ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-390/2021 от 19.11.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Полняков А.А. Дело № 7А-330/2021

(№ 12-390/2021)

УИД 39RS0002-01-2021-005251-29

РЕШЕНИЕ

19 ноября 2021 года г.Калининград

Судья Калининградского областного суда Тращенкова О.В.,

при секретаре Каленик А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Исаковой Юлии Павловны на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 22 сентября 2021 года, которым оставлено без изменения постановление начальника отдела фитосанитарного надзора и контроля Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области от 16 июня 2021 год по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «Балтийские семена» Исаковой Юлии Павловны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела фитосанитарного надзора и контроля Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области № 08/130/2021 от 16 июня 2021 года должностное лицо - директор ООО «Балтийские семена» Исакова Ю.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 22 сентября 2021 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Исаковой Ю.П. – без удовлетворения.

Исаковой Ю.П. была подана жалоба с просьбой об отмене названного выше решения судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. В жалобе Исакова Ю.П. настаивает на том, что ею, как генеральным директором ООО «Балтийские семена», был соблюден порядок ввоза подкарантинной продукции, исполнены требования всех нормативных актов, регламентирующих порядок ввоза указанной продукции. Указывает, что отсутствие лабораторных исследований и информации о конкретных участках производства продукции не является основанием полагать, что фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие ввозимой партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям. Настаивает, что фитосанитарный сертификат соответствует по своим форме и содержанию требованиям законодательства, в нём отражены все необходимые сведения, в том числе, об отсутствии карантинных объектов в почве и продукции. Также указывает, что судом не была дана оценка тому обстоятельству, что в акте карантинного фитосанитарного контроля (надзора) отражено, что в результате документарной проверки и досмотра подкарантинной продукции нарушений не выявлено.

Исакова Ю.П. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, извещена надлежащим образом.

Должностное лицо – начальник отдела фитосанитарного надзора и контроля Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области Мажарова Е.А. и ее представитель по доверенности Спешинская Э.А. с жалобой не согласились, решение судьи районного суда просили оставить без изменения. Поддержали письменные возражения, принесенные на жалобу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст.22 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» определено, что к ввозу в Российскую Федерацию допускается подкарантинная продукция, соответствующая карантинным фитосанитарным требованиям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» юридические лица, которые осуществляют ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.

Согласно Перечню подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318, семенной картофель относится к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском и подлежит карантинному фитосанитарному контролю.

Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) относится к полномочиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О карантине растений», Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327).

Одним из мероприятий по карантинному фитосанитарному контролю (надзору) при ввозе подркарантинной продукции является документарная проверка.

В силу п.4.1.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318, в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должен быть представлен, помимо иных документов, фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции, в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска.

В соответствии с п.4.1.3 Положения должностное лицо уполномоченного органа на основании анализа представленных коммерческих и транспортных (перевозочных) документов принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или помещения партии подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита в случае, если на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного контроля не представлен фитосанитарный сертификат.

Статьей 17 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» определено, что введение экстренных карантинных фитосанитарных мер, их изменение, отмена осуществляются решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений. Экстренными карантинными фитосанитарными мерами являются: введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции или партий подкарантинной продукции и установление дополнительных карантинных фитосанитарных требований к такой подкарантинной продукции, а также установление ограничений, связанных с оборотом ввезенной в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, и дополнительных обязанностей граждан, юридических лиц; установление ограничений, связанных с оборотом подкарантинной продукции, с подкарантинными объектами, и дополнительных обязанностей граждан, юридических лиц при введении карантинного фитосанитарного режима.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, обеспечивают открытый доступ к данным в области карантина растений путем размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, в том числе, о карантинных фитосанитарных требованиях (п.3 ст.6 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений»).

С 01 июля 2013 года Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору введены временные ограничения на ввоз с территории стран-членов ЕС/происхождением из стран-членов ЕС на территорию Российской Федерации семенного и продовольственного картофеля, а также посадочного материала (за исключением указанных в списке питомников на территории стран-членов ЕС, признанных на основе международных стандартов как места, зоны и участки производства, свободные от карантинных для России объектов, и дополнительные карантинные фитосанитарные требования.

Указанные ограничения и требования в соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений», а также Порядок взаимодействия Россельхознадзора с национальными организациями по карантину и защите растений стран-экспортеров при осуществлении контроля семенного картофеля, подготовленного для отгрузки в Российскую Федерацию, размещены на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сети «Интернет» 21 октября 2015 года.

Согласно п.5 Порядка необходимо осуществление национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера фитосанитарной сертификации непосредственно каждой подготовленной партии семенного картофеля, при этом к фитосанитарному сертификату в качестве дополнительных гарантий прилагаются результаты лабораторных исследований и информация о конкретных участках производства данной партии.

Из приведенных положений следует, что при ввозе в Российскую Федерацию с территории стран-членов ЕС /при происхождении на территории стран-членов ЕС семенного и продовольственного картофеля, а также посадочного материала лицо, осуществляющее ввоз, в целях проведения документарной проверки должно представить должностному лицу уполномоченного органа, помимо иных документов, фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции, с приложенными к нему результатом лабораторных исследований и информацией о конкретных участках производства данной партии.

Статьей 10.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

Как следует из материалов дела, 02 мая 2021 года в 17 часов 00 минут на ФКП «СВХ «Сириус», расположенного по адресу: Калининградская область, г.Багратионовск, ул.Коммунальная, 4, для проведения карантинного фитосанитарного контроля при ввозе в Российскую Федерацию поступило транспортное средство с регистрационным номером № с грузом - картофель семенной сорт ЛЕДИ КЛЭР F2 20303300260 класс S калибр 35-55 мм., страна происхождения Франция, в количестве 20 тонн, 20 мест. Груз ввезён на территорию Российской Федерации в адрес ООО «Балтийские Семена» из Франции. В процессе карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного груза установлено, что на указанную продукцию в нарушение п.5 Порядка отсутствуют результаты лабораторных исследований.

В связи с отсутствием результатов лабораторных исследований выпуск груза был запрещен.

Генеральным директором ООО «Балтийские семена» является Исакова Ю.П., которая своими действиями допустила нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны подкарантинной продукции, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина Исаковой Ю.П. в совершении данного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, а именно, актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 02.05.2021 № 392410020521006 и приложением к нему; товарно-транспортной накладной, фитосанитарным сертификатом на ввозимую партию подкарантинной продукции, протоколом об административном правонарушении.

Названным выше доказательствам в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и должностным лицом, и судьей районного суда дана надлежащая оценка. Все они согласуются между собой и опровергают доводы жалобы Исаковой Ю.П. о том, что ООО «Балтийские семена» для проведения проверки были представлены надлежащие документы, необходимые для ввоза подкарантинного груза на территорию Российской Федерации.

Порядок и срок давности привлечения Исаковой Ю.П. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Исаковой Ю.П. в пределах санкции ст.10.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией для должностных лиц.

Вопреки доводам Исаковой Ю.П. об обратном, Порядок взаимодействия Россельхознадзора с национальными организациями по карантину и защите растений стран-экспортеров при осуществлении контроля семенного картофеля, подготовленного для отгрузки в Российскую Федерацию установлен Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в рамках введенных временных ограничений на ввоз с из стран-членов Евросоюза на территорию Российской Федерации семенного и продовольственного картофеля, а также посадочного материала в пределах предоставленных ей полномочий (п.5 ч.1 ст.5 Федерального закона «О карантине растений»), размещен в соответствии с требованиями ст.6 этого же Закона на официальном сайте Россельхознадзора в сети «Интернет», находится в свободном доступе и является обязательным к исполнению.

То обстоятельство, что впоследствии ввоз карантинного груза был разрешен, не свидетельствует об отсутствии в действиях Исаковой Ю.П. состава административного правонарушения, поскольку выпуск данного груза был разрешен только после получения результатов лабораторного исследования ввезенного семенного картофеля, проведенного Управлением Россельхознадзора по Калининградской области, для которого были отобраны образцы картофеля в количестве 200 шт, проведена их экспертиза, по результатам исследования наличие в образцах карантинных объектов не установлено.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, процессуальных нарушений не допущено. Оснований к отмене оспариваемого Исаковой Ю.П. решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение Центрального районного суда г.Калининграда от 22 сентября 2021 года, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья