Дело 12-391/2020
РЕШЕНИЕ
26 октября 2020 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> Заболотникова О.А.,
рассмотрев жалобу АО «Тамбовские коммунальные системы» на постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 03.08.2020г., которым АО «Тамбовские коммунальные системы» было привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 03.08.2020г. АО «ТКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
АО «ТКС» обратилось в Октябрьский районный суд <адрес> с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что считает его незаконным и необоснованным. Основанием для возбуждения административного дела явились результаты проведения лабораторных исследований, измерений проб воды ЦЛАТИ в лице филиала «ЦЛАТИ по <адрес>», однако, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Материалы дела свидетельствуют о том, что результаты исследований проб воды не являются допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
Проверка проведена Центрально-черноземным межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (о чем свидетельствует Распоряжение № РТ-204 от ДД.ММ.ГГГГ), ЦЛАТИ в лице сотрудников филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» - контролирующим органом не является и проверки не проводит, а лишь привлечено в качестве экспертов (п. 4 указанного Распоряжения).
В акте проверки в разделе «водоотведение», а также в протоколе об административном правонарушении № от 03.08.2020г. указано, что Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб воды совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ» по <адрес>» (аттестат аккредитации № POCCRU.0001.512317) отбор проб произведен на проведение физико-химических анализов (протокол отбора проб №К.307 от 28.07.2020г.): Пробы от 22.07.2020г.; проба №К.307/1 -сброс сточных вод с очистных сооружений в <адрес>; проба №К.307/2 -<адрес> на 500 м выше сброса сточных вод; проба №К.307/3 -<адрес> на 500 м нижесброса сточных вод;
Из изложенного в акте проверки, а также в протоколе об административном правонарушении № от 03.08.2020г. следует, что пробы были отобраны 06.07.2020г, при этом протокол отбора проб был составлен 28.07.2020г., или же пробы отбирались 22.07.2020г., при этом протокол отбора проб был составлен 28.07.2020г.
Протоколы отбора проб воды, оформленные сотрудниками филиала «ЦЛАТИ» по <адрес>», не являются протоколом отбора проб по смыслу пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ, составлены неуполномоченным лицом (специалистом лаборатории, а не инспектором Росприроднадзора) и не могут быть признан процессуальным документом фиксирующим отбор проб для проведения исследования.
Отбор проб производился с нарушениями ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб». Из таблицы 1 "Методы хранения и консервации проб для определения обобщенных показателей" и таблицы 2 «Методы хранения и консервации проб для определения химических показателей» ГОСТ 31861-2012 следует, что пробы некоторых загрязняющих веществ имеют ограниченный срок хранения, в частности пробы на ВПК, взвешенные вещества, сухой остаток, аммоний-ион, нитриты, нитраты, железо, нефть и нефтепродукты имеют максимальный срок хранения 24 часа.
Исходя из выводов протокола об административном правонарушении № от 03.08.2020г., следует, что показатели, по которым установлены превышения ПДК согласно Разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в пробе воды №К.307/1 (сброс сточных вод в <адрес>), следующие: сухой остаток, нитрит-ион.
Согласно п. 8.2. ПНД Ф 14.1:2:4.114-97 «Методика измерений массовой концентрации сухого остатка в питьевых, поверхностных и сточных водах гравиметрическим методом». Отбор проб поверхностных и сточных вод производится в соответствии с требованиями ФИО2 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", значит, пробу воды анализируют в день отбора, максимальный срок хранения пробы 24ч. при температуре 2-5°С.
Согласно п.8.2 ПНД Ф 14.1:2:4.3-95 «Методика измерений массовой концентрации нитрит-ионов в питьевых, поверхностных и сточных водах фотометрическим методом с реактивом Грисса», в том случае, если пробы не могут быть проанализированы сразу, их хранят при температуре 3-4°С не более 24 часов или консервируют добавлением 2-4 см хлороформа на 1 дм воды. Законсервированные пробы хранят не более двух суток.
Из протокола КХА сточной воды №К.307/1 от 28.07.2020г., протокола КХА природной воды №К.307/2 от 28.07.2020г., протокола КХА природной воды №К.307/3 от 28.07.2020г. усматривается, что анализ проб проведен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, за пределами максимального срока хранения проб, так как не содержат информации о дате проведения исследования по каждому загрязняющему веществу.
При отборе проб сточной и природной воды, в актах отбора проб указана информация о консервации проб - термоконтейнер, то есть, охлаждение пробы до 2- 5°С в тающем льде или рефрижераторах, что могло продлить срок хранения проб для дальнейшего исследования некоторых загрязняющих веществ. Однако измерение температуры в термоконтейнерах показало, что температура в них не ниже 23°С, а хладоэлементы в них теплые. Таким образом, нарушены условия хранения и консервации проб, что не позволяет получить достоверные результаты исследований.
Кроме того, отбор проб сточной и природной воды осуществляли, инженеры филиала «ЦЛАТИ» по <адрес>» сектора контроля атмосферного воздуха и промышленный выбросов, что ставит под сомнение компетентность данных специалистов при отборе проб сточной и природной воды.
В акте отбора проб №К.321 от 28.07.2020г. отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать исследуемые пробы.
В протоколах КХА сточной и природной воды №К.321/1, №К.321/2, №К.321/3 от 04.08.2020г., указано, что исследовались пробы под номерами 683,684,685 соответственно, в то время как в акте отбора проб №К.321 от 28.07.2020г., а так же в заключениях по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, информация о номерах проб отсутствует.
В судебном заседании представители АО «ТКС» доводы жалобы полностью поддержали и просил суд ее удовлетворить.
В судебном заседании представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен должным образом, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
В силу ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлены требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения. Согласно ч. 6 указанной статьи, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п.1 ч.б ст.60 Водного кодекса Российской Федерации запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Как следует из оспариваемого постановления, АО «Тамбовские коммунальные системы» занимается механической и биологической очистки сточных вод. Очистка сточных вод осуществляется на очистных сооружениях механической и биологической очистки (ОС). Адрес площадки ОС: <адрес>. Фактический расход сточных и (или) дренажных вод предприятия составляет - 29709 тыс. м3/год.
В рамках плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб воды на проведение физико-химических анализов (протокол отбора проб №К.307 от ДД.ММ.ГГГГ):
Пробы от ДД.ММ.ГГГГ; проба №К.307/1 - сброс сточных вод с очистных сооружений в <адрес>; проба №К.307/2 - <адрес> на 500 м выше сброса сточных вод; проба №К.307/3 - <адрес> на 500 м ниже сброса сточных вод.
Физико-химические анализы проб воды выполнены по следующим показателям: pH, химическое потребление кислорода (ХПК), биохимическое потребление кислорода (БПК5), взвешенные вещества, сухой остаток, аммоний- ион, нитрит-ион, нитрат-ион, фосфат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, нефтепродукты, железо, медь, цинк, хром6+, анионные поверхностно-активные вещества (АГ1АВ), растворенный кислород.
Показатели, по которым установлены превышения ПДК согласно Разрешению на сброс загрязняющий веществ в ОС в пробе воды №К.307/1 (сброс сточных вод в <адрес>), следующие: сухой остаток превышение в 1,57 раз, нитрит-ион превышение в 1,77 раз.
В Управление поступила информация от Донского БВУ Федерального агентства водных ресурсов Отдела ресурсов по <адрес> от 28.07.2020г. №, согласно которой АО «Тамбовские коммунальные системы» имеет превышения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты по следующим показателям: ион аммония – в 1,59 раз, взвешенные вещества – в 11,4 раза.
Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сделан вывод, что АО «Тамбовские коммунальные системы» осуществляется сброс сточных вод с очистных сооружений в <адрес> с превышением установленных нормативов, таким образом, осуществляет свою деятельность с нарушением обязательных требований к охране водного объекта, которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение.
Отбор проб производился в соответствии с ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб». Пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в пункте 5.5 ГОСТ 31861-2012, с соблюдением условий хранения, которые устанавливаются в зависимости от исследуемого вещества (п. п. 3.5, 3.7 ГОСТ 31861- 2012).
Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.4 ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" хранение проб без изменения их состава и свойств возможно только для ограниченного числа показателей и только в течение определенного времени. Между моментом отбора пробы и её анализом могут происходить различные физические, химические и биохимические реакции, приводящие к изменениям концентрации определяемого показателя. Способы консервации, требования к хранению проб и другие рекомендации по обеспечению неизменности состава проб воды приведены в ГОСТ 31861. Указанные требования обязательны в случаях, когда в применяемой методике измерений отсутствуют сведения о данных операциях или они не отличаются от рекомендованных в ГОСТ 31861. В противном случае применяются способы консервации и сроки хранения, приведенные в методиках измерений, которые являются обязательными. Охлаждение пробы до 2-5° С и хранение ее в темноте в большинстве случаев достаточно для сохранения неизменности состава пробы в течение небольшого отрезка времени до начала анализа. Охлаждение целесообразно применять совместно с добавлением консервантов. Нарушение установленных сроков хранения проб и сроков проведения количественного химического анализа приведет к получению нерелевантных результатов.
Из таблицы 1 "Методы хранения и консервации проб для определения обобщенных показателей" и таблицы 2 «Методы хранения и консервации проб для определения химических показателей» ГОСТ 31861-2012 следует, что пробы некоторых загрязняющих веществ имеют ограниченный срок хранения, в частности пробы на ВПК, взвешенные вещества, сухой остаток, аммоний-ион, нитриты, нитраты, железо, нефть и нефтепродукты имеют максимальный срок хранения 24 часа.
Исходя из выводов протокола об административном правонарушении № от 03.08.2020г., следует, что показатели, по которым установлены превышения ПДК согласно Разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в пробе воды №К.307/1 (сброс сточных вод в <адрес>), следующие: сухой остаток, нитрит-ион.
Согласно п. 8.2. ПНД Ф 14.1:2:4.114-97 «Методика измерений массовой концентрации сухого остатка в питьевых, поверхностных и сточных водах гравиметрическим методом» отбор проб поверхностных и сточных вод производится в соответствии с требованиями ФИО2 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", значит, пробу воды анализируют в день отбора, максимальный срок хранения пробы 24ч. при температуре 2-5°С.
Согласно п.8.2 ПНД Ф 14.1:2:4.3-95 «Методика измерений массовой концентрации нитрит-ионов в питьевых, поверхностных и сточных водах фотометрическим методом с реактивом Грисса», в том случае, если пробы не могут быть проанализированы сразу, их хранят при температуре 3-4°С не более 24 часов или консервируют добавлением 2-4 см хлороформа на 1 дм воды. Законсервированные пробы хранят не более двух суток.
Из протокола КХА сточной воды №К.307/1 от 28.07.2020г., протокола КХА природной воды №К.307/2 от 28.07.2020г., протокола КХА природной воды №К.307/3 от 28.07.2020г., дата отбора проб – 22.07.2020г, анализ проб проведен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, за пределами максимального срока хранения проб, так как не содержат информации о дате проведения исследования по каждому загрязняющему веществу.
В акте отбора проб №К.321 от 28.07.2020г. отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать исследуемые пробы.
В протоколах КХА сточной и природной воды №К.321/1, №К.321/2, №К.321/3 от 04.08.2020г. дата отбора проб – 28.07.2020г, анализ проб проведен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, за пределами максимального срока хранения проб.
Цель маркировки (шифрования) проб направлена на обеспечение возможности достоверно установить факт того, что предметом лабораторного исследования являлись именно те фрагменты сточных вод, которые были отобраны на объекте то есть, по сути, на обеспечение достоверности и допустимости результатов последующего анализа проб сточных вод.
Установить связь между пробами в акте отбора проб, и пробами в протоколах КХА сточной и природной воды, не представляется возможным, следовательно, отсутствует возможность соотнести исследование пробы с ее отбором.
В связи с вышеизложенным, доводы жалобы о нарушении порядка проведения экспертизы установлены в ходе судебного разбирательства, на основании чего собранные при производстве по делу доказательства являются недопустимыми в связи с нарушениями требований закона при осуществлении их сбора и хранения, как следствие, - недоказанности вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
В связи с чем, суд находит обжалуемое постановление подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 03.08.2020г., которым АО «Тамбовские коммунальные системы» было привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня его получения через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Заболотникова О.А.