ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-391/17 от 02.08.2017 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Мировой судья Попова Г.И.

Дело № 12-391/2017

РЕШЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

И.о. судьи Дубовского районного суда <адрес> Корнеева Е.А.,

с участием: должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В., её защитника Семеновой А.С.,

помощника прокурора <адрес> Стаценко А.С.,

рассмотрев жалобу (дополнения и уточнения к жалобе) заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Натальи Викторовны на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ в отношении:

заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Натальи Викторовны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,

установил:

на основании постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника ИФНС России по <адрес> Анучина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Анучина Н.В. с данным постановлением не согласилась, подав на него жалобу (дополнения и уточнения к жалобе), в которых ссылается на отсутствие в её действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, поскольку её действия по оставлению без рассмотрения заявлений юридических лиц соответствуют нормам действующего законодательства, которые содержат соответствующие ограничения по предоставлению сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документы, удостоверяющие личность физического лица. В случае предоставления указанных сведений, ею были бы нарушены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных». В связи с чем, просила постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, прекратить.

В суде Анучина Н.В. и её защитник Семенова А.С. просили жалобу (дополнения и уточнения к жалобе) удовлетворить по указанным в ней основаниям.

Помощник прокурора <адрес> Стаценко А.С. в суде возражала против удовлетворения жалобы, просила постановление мирового судьи оставить без изменения.

Выслушав объяснения участников административного производства, исследовав материалы дела, судья находит постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Из буквального толкования приведённой нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения составляет нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков.

Следовательно, для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ необходимо установить совокупность двух обстоятельств: наличие нарушения установленного порядка предоставления государственной услуги, а также факт непредоставления государственной услуги заявителю либо ее предоставления с нарушением предусмотренных сроков.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во исполнение задания прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства об организации предоставления государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в деятельности ИФНС России по <адрес>, в ходе которой установлено, что заместитель начальника ИФНС России по <адрес> Анучина Н.В., являясь должностным лицом, оставила без рассмотрения заявления юридических лиц о предоставлении государственной услуги, то есть фактически отказала в предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным п. 33 Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утверждённым Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушила порядок предоставления государственной услуги.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора <адрес> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В.

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника ИФНС России по <адрес> Анучина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

С таким выводом мирового судьи судья районного суда не соглашается по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу пп. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается не виновным, пока его вина не будет доказана. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою не виновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судьёй по делу установлено, что Анучина Н.В. является заместителем начальника ИФНС России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес> поступило заявление от ООО «Завод Нефтегазмаш» о предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении ООО «Завод Нефтегазмаш» в виде копии протокола общего собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Завод Нефтегазмаш», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, ГРН 2143443465780.

Ответом заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В. от ДД.ММ.ГГГГВ заявление ООО «Завод Нефтегазмаш» оставлено без рассмотрения, поскольку запрашиваемый протокол от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Завод Нефтегазмаш» содержит сведения о номере, дате выдаче и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица.

ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес> поступило заявление от ООО «Технополис-Волга» о предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении ООО «Технополис-Волга», ОГРН 1073461005320 в виде копии решения единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответом заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В. от ДД.ММ.ГГГГВ заявление ООО «Технополис-Волга» оставлено без рассмотрения, поскольку запрашиваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Технополис-Волга» содержит сведения о номере, дате выдаче и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица.

ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес> поступило заявление ООО «КХП «Заволжье» о предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении ООО «Комбинат хлебопродуктов «Заволжье», ОГРН 1033400722211 в виде копии договора купли-продажи, предоставленного при внесении записи в ЕГРЮЛ ГРН 2073454040218 от ДД.ММ.ГГГГ

Ответом заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В. от ДД.ММ.ГГГГВ заявление ООО «КХП «Заволжье» оставлено без рассмотрения, поскольку запрашиваемый договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о номере, дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная налоговая службы является, в том числе, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн утверждён Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ), из пункта 19 которого следует, что государственная услуга предоставляется, в том числе, в соответствии с нормативными правовыми актами: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона.

На основании пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры, организации, указанные в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, организации, предоставляющие услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также работники указанных органов и организаций обязаны соблюдать конфиденциальность ставшей известной им в связи с осуществлением деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг или услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, информации, которая связана с правами и законными интересами заявителя или третьих лиц. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представление информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, на основании межведомственных запросов, в многофункциональный центр либо в организацию, указанную в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, может осуществляться с согласия заявителя либо иного обладателя такой информации. Заявитель при обращении за предоставлением государственной или муниципальной услуги подтверждает факт получения указанного согласия в форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе путем представления документа, подтверждающего факт получения указанного согласия, на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Доступ к предоставлению информации о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, ограничен п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ, согласно которому сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

Статьёй 52 ГК РФ, пунктом 3 статьи 89 ГК РФ, пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», к учредительным документам юридических лиц в зависимости от организационно-правовой формы, в том числе общества с ограниченной ответственностью, отнесены устав и учредительный документ.

Согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, заместителем начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В. оставлены без рассмотрения (что равнозначно отказу в предоставлении государственной услуги) заявления ООО «Завод Нефтегазмаш», ООО «Технополис-Волга», ООО «Комбинат хлебопродуктов «Заволжье» о предоставлении следующих документов: копии протокола общего собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ (ООО «Завод Нефтегазмаш»); решения единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ (ООО «Технополис-Волга); копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (ООО «Комбинат хлебопродуктов «Заволжье», которые не относятся к учредительным документам юридических лиц.

В свою очередь, в указанных документах содержатся сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документы, удостоверяющие личность физических лиц, доступ к которым в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ ограничен.

При этом ООО «Завод Нефтегазмаш», ООО «Технополис-Волга», ООО «Комбинат хлебопродуктов «Заволжье», являющиеся юридическими лицами с организационно правовой формой - общество с ограниченной ответственностью, не относятся к органам государственной власти, иным государственным органам, садам, органам государственных внебюджетных фондов, которым такая информация должна предоставляться без каких-либо ограничений.

Поскольку запрашиваемые представителями ООО «Завод Нефтегазмаш», ООО «Технополис-Волга», ООО «Комбинат хлебопродуктов «Заволжье» документы содержат сведения, указанные в абз. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ, доступ к которым ограничен, действия заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В. по оставлению без рассмотрения заявлений указанных юридических лиц (что равнозначно отказу в предоставлении государственной услуги) соответствуют нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ, который, в силу ст. 76 Конституции РФ, является специальным применительно к вопросам предоставления государственных услуг и приоритетным по отношению к Административному регламенту предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утверждённому Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн.

Иное противоречило бы положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, в части возможного отказа в предоставлении заявителям копий запрашиваемых документов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен, а также требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно п. 7 которого, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В связи с чем, выводы мирового судьи о наличии в действиях заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, являются необоснованными.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - в связи с отсутствием в действиях заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Н.В. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Натальи Викторовны отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ в отношении заместителя начальника ИФНС России по <адрес> Анучиной Анучиной Натальи Викторовны, - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях указанного должностного лица состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения, но может быть обжаловано в надзорную инстанцию <адрес> областного суда в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья: Е.А. Корнеева