Судья Таран А.О. Дело № 12-390/2017
РЕШЕНИЕ
6 февраля 2017 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Шелудько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 на решение судьи Северского районного суда Краснодарского края от 18 ноября 2016 г.,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 от 16 августа 2016 г. № 05-89-317-П-2 от 16 августа 2016 г. ООО «Афипский НПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, наказание назначено в виде штрафа в размере 245 000 рублей.
Обжалуемым решением судьи Северского районного суда Краснодарского края от 18 ноября 2016 г. указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 просит решение судьи нижестоящей инстанции отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности ФИО2 и ФИО3, настаивавших на доводах жалобы, пояснения представителей ООО «Афипский НПЗ» по доверенности ФИО4 и ФИО5, просивших оставить решение судьи без изменения, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
Согласно с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведены документарная, а впоследствии и выездная проверки деятельности ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод», по результатам которых составлены акт документарной проверки от 11 июля 2016 г. № 05-99-63-П и акт выездной проверки от 1 августа 2016 г. № 05-99-63-П-1.
В соответствии с приказом от 29.10.2015 г. № 01.04/665 (в редакции приказа от 29.12.2015 г. № 01.04/869) «Об утверждении плана контрольно-надзорной деятельности управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея на 2016 г.», размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» - в 2016 год было запланировано проведение в отношении ООО «Афипский НПЗ» плановой документарной проверки, проведенной управлением на основании распоряжения от 18 мая 2016 г. №01-04-19/152.
В рамках плановой документарной проверки у общества были запрошены документы для проведения плановой документарной проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, что подтверждается приложением № 1 к распоряжению (тех. заданием).
Во исполнение данного требования ООО «Афипский НПЗ» направило указанные в техническом задании документы в адрес управления Росприроднадзора.
Дополнительных запросов документов в рамках проводимой документарной проверки от управления не поступало. Нарушений при проведении документарной проверки не выявлено.
Плановая выездная проверка в отношении ООО «Афипский НПЗ» была проведена в период с 12 по 15 июля 2016 г. на основании распоряжения управления Росприроднадзора от 6 июля 2016 г. №01-04-19/182.
Целью проведения плановой выездной проверки являлось исполнение ежегодного плана проверок на 2016 г. и служебная записка от 4 июня 2016 г о выдаче распоряжения о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Афипский НПЗ» с целью осуществления действий по отбору образцов проб промышленных сточных вод и почвы, как объектов окружающей среды для проведения экспертиз и расследований, направленных на установление соответствия установленных правовых актов и (или) обязательных требований; осмотра территории по соблюдению условий временного накопления отходов производства и потребления, отбора проб отходов, образующихся на предприятии в целях установления определенного класса опасности определенным видам отходов; осуществления действий по отбору проб промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предмет соответствия предельно допустимым концентрациям в соответствии с разрешением на выброс, проверке исполнения требований законодательства в части ограничений по первому поясу строго режима зон санитарной охраны».
Генеральным директором ООО «Афипский НПЗ» 11 июля 2016 г. получено письмо управления Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки для осуществления отбора проб и образцов почв, отходов, сбросов в водные объекты, а также выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном ст. 11 и 12 настоящего федерального закона.
При этом ст. 11 закона предусматривает порядок проведения плановой документарной проверки, а ст. 12 – плановой выездной проверки.
Пункт 4 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ предусматривает, что в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Пунктом 10 ст.11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ установлено, что должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку».
Из содержания указанных норм закона следует, что согласованию в установленном законом порядке с органами прокуратуры подлежат как плановые документарные так и плановые выездные проверки.
Проведение плановой выездной проверки управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея с органами прокуратуры не согласовано.
Таким образом, управление не имело оснований для проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Афипский НПЗ» в рамках согласованной Генеральной прокуратурой РФ документарной проверки.
Также управлением не представлено обоснование проведения плановой выездной проверки после документарной.
Следовательно, акт плановой выездной проверки от 1 августа 2016 г. не несет доказательственного значения.
По мнению административного органа при анализе утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение наименований и видов отходов I-IV класса опасности, а также представленных паспортов на отходы I-IV класса опасности установлено, что ООО «Афипский НПЗ» разработаны паспорта на отходы III-IV класса опасности (утверждены 23.04.2015 г.), которые отсутствуют в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.11.2013 № 01219.
Однако с 1 августа 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме.
Обществом составлены и утверждены паспорта отходов согласно новому Федеральному классификационному каталогу отходов 2014 г. с дополнениями. Ранее лимиты образования отходов были разработаны на отходы, классифицированные по Федеральному классификационному каталогу отходов 2002 г. В соответствии с письмом Минприроды России от 17.03.2014 г. № 03-12-44/5164, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности) не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия.
Кроме того, Минприроды РФ своим письмом от 30.07.2014 г. № 05-12-44/16059 указывает на то, что в связи с тем, что Федеральный классификационный каталог отходов 2014 сохранил преемственность с данными федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786 (в редакции приказа Минприроды России от 30 июля 2003 г. № 663) отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее - Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (то есть нормативы образования отходов и лимитов на их размещения; лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев: при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации; при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах лриродопользователя, в том числе в подготовленных им материалах отнесения, с классом опасности этого вида отхода, установленного федеральным классификационным каталогом отходов.
Структура и содержание Федерального классификационного каталога отходов, а также совокупность классификационных признаков отходов, включаемых в Федеральный классификационный каталог отходов 2014 г., формируемого согласно положениям Порядка ведения Государственного кадастра отходов (приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792), сохранили преемственность с данными Федерального классификационного каталога отходов 2002г. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.11.2013 № 01219 действует до 29.11.2018 г. При этом включенные в проект лимитов отходы по Федеральному классификационному каталогу отходов 2002 г. после конвертации по Федеральному классификационному каталогу отходов 2014 г. имеют преемственность. Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов и Банк данных об отходах, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.
Таким образом, в действующих лимитах отходов ООО «Афипский НПЗ» после вступления в силу Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности») отражены отходы с учетом их конвертации по Федеральному классификационному каталогу отходов 2014 г.
ООО «Афипский НПЗ» в 2015 г. образованы и переданы на обезвреживание, утилизированы (использованы), переданы на размещение (хранение, захоронение) только те отходы, которые указаны в действующем Документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.11.2013 г. № 01219.
Административным органом сделан вывод о том, что данные отходы отсутствуют в действующих лимитах образования отходов, однако, выводы проверяющих не соответствуют действительности, т.к. данные отходы были сконвертированы из отходов Федерального классификационного каталога отходов 2002 г.
Кроме того, выводы об отсутствии в действующих лимитах отходов, на которые разработаны паспорта не соответствуют действительности, поскольку имеющиеся в ООО «Афипский НПЗ» паспорта отходов и сами отходы включены в действующие лимиты.
В постановлении по делу об административном правонарушении сделан вывод о том, что отходы III - IV класса опасности, на которые составлен паспорт опасного отхода и которые отсутствуют в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.11.2013 г. № 01219 образованы в 2015 г, что подтверждается паспортами на отходы».
В связи с вступлением в силу с 1 августа 2014 г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» разработал новые паспорта отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов 2014 г. взамен существующих по Федеральному классификационному каталогу отходов 2002 г. Были разработаны паспорта на существующую деятельность предприятия в рамках действующих лимитов образования отходов, а также разработаны паспорта на перспективу развития предприятия для включения новых видов отходов в проект. Не включенные в действующие лимиты отходы будут образовываться при эксплуатации новых технологических установок и будут включены в новые лимиты. До момента ввода в эксплуатацию новых объектов отходы не образуются.
Таким образом, наличие паспорта на отход не является фактом образования отхода, поскольку это не соответствует действующему экологическому законодательству и хозяйственной деятельности предприятия. Разработка паспортов отходов на перспективу не означает их фактического образования, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие, журналом учёта отходов, утверждённым приказом Минприроды России от 01.09.2011, № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», техническим отчетом по обращению с отходами, утверждённым приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. №349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», формой статистического наблюдения 2-ТП (отходы).
Утверждение управления об образовании отходов в 2015 г., на которые разработаны паспорта не обоснованно. Факт образования отходов в 2015 г. на которые разработаны паспорта, и которые не включены в действующий проект лимитов образования отходов ни в рамках документарной, ни в рамках выездной проверки, не доказан. Материалами дела подтверждается, что в рамках документарной проверки ООО «Афипский НПЗ» предоставило полный перечень разработанных паспортов отходов.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что ООО «Афипский НПЗ» в 2015 году образованно – 2700 т. отхода III класса опасности – осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более). Образованный отход отсутствует в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение утвержденных в установленном законом порядке в 2013 г.
При этом нормативами образования отходов и лимитами на их размещение предусмотрено образование отхода шлам нефтеотделительных установок, согласно паспорту от 2005 г. установлено, содержание компонентного состава отхода в процентах: нефтепродукты - 19%; тяжелые фракции углеводородов -14,3%; минеральные составляющие - 4,5%, вода - 61,3%.
Согласно же паспорта на отход осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве: 15% и более) содержание компонентного состава отхода в процентах следующее: нефтепродукты - 18,51%, минеральные составляющие - 46,52%, соединения железа - 2,74%, глина -1,43%, растительные остатки - 7,6%, вода - 23%.
Таким образом, согласно компонентному составу установлено, что отход шлам нефтеотделительных установок, по составу различен с отходом осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более).
По мнению управления Росприроднадзора, утвержденный документ нормативов образования отходов и лимиты на их размещение разработанный в 2013 году не соответствует фактической деятельности предприятия в области обращения с отходами, так как не содержит информации об образовании и размещении отходов производства, на которые составлен в 2015 году паспорт отхода, а также образования отходов, не включенных в документ об утверждении нормативов и лимитов отходов».
Отход «осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более)» (ФККО 2014), был получен при соотнесении с помощью Конвертера, отхода «шлам нефтеотделительных установок» (ФККО 2002). Класс опасности по результатам расчета аналогичный.
В ходе проведения проверки управлением установлено, что в среднем по результатам многолетних наблюдений технологический период образования нефтешлама, а именно отделение воды и доведение компонентного состава технологической смеси до паспортных показателей отхода «Шлам нефтеотделительных установок» составляет 1 год. При этом с 2015 года отход -шлам нефтеотделителъных установок согласно данных учета образования отхода отсутствует. Образованный отход в шламонакопителе с 2015 года классифицируется Обществом как осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более). Согласно компонентного состава отходы имеет разный состав.
Данные обстоятельства в части образования отхода в 2013 и 2014 году - шлам нефтеотделительных установок (2013 год - 4785,88т., 2014 год - 2700т.) и образования отхода - осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более) в 2015 году в объеме 2700 т., которые по своему составу совершенно различны является результатом изменения технологического процесса. Также в технологический регламент своевременно не внесены изменения в части наименования образующегося отхода от обработки (обезвоживания) нефтяных шламов в шламонакопителе.
Однако, «отход осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более)» (ФККО 2014), был получен при соотнесении с помощью Конвертера, отхода «шлам нефтеотделительных установок» (ФККО 2002) в рамках действующего законодательства. Класс опасности по результатам расчета аналогичный. Компонентный состав практически идентичен составу отхода «шлам нефтеотделительных установок». Агрегатное состояние и способ образования отхода не изменились. Компонентный состав отхода - это список тех элементов, из которых состоит данный вид отхода.
После проведения процедуры конвертации отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов 2014г. и разработки паспорта отхода, отход «шлам нефтеотделительных установок» переименован в «осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более)». Технологический процесс образования данного отхода не изменялся.
Компонентные составы отходов близки по своему составу у отходов «шлам нефтеотделительных установок» и в «осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод (содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более)».
Нарушений в части классификации и учета образовавшихся отходов в результате деятельности ООО «Афипский НПЗ» не усматривается.
При таких обстоятельствах судья вышестоящей инстанции считает обоснованным вывод судьи районного суда об отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы жалобы не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения судьи, поскольку не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Таким образом, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
решил:
решение судьи Северского районного суда Краснодарского края от 18 ноября 2016 г. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья