаллургической промышленности по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО2 от 19.10.2016 года.

В судебном заседании Главный инженер ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» ФИО1 доводы своей жалобы поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить.

Согласно "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ 9.1 ч.1. - Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 166-ФЗ) под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности

На основании Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных Приказом от 14.11.2013 года № 538 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

П.27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Судом проверены все нарушения которые указаны в постановлении от 19.10.2016 года.

В отношении нарушения соответствующего п. 11 предписания судом установлено следующее:

Не представлены акты выполнения мероприятия экспертизы промышленной безопасности 51-ТУ-03885-2011 не заменены задвижки № 12 и №3. (формулировка в Акте и Предписании)

Так рекомендованные мероприятия в заключении экспертизы промышленной

безопасности 51-ТУ-03885-2011 не предусматривают замену задвижек № 1.2 и№3. По результатам проведения экспертизы промышленной безопасности - заключение положительное без проведения каких либо дополнительных мероприятий.

В процессе проведения экспертизы промышленной безопасности (в 2011 году) экспертами были сделаны замечания с предложением заменить данные задвижки, что и было сделано суду предоставлен акт о замене. Данный факт был отражён в заключении экспертизы промышленной безопасности при описании хода работ по экспертизе, но не в разделе рекомендованные мероприятия. Суд приходит к выводу, что данный факт не может быть принят как нарушение. Суду предоставлено заключение и приложения №4 экспертизы промышленной безопасности 51-ТУ-03885-2011, с актом на замену задвижек.

Нарушения указанные в Постановлении от 19.10.2016года, соответствующие п.12 Предписания, не соответствуют фактическим обстоятельствам, так указано:

В паспорте на АФК от скважины № 385 зав № 15238 отсутствует запись о замене задвижки № 4 в 2011г.

В соответствии с п. 47 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - Применение технических устройств должно осуществляться в соответствии с инструкциями по безопасной эксплуатации и обслуживанию, составленными заводами-изготовителями или эксплуатирующей организацией, техническими паспортами (формулярами). Инструкции по эксплуатации технических устройств и инструмента иностранного производства должны быть представлены на русском языке.

В обязательных требованиях промышленной безопасности отсутствуют требования о форме и вносимых сведеньях в паспорта АФК (фонтанной арматуры).

Суду предоставлена, выкопировка из паспорта СКВ.№385, акт о замене задвижки №4.

Суд приходит к выводу, что данный довод также нельзя отнести к выявленным нарушениям.

В отношении нарушения соответствующего п. 13 предписания судом указано следующее:

Выцвела покраска знаков «Заземления»

Согласно ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

На основании п. 405 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013г № 101, зарегистрированы в Минюсте РФ 19.04.2013г № 28222 - Все контрольно-измерительные приборы, щиты управления, защитные металлорукава подводящих кабельных линий подлежат заземлению независимо от применяемого напряжения.

Однако согласно постановления конкретно не определено место выявления нарушения. Ссылки на указанное нарушение общего характера и не касаются знаков заземления, следовательно данный факт не может быть расценен как нарушение требований промышленной безопасности, поскольку законодательством РФ не определены критерии выцветания покраски знаков заземления.

Суд не может отнести указанное нарушение к нарушению требований закона, поскольку на это прямо в законе не указано.

В отношении нарушения соответствующего п. 14 предписания указано следующее:

В паспортах на фонтанную арматуру отсутствует запись об установленной арматуре, ответственном лице, отсутствует запись о проведенных ремонтных работах, ревизиях.

Согласно п. 47 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - Применение технических устройств должно осуществляться в соответствии с инструкциями по безопасной эксплуатации и обслуживанию, составленными заводами-изготовителями или эксплуатирующей организацией, техническими паспортами (формулярами). Инструкции по эксплуатации технических устройств и инструмента иностранного производства должны быть представлены на русском языке.

В данном пункте отсутствует требование о внесении в паспорт указанной информации, следовательно, данный факт не может быть расценен как нарушение.

В отношении нарушения соответствующего п. 15 предписания судом указано следующее - паспорте на шлейф от скважины № 351 отсутствует запись о ГИ. В акте ГИ не указаны номера манометров.

На основании п. 719 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - на каждый промысловый трубопровод по окончанию строительства должен быть разработан технический паспорт, в котором отражаются основные технические характеристики, параметры эксплуатации, результаты испытаний. В процессе эксплуатации в паспорт вносятся сведения о ревизии и ремонте трубопровода, изменения допустимых параметров его эксплуатации и другие сведения.

Данные о ГИ шлейфа скважины №351 были внесены своевременно по окончанию испытаний. В нарушении не прописано в каком акте ГИ не указаны номера манометров. Отсутствие в акте на ГИ номеров манометров не является нарушением обязательных требований промышленной безопасности. Суду предоставлена выкопировка из паспорта Шлейфа скважины №351.

В отношении нарушения соответствующего п. 16 предписания судом установлено следующее:

В паспортах на шлейфах от скважин отсутствует запись о ГИ, отсутствует запись об ответственном лице за эксплуатацию.

Однако в предписании не указаны конкретные паспорта, где выявлены нарушения. В п.№719 ФНиП утв. Приказом от 12.03.2013г.№101 не прописана необходимость внесения записи об ответственном лице за эксплуатацию.

В отношении нарушения соответствующего п. 17 предписания судом установлено следующее:

Не проводится 2 раза в год техническое обслуживание клапанов отсекателей установленных на шлейфах от скважин согласно паспорта завода изготовителя

В соответствии ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

-п. 47. Применение технических устройств должно осуществляться в соответствии с инструкциями по безопасной эксплуатации и обслуживанию, составленными заводами-изготовителями или эксплуатирующей организацией, техническими паспортами (формулярами). Инструкции по эксплуатации технических устройств и инструмента иностранного производства должны быть представлены на русском языке.

-п. 50.. Технические устройства должны быть установлены в соответствии с проектной документацией или требованиями инструкций по монтажу (эксплуатации) завода-изготовителя.

На клапаны отсекатели во время проверки представлены графики технического обслуживания и акты о проведении ТО, что является документарным подтверждением проведения ТО.

Суду предоставлены паспорт на клапан отсекатель, график, акты.

В отношении нарушения соответствующего п. 18 предписания судом установлено следующее:

На АФК скважины № 374 зажат штурвал задвижки.

В соответствии П. 47,48,50 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

П.48. Технологические системы, их отдельные элементы, технические устройства должны быть оснащены необходимой запорной арматурой, средствами регулирования и блокировки, обеспечивающими их безопасную эксплуатацию.

Никаких подтверждений данному обстоятельству суду не предоставлены.

Все задвижки АФК скважины №374 в работоспособном состоянии, штурвалы свободно вращаются. Факт нарушения не подтверждается.

В отношении нарушения соответствующего п. 19 предписания судом установлено следующее:

На АФК скважины № 324 задвижка 11 не работает.

В плановом порядке задвижку «расходили» и неполадка была устранена в тот же день.

В подтверждение данного обстоятельства суду предоставлена копия журнала. Объяснительная оператора по добыче нефти и газа.

В отношении нарушения соответствующего п. 20 предписания судом указано следующее:

Не скошена трава около скважин.

Согласно п. 769 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - Территория резервуарных парков и площадки внутри обвалования должны быть чистыми, очищенными от земли, пропитанной продуктами, и сухой травы.

Однако судом установлено, что не указаны конкретные скважины, где не скошена трава. Пункт правил, на который ссылается инспектор в акте проверки, не может быть применён к скважинам ПХГ. Таким образом, данный факт не может быть расценен как нарушение требований промышленной безопасности.

В отношении нарушения соответствующего п. 21 предписания указано следующее:

На шлейфе от скважины № 329 отсутствует манометр

В ссылках нормативно технической документации отсутствует информация о необходимости установки манометров на шлейфах скважин. Проектом не предусмотрена установка манометров на шлейфах скважин.

Суд приходит к выводу, что данный акт нарушения также отсутствует.В отношении нарушения соответствующего п. 22 предписания судом установлено следующее:

Шлейф от скважины № 329 не закреплен на опоре.

Согласно Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. Приказом Ростехнадзора № 101 от 12.03.2013.Зарегистрировано Минюстом России 19.04.2013 рег.№ 28222).

-П.732. Перед вводом в эксплуатацию участок трубопровода или весь трубопровод должен подвергаться очистке полости и испытаниям на прочность и герметичность.

Эти операции проводятся после полной готовности участка или всего трубопровода (полной засыпки, обвалования или крепления на опорах, установки арматуры и приборов, катодных выводов, представления исполнительной документации на испытываемый объект).

П.436. При монтаже и эксплуатации трубопроводов обвязки устья скважины должны обеспечиваться следующие требования:

трубопроводы должны плотно, без зазоров и перекосов укладываться на подушки неподвижных опор, крепление труб хомутами должно исключать возможность их перемещения;

верхние плоскости опор должны быть выверены по уровню, если это требование предусмотрено документацией;

опорные поверхности должны прилегать по всей площади соприкосновения без перекосов;

запрещается установка прокладок между трубой и подушкой опор для обеспечения необходимого уклона трубопровода;

при укладке трубопроводов сварные швы необходимо располагать от края опоры на расстоянии 50 мм для труб диаметром менее 50 мм и не менее 200 мм для труб диаметром свыше 50 мм.

В обязательных требованиях промышленной безопасности отсутствуют требования крепления шлейфа скважины к опорам хомутами т.к. шлейфы имеют подземную прокладку.

Следовательно данный факт нарушения также отсутствует.

В отношении нарушения соответствующего п.23 предписания указано следующее:

Не установлен манометр на затрубье АФК 413.

Согласно ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

-П.47. Применение технических устройств должно осуществляться в соответствии с инструкциями по безопасной эксплуатации и обслуживанию, составленными заводами-изготовителями или эксплуатирующей организацией, техническими паспортами (формулярами). Инструкции по эксплуатации технических устройств и инструмента иностранного производства должны быть представлены на русском языке.

-П.48. Технологические системы, их отдельные элементы, технические устройства должны быть оснащены необходимой запорной арматурой, средствами регулирования и блокировки, обеспечивающими их безопасную эксплуатацию.

Однако отсутствуют требования к установке манометра на затрубье АФК (фонтанная арматура). Таким образом, данный факт не может быть расценен как нарушение и не может служить доказательством вины.

В отношении нарушения соответствующего п. 24 предписания указано следующее:

Отсутствуют манометры на внутри площадных трубопроводах сборного пункта (тульский).

Согласно п. 560 ФНИП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом от 12.03.2013 № 101 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - Запрещается эксплуатация аппаратов, сосудов и другого оборудования, работающего под давлением, при неисправных предохранительных клапанах, отключающих и регулирующих устройствах, при отсутствии или неисправности контрольно-измерительных приборов и средств автоматики.

Однако не указано конкретное место выявленного нарушения. Газо-распределительный пункт-Тула оснащён манометрами в соответствии с проектом. Внутриплощадочные сети Газо-распределительный пункт -Тула оборудованы дистанционными манометрами, показания давлений выводятся на пульт в операторную, согласно представленной суду выкопировки из проекта.

В отношении нарушения соответствующего п. 25 предписания указано следующее:

Заглушки установленные на фланцевых соединениях трубопроводов не заводского изготовления

На основании ч.2 статьи 9, Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ;

В соответствии п. 929 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. Приказом Ростехнадзора № 101 от 12.03.2013.Зарегистрировано Минюстом России 19.04.2013 рег.№ 28222). - Заглушки должны иметь хвостовики. Номер, марка стали, условный диаметр и давление выбиваются на хвостовике заглушек.

Однако не определено конкретное место выявленного нарушения. Заглушек не заводского исполнения не выявлено, что подтверждается разрешением на применение №РРС –ТУ-04-13-00155.

В отношении нарушения соответствующего п. 26 предписания указано следующее:

Штурвал не заводского изготовления на задвижке установленной на площадке сепарации.

Однако доказательств наличия технических устройств не заводского изготовления суду не предоставлено, заявителем предоставлено фото, где произведен ремонт штурвала с применением сварки, однако суду не предоставлено доказательств невозможности ремонта оборудования при его эксплуатации.

В отношении нарушения соответствующего п. 27-97 предписания указано следующее:

Не проведена экспертиза промышленной безопасности на скважины №№37 бис, 59 бис, 318 бис, 359, 419, 421, 457, 458, 459, 463, 464, 479, 480, 483, 487, 46 бис, 422, 423, 450, 451, 452,453,454,455,456, 489,32 бис,35 бис,104 бис, 139, 332бис, 373бис, 408, 409, 410, 420, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448, 449, 460, 461, 462, 465, 467, 488, 60 бис,308 бис,312 бис,394 бис,424,468, 469,471,472, 481, 482, 491, 402, 465,397, 345, 467, 470, 484, 485, 486.

В соответствии с требованиями, изложенными в статье 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ:

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с требованиями, изложенными в статье 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ:

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

- здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Также в законе прописана процедура проведения экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями, изложенными в п.7 ФНИП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» № 538:

Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений

по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы; при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Таким образом, проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, осуществляет организация – ООО «Газпром ПХГ», эксплуатирующая опасный производственный объект.

Заявитель является главным инженером филиала ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ».

Согласно п. 1.6. Положения о филиале ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» филиал не является юридическим лицом и не имеет самостоятельного баланса. Для проведения экспертизы промышленной безопасности скважин Елшанского УПХГ необходимо финансирование и согласно п.2.1.6 Положения ООО «Газпром ПХГ» обязано финансировать и обеспечивать материально-техническими ресурсами деятельность филиала.

Также, в соответствии с должностной инструкцией главного инженера филиала ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ», в обязанности Заявителя не входит проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств филиала.

Кроме того, срок безопасной эксплуатации скважин Елшанского УПХГ, введённых в эксплуатацию в период с 1984 по 2009 годы, определен в диапазоне 42 – 50 лет на основании требований пункта 4 «По достижении срока эксплуатации, установленного в технических регламентах, нормативной, проектной и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без продления срока безопасной эксплуатации не допускается» («Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на ОПО», утв. Приказом Минприроды от 30.06.2009 № 195) и в соответствии с разделом 6 СТО Газпром 2-3.5-770-2013 «Методика расчёта сроков безопасной эксплуатации скважин ПХГ». Согласно вышеперечисленным документам филиал ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» 20.12.2013г. утвердил Расчет сроков безопасной эксплуатации скважин Елшано-Курдюмского ПХГ.

Сроки безопасной эксплуатации скважин ПХГ, приведённые в СТО Газпром 2-3.5-770-2013, определены на основании результатов научно-исследовательской работы (далее – НИР) ОАО «СевКавНИПИгаз» № 2608-0820-11-5 от 28.08.2012. В процессе реализации НИР были обработаны результаты ЭПБ скважин ПХГ. Значение вероятности безотказной эксплуатации скважин при сроке службы от 30 до 50 лет составляет 96 %, что превышает нормативно установленное значение 90 – 95 % для уникальных и ответственных объектов на прогнозируемый период эксплуатации (п. 9.6 РД 09-102-95 «Методических указаний по определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России»).

Кроме того, возросшие требования к качеству строительства скважин и мониторингу их технического состояния позволяют сделать вывод, что установленное значение вероятности безотказной работы скважин может иметь тенденцию к увеличению. Отметим также и то, что вероятность критических отказов, связанных с состоянием скважин ПХГ, при существующей системе мониторинга их технического состояния, практически отсутствует.

Федеральные нормы и правила «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013 года вступили в силу 01.01.2014.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 апреля 2014 г. №173 «О признании утратившим силу приказа Минприроды России от 30.06.2009 № 195» вступил в силу 16.08.2014. Однако, законодательство РФ не содержит требований о необходимости пересмотра сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, назначенных до 01.01.2014 в полном соответствии с действующим на тот момент законодательством, а также законодательно не установлен срок, в течение которого необходимо провести ЭПБ для зданий и сооружений, срок эксплуатации которых не определён в проектах.

Таким образом, несмотря на то, что проекты на строительство скважин Елшанского УПХГ не содержат сведений о сроках их эксплуатации (так как по прежнему законодательству этого не требовалось), сроки эксплуатации скважин определены в соответствии с законодательством РФ, действующим до 16.08.2014, следовательно, необходимость проведения ЭПБ скважин возникает не в связи с вводом новых «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», а в связи с окончанием срока их эксплуатации.

В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 18 июля 2016 г. N 51-АД16-4 положения статей 8 и 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", не возлагаются на эксплуатирующие организации обязанности по выполнению конкретных мероприятий, перечисленных в п.п. 27-97 предписания, а закрепляют лишь общие требования к эксплуатации опасных производственных объектов, являясь отсылочными (бланкетными) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Кроме того, в п.30 Предписания указана скважина № 359 (скважина № 359 геофизическая). На данную скважину суду предоставлено заключение ЭПБ рег.№ 51-ЗС-00326-2006 – срок продления безопасной эксплуатации до 12.2020 г.

Также заявителем предоставлены сведения о ликвидации скважины № 139, дата ликвидации 28.06.1993 года.

Учитывая изложенное, а также то, что срок эксплуатации скважин, указанных в акте проверки и предписании, по состоянию на 30.09.2016 не истёк, суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения как таковые отсутствуют.

В отношении нарушения соответствующего п.98 предписания указано следующее:

Не внесены в реестр Ростехнадзора заключения промышленной безопасности на техустройства фонтанные арматуры установленные на скважинах № 37 БИС, 355, 359 БИС, 349, 351, 352, 385, 366, 365,362, 376, 411,420, 309,322, 221, 227, 65,26,231,379

Согласно п. 32 ФНИП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013 года - Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности указанных фонтанных арматур проведена в установленный срок.

В соответствии с п. 13 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденные приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 «Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники», что и подтверждается предварительным заключением «О возможности продления эксплуатации ФА и КГ….».

Заключения экспертизы промышленной безопасности согласно пояснению заявителя находятся на оформлении в подрядной организации.

Срок в течении которого заключения экспертизы промышленной безопасности должны быть зарегистрированы в законодательстве не определён.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утверждённого приказом №260 от 23 июня 2014 года пункт №3 установлено:

-Государственная услуга по ведению реестра предоставляется путём внесения в реестр заключений экспертизы подготовленных по результатам экспертизы промышленной безопасности. Соответственно функции внесения в реестр ЭПБ ТУ не распространяются на филиал ООО «Газпром ПХГ» Елшанское УПХГ.

Кроме того, на момент проверки на данные технические устройства существуют действующие заключения экспертизы промышленной безопасности, предоставленных суду на скважины № 37 БИС, 355, 359 БИС, 349, 351, 352, 385, 366, 365,362, 376, 411,420, 309,322, 221, 227, 65,26,231,379.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факты нарушений на дату проверки отсутствуют.

В отношении нарушения соответствующего п. 99 предписания указано следующее:

Не внесены в реестр Ростехнадзора заключения промышленной безопасности на сооружения скважины №№355,361,399,317,323,340,350,389,346,348,362,363,364,365,367,369,370,371,374,377,382,387

ООО «Газпром ПХГ» выполнило все необходимые мероприятия по проведению экспертизы промышленной безопасности указанных скважин. В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утверждённого приказом №260 от 23 июня 2014 года пункт №3 гласит:

-Государственная услуга по ведению реестра предоставляется путём внесения в реестр заключений экспертизы подготовленных по результатам ЭПБ. Соответственно функции внесения в реестр ЭПБ ТУ не распространяются на филиал ООО «Газпром ПХГ» Елшанское УПХГ, а относится исключительно к компетенции Ростехнадзора.

По скважинам не вышел срок безопасной эксплуатации.

Таким образом, данный факт не может быть расценен как нарушение и не может служить доказательством вины заявителя.

Суду предоставлены заключения экспертизы промышленной безопасности.

Кроме того суд обращает внимание на то обстоятельство, что аналогичные проверки были осуществлены Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» «Елшанское управление подземного хранения газа (филиал ООО «Гапром ПХГ» Елшанское УПХГ»)28.03.2016 года, 12.04.2016 года, 27.05.2016 года и никаких нарушений выявлено не было.

Нарушения указанные в постановлении от 19.10.2016 года не соответствуют нормативным актам.

Согласно ст.24.5 КоАП РФ Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

Исходя из вышеизложенных обстоятельств по делу, состава административного правонарушения по ст. 9.1 КоАП РФ в действиях главного инженера филиала ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» ФИО1 судом не установлено.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ - ч1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Таким образом, суд пришел к выводу, что действия ФИО1. не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 с.9.1 КоАП РФ.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что постановление 26000293 государственного инспектора по надзору в добывающей, перерабатывающей и горнометаллургической промышленности по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО2 от 19.10.2016 года которым главный инженер филиала ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения по ст.9.1. ч.1 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 20 000 рублей подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению.

руководствуясь 30.7 Кодекса РФ об АП, судья

Решил

Жалобу главного инженера филиала ООО «Газпром ПХГ» «Елшанское УПХГ» ФИО1 удовлетворить, постановление 26000293 государственного инспектора по надзору в добывающей, перерабатывающей и горнометаллургической промышленности по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО2, согласно которого ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в соответствии со ст.24.5 Ко АП РФ.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его вручения через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья: