КОПИЯ
Дело № 12-391/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Томск 02 августа 2021 г.
И.о. судьи Советского районного суда г. Томска Бычкова И.В.,
с участием ФИО2 и его защитника ФИО5, представителя УФАС по Томской области ФИО3,
рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО4№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского района» ФИО2,
установил:
Постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО4№ должностное лицо муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского района» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО2 обжаловал его в суд по правилам п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указал на то, что действительно, с 15.08.2019 по 03.12.2019 он, как первый заместитель Главы Шегарского района, на основании распоряжения Администрации от 14.08.2019 № 199 л/с исполнял обязанности Главы Шегарского района. 11.11.2019 им подписан муниципальный контракт между МКУ «Администрация Шегарского района» и №№ на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Дошкольная образовательная организация на <адрес><адрес>. Оснований для не подписания указанного муниципального контракта на дату 11.11.2019 у него не имелось, т.к. на данный момент отсутствовали какие-либо формы «выявленных нарушений» антимонопольного законодательства, торги были размещены и осуществлены Департаментом государственного заказа Томской области, они никем не были оспорены либо признаны недействительными (несостоявшимися). Руководителем УФАС по Томской области при вынесении обжалуемого постановления неверно квалифицированы его действия по ч.2 ст.14.32 КоАП РФ. Для применения данной нормы должны иметь место торги, а также должны быть лица, которые являются заказчиками и участниками торгов. Однако приводимые в постановлении факты наличия якобы «антиконкурентных» соглашений имели место до начала торгов, т.е. до размещения заказа в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», до начала появления таких субъектов как заказчик, участник закупки (аукциона), а также до того, как он начал исполнение обязанностей Главы Шегарского района. В качестве антиконкурентных действий Администрации в постановлении указывается на факт заключения 31.07.2019 муниципального контракта между Администрацией Шегарского района и ... с чем он не согласен, кроме того на указанный период он еще не исполнял обязанности Главы Шегарского района. Также антимонополным органом указывается на то, что строительно-монтажные работы на земельном участке, принадлежащем Администрации, выполнялись с 10.06.2019, на указанный период он также не исполнял обязанности Главы Шегарского района. К моменту, когда он начал исполнять обязанности Главы Шегарского района (с 15.08.2019), по материалам УФАС по делу №, ЗАО «СУ ТДСК» самоуправно на земельном участке уже был вырыт котлован и частично забиты сваи. После 15.08.2019 он не мог продолжать предоставлять земельный участок ... для начала строительства здания дошкольной образовательной организации на 145 мест до проведения конкурентных процедур по выбору застройщика и давать согласие на осуществление на объекте строительно-монтажных работ, т.к. часть работ на участке уже были самоуправно осуществлены. Торги (закупка) с участием заказчика, участника торгов начали свой отчет по рассмотренному делу с 22.10.2019 и закончились исполнением контракта от 11.11.2019. При этом УФАС не привели в постановлении каких-либо доказательств наличия в указанный период соглашений между Администрацией Шегарского района и ЗАО «СУ ТДСК», которые бы имели своей целью либо приводили или могли привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них (торгах). Доводы постановления о том, что он не принимал меры к выявлению самовольного использования земли и самовольного осуществления строительства, не согласуются с его полномочиями на указанный период. Так как он не совершал противоправных действий, нацеленных на достижение соглашения между организатором торгов (Департаментом госзаказа) и заказчиком закупки (Администрацией Шегарского района) с участником этих торгов (ЗАО «СУ ТДСК»), с целью ограничения конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников торгов, либо участие в самих торгах, в его действиях отсутствует как противоправность, так и вина в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО2 и его защитник ФИО5 жалобу поддержали в полном объеме.
Представитель УФАС по Томской области ФИО3 просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление руководителя УФАС по ... оставить без изменения.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 пояснила, что она работает в администрации Шегарского района начальником отдела контрактной службы, их отдел формировал заявку на участие в торгах для Департамента госзаказа. Заявка была подписана ФИО1 Извещение о торгах было размещено 14.10.2019, никто с заявкой на участие в торгах не обратился, второй раз извещение размещено 22.10.2019, с заявкой обратился только один участник ... и муниципальный контракт был заключен с ЗАО «СУ ТДСК». В ноябре-декабре 2020 года контракт был оплачен, в настоящее время исполнен в полном объеме.
Заслушав стороны, свидетеля, изучив жалобу, проверив ее доводы, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с положениями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, решением Комиссии Томского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ (дата изготовления решения в полном объеме, резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2020 г.) по делу №070/01/16-72/2020 МКУ «... признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», а именно установлено, что
... руководителем которого в период совершения инкриминируемого правонарушения являлся ФИО2, нарушило требования п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» путем заключения с ЗАО «СУ «ТДСК» недопустимого антиконкурентного соглашения и реализации такого соглашения на торгах.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом антимонопольного органа постановления о привлечении руководителя МКУ «Администрация Шегарского района» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с п.4 резолютивной части решения по делу ...... возбуждено дело об административном правонарушении и начато административное расследование, в ходе которого установлено следующее.
Постановлением Администрации Томской области от 30.10.2014 № 413а (утратило силу с 01.01.2020 в связи с изданием постановления Администрации Томской области от 27.09.2019 №342а) «Об утверждении государственной программы «Развитие образования в Томской области» предусмотрено строительство здания для размещения дошкольной образовательной организации на 145 мест в с. Мельниково Шегарского района за счёт федерального, областного и местного бюджетов.
Отделом образования Администрации Шегарского района в 2018 году в адрес Департамента общего образования Томской области направлена информация о показателях ведомственного мониторинга по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. В письме №206 от 12.04.2018 г. Отдел образования сообщает, что потребность в создании дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет возможна только при строительстве детского сада.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет предоставления субсидии из бюджета Томской области бюджету муниципального образования «Шегарский район» на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках Государственной программы «Развитие образования в Томской области» на основании соглашения о предоставлении в ...
22.10.2019 Департаментом государственного заказа <адрес> (организация, осуществляющая проведение закупки) размещено извещение о проведении электронного аукциона № на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства "Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес><адрес>, место выполнения работ: земельный участок с кадастровым номером <адрес>.
Согласно протоколу рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, была подана только одна заявка - .... Данная заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и документации об аукционе, с указанным подрядчиком решено заключить муниципальный контракт как с единственным лицом, подавшим заявку на участие в торгах.
... на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>» (далее - Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно разделу 3 Муниципального контракта от 11.11.2019 «Этапы, сроки, место и условия выполнения работ» срок начала и завершения работ: с даты заключения контракта - не позднее 31 октября 2020 г.
Из вышеуказанного следует, что работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства должны выполняться подрядчиком (исполнителем) после заключения Муниципального контракта от 11.11.2019.
15.11.2019 Администрацией Шегарского района получено разрешение на строительство капитального объекта строительства «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>» №.
Вместе с тем, в ходе надзорных мероприятий прокуратурой Шегарского района установлено, что организация - Подрядчик осуществляла работы по подготовке строительной площадки для детского сада, а также строительно-монтажные работы на объекте до заключения Муниципального контракта от 11.11.2019 и получения специального разрешения в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Актом проверки прокуратуры Шегарского района от 13.11.2019 и прилагаемым к нему документами установлено, что по состоянию на ..., расположенном по адресу: <адрес>, предназначенном для строительства здания дошкольной образовательной организации на 145 мест, ... осуществлены строительно-монтажные работы по забивке свай и организации фундамента для последующего возведения объекта капитального строительства. С ДД.ММ.ГГГГ на строительной площадке осуществлены работы по установке железобетонных колонн в количестве 57 штук. Строительная площадка по объекту огорожена по периметру металлическим забором, со стороны <адрес> имеются металлические ворота и железный вагончик (пост охраны). На строительной площадке забито порядка 300 свай. На момент осмотра (ДД.ММ.ГГГГ) рабочими выполняются строительно-монтажные работы по установке железобетонных колонн, монтажу цокольного этажа здания, произведен монтаж ригелей наружных панелей.
Из пояснений ФИО7 (производитель работ (прораб) - ... следует, что в период с августа по сентябрь 2019 года на строительной площадке по адресу: <адрес> осуществлялись строительно-монтажные работы по возведению объекта капитального строительства - дошкольная образовательная организация.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Шегарского района и ... на
основании п.4 ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе заключен муниципальный контракт
№34 на выполнение внутриплощадочных работ по объекту: «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>». Срок завершения работ: не позднее 100 (сто) календарных дней с даты начала выполнения работ. Предметом контракта установлен следующий перечень видов работ: устройство временных ограждений строительной площадки в количестве 108 м.п.
По результатам выполненных работ Администрация (заказчик) обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере ...
Вместе с тем, документы, подтверждающие оплату выполненных работ, Администрацией и Обществом не предоставлялись.
... в письменных пояснениях (05.06.2020 вх.№3734) указало, что общество выполнило работы по устройству временного ограждения строительной площадки в количестве 108 м.п. в полном объеме.
Согласно письменным пояснениям Администрации (ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№) до момента расторжения (ДД.ММ.ГГГГ) муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ обязательства по нему выполнялись надлежащим образом. Работы были приняты, но не оплачены, в связи с тем, что Муниципальным контрактом от 11.11.2019 предусмотрены затраты по установке временного ограждения строительной площадки (МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» (утв. постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 №6).
14.07.2020 представитель Администрации пояснил, что выполненные работы по
муниципальному контракту №34 от 31.07.2019 г. были оплачены ... в рамках исполнения Муниципального контракта от 11.11.2019 г (накладные расходы).
Таким образом, установлено, что работы по ограждению территории строительства были выполнены ... до заключения Муниципального контракта от 11.11.2019. В последующем выполненные работы были оплачены Администрацией ... в рамках уже заключенного по результатам торгов Муниципального контракта от 11.11.2019.
В соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2)проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно Порядку ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007 (утв. приказом Ростехнадзора от 12.01.2017 г. № 7) общий журнал производства работ ведется застройщиком, лицом, осуществляющим строительство, и представляет собой документ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства. Общий журнал производства работ является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре. Специальные журналы работ являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. В соответствии с п. 8 Порядка РД-11-05-2007, записи в общий журнал вносятся с даты начала выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Данные о работах, выполняемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, должны содержать сведения о начале и окончании работы и отражать ход ее выполнения. Описание работ должно производиться применительно к конструктивным элементам здания, строения или сооружения с указанием осей, рядов, отметок, этажей, ярусов, секций, помещений, где работы выполнялись.
Согласно журналам (общий и специальный) на объекте: строительная площадка по адресу: <адрес> работы по разработке котлована, погружению (забивки) свай и устройству фундамента здания осуществляются с ДД.ММ.ГГГГ Именно с этой даты начато фактическое строительство объекта капитального строительства «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>» Подрядчиком.
... в своих письменных пояснениях (от 05.06.2020 г. вх.№3734) подтвердило, что после завершения работ по устройству временного ограждения, Общество за счёт собственных средств выполнило земляные работы, работы по устройству свайного поля и устройству фундамента. ... выполняло указанные работы на свой страх и риск.
Вместе с тем, ... является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли.
Целесообразность проведения таких работ ... до момента определения Общества в качестве победителя аукциона и заключения контракта, учитывая совокупность установленных обстоятельств, объективно может иметь место лишь в случае наличия у Общества оснований считать себя победителем данного аукциона до его официального признания в качестве такового и, в последующем, компенсации понесенных затрат за уже выполненные работы.
Представитель Администрации пояснил, что органу местного самоуправления не было ничего известно о начале осуществления строительно-монтажных работ на их земельном участке, в том числе работ, предусмотренных Муниципальным контрактом от 11.11.2019 г.
Вместе с тем, установлено, что после заключения муниципального контракта №34 от 31.07.2019 между Администрацией и ... уполномоченный представитель органа местного самоуправления выезжал на объект по адресу: <адрес> и принял работы по установке временного ограждения без замечаний.
Строительно-монтажные работы на земельном участке, принадлежащем Администрации, по возведению «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>», выполнялись с ДД.ММ.ГГГГ следовательно, Администрации уже на тот момент было известно о начале строительства, но вместе с тем, не предпринято никаких мер, как собственника земельного участка, по предотвращению (пресечению) незаконного осуществления строительно-монтажных работ на земельном участке до проведения торгов (аукциона).
Выполненные работы Обществом в 2019 году, до победы в аукционе, входят в состав работ, которые предусмотрены аукционной документацией (график выполнения строительно-монтажных работ) и Муниципальным контактом от ДД.ММ.ГГГГ как работы второго этапа строительства в 2020 году.
На дату опубликования извещения № и проведения аукциона Администрация (муниципальный заказчик) обладала информацией и сведениями о том, что часть строительно-монтажных работ, предусмотренных аукционной документацией, будут выполнены заранее определенным лицом.
Установлено, что ... с заявкой (с приложением) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу объекта (строительная площадка): «Дошкольная общеобразовательная организация на 145 мест по в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ вх.№. Максимальная мощность присоединяемых объектов 100 кВт.
ДД.ММ.ГГГГ между ... заключен Договор № об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации. Срок осуществления мероприятий 15 дней со дня заключения Договора.
Согласно Акту об осуществлении технологического присоединения ... присоединило ЗАО ... к объектам электроэнергетики по Договору №
Особенности временного технологического присоединения, закреплены в разделе VII Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.................................................................................. » (далее - Правила №861).
В соответствии с п.50 Правил №861 временное технологическое присоединение, а также заключение и исполнение договоров об осуществлении временного технологического присоединения, на основании которых оно производится, осуществляется в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в настоящем разделе.
Следовательно, направление заявок, с приложением подтверждающих документов на осуществление технологического присоединения, осуществляется по общим требованиям, установленным в Разделе II «Порядок заключения и выполнения договора» настоящих Правил.
Согласно п. 10 Правил №861 к заявке прилагаются следующие документы, в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
... к своей заявке на технологическое присоединение от 21.08.2019 вх.№154/12677 представлена копия заключенного и подписанного Муниципального контракта ... г. с Администрацией Шегарского района на выполнение работ по подготовке территории к строительству по объекту: «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>».
Заключение Администрацией и Обществом Муниципального контракта от 11.11.2019г. на часть уже выполненного объема работ противоречит Закону о контрактной системе, носит антиконкурентный характер, поскольку направлено на устранение конкуренции и ограничение доступа на рынок, а также создание подрядчику возможности в отсутствие иных претендентов заключить контракт по максимальной цене, что подтверждается, в том числе, тем, что ... было единственным участником электронного аукциона (№
Установлено, что Разделом 3 Муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ «Этапы, сроки, место и условия выполнения работ» первый этап включает в себя следующие работы, а именно: работы по архитектурно-строительному проектированию, которые включает в себя: сбор исходных данных на проектирование объекта капитального строительства; разработку проектной документации, включая проведение инженерных изысканий; проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с получением положительного заключения государственной экспертизы; проведение проверки достоверности определяемой сметной стоимости строительства объекта с получением положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта; разработка рабочей документации.
Частью 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Выполнение строительно-монтажных работ без проектной документации невозможно и нецелесообразно, однако, ... уже с июня 2019 года на земельном участке Администрации, предназначенном под строительство «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>», выполняло строительные работы по проекту, который мог быть предоставлен Заказчиком только победителю аукциона. Информация о проекте в свободном доступе отсутствовала.
При таких обстоятельствах, в действиях Администрации и ... имеется согласованность, направленная на предоставление Обществу необоснованных преимуществ относительно иных потенциальных застройщиков, лишенных доступа к строительству объекта в обход установленных законодательством процедур (торгов).
Начало выполнения работ с ведома Заказчика, еще по не заключенному муниципальному контракту, является ограничивающим конкуренцию фактом, так как решение о победителе закупки уже предопределено.
... имевшее предварительную устную договоренность с Администрацией в виде совместного согласования объемов работ, допуска к выполнению работ заблаговременно до заключения Муниципального контракта от 11.11.2019, выполняло работы в более благоприятных для таких работ условиях рынка, в том числе погодных условиях, тогда как иные хозяйствующие субъекты, в том числе потенциальные участники электронного аукциона, фактически были лишены такой возможности.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с граждански законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказание услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, согласно ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта может быть начато только после заключения контракта.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Установленный ст. 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции предусматривает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Анализ положений ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные п. 1 ч. 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), п.п. 2 - 4 ч. 1, а также ч.ч. 2 и 3 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» являются безусловными запретами.
Следовательно, правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Согласно п.1 ч.1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Осуществление на объекте строительно-монтажных работ ... с согласия Администрации до заключения Муниципального контракта от 11.11.2019 г. по результатам торгов; оплата Администрацией части выполненных работ 2 этапа (Муниципальный контракт от 11.11.2019 г.) Обществу в декабре 2019 г.; требования, установленные в аукционной документации Администрацией (срок выполнения строительно-монтажных работ); бездействие Администрации, как собственника земельного участка, по непринятию мер по предотвращению (пресечению) незаконного осуществления строительно-монтажных работ на земельном участке до проведения торгов (аукциона), предоставление ЗАО «СУ ТДСК» права приступить к выполнению строительно-монтажных работ по возведению объекта капитального строительства на земельном участке Администрации (муниципальная собственность) до проведения торгов и получения специального разрешения, свидетельствует о предоставлении Обществу заведомо преимущественных условий при проведении электронного аукциона, а также указывает на наличие согласованности в действиях Администрации Шегарского района и хозяйствующего субъекта - ЗАО «СУ ТДСК», направленной на исключение возможности иных хозяйствующих субъектов получить право на заключение муниципального контракта по результатам торгов (извещение №0165200003319000355) на строительство «Дошкольная общеобразовательная организация на 145 мест по в <адрес>».
Администрация, предоставив ... возможность в выполнении части строительно-монтажных работ, предусмотренных Муниципальным контрактом от 11.11.2019 с 10.06.2019 (начало работ по забивке свай, разработка котлована и устройство фундаментов) создала преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта при проведении конкуренткой закупки на выполнение работ по указанному муниципальному контракту.
Установлено, что строительство «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>» является муниципальной нуждой. Администрация является муниципальным заказчиком. Именно в результате совместных последовательных действий Администрации и Общества, последнее получило право на заключение муниципального контракта по результатам торгов (извещение №0165200003319000355) на строительство «Дошкольная общеобразовательная организация на 145 мест по в <адрес>» на более выгодных для себя условиях, а именно, выполнив часть работ заблаговременно до заключения Муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как иные хозяйствующие субъекты, в том числе потенциальные участники электронного аукциона, фактически были лишены такой возможности.
Таким образом, в действиях Администрации Шегарского района и ... имеет место нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания преимущественных условий для конкретного участника при проведении аукциона №.
При реализации соглашения общий доход ... в результате победы на торгах и заключения муниципального контракта с учетом содержания дополнительного соглашения №5 к контракту от 22.12.2020 г. составил ...
Нарушение антимонопольного законодательства - п.1 ч.1 ст. 17 Закона №135-Ф3 является оконченным в момент заключения муниципального контракта по результатам торгов №0165200003319000355 (11 ноября 2019 г.). Участниками антиконкурентного соглашения допущено нарушение требований п.1 ч.1 ст.17 Закона №135-Ф3 в период с 10.06.2019 г. (фактическое начало выполнения строительно-монтажных работ) по 11.11.2019 г. (дата заключения муниципального контракта).
Из материалов дела следует, что решением Думы Шегарского района Томской области от 20.02.2018 г. №241 кандидатура ФИО2 согласована на должность первого заместителя главы Шегарского района, распоряжением Администрации Шегарского района Томской области от 12.03.2018 г. №77-л/с ФИО2 принят на должность первого заместителя главы Шегарского района, распоряжением Администрации Шегарского района от 14.08.2019 г. №199 л/с на ФИО2 возложено исполнение обязанностей главы Шегарского района с 15.08.2019 г., которые исполнялись ФИО2 по 3 декабря 2019 г.
Таким образом, в период с 15.08.2019 (со дня возложения обязанностей главы Шегарского района на ФИО2) и по 11.11.2019 (дата заключения муниципального контракта) - главой администрации Шегарского района являлся ФИО2.
Факт нарушения руководителем МКУ «Администрация Шегарского района» ФИО2 требований п.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения недопустимого антиконкурентного соглашения и реализации такого соглашения на торгах и его вина в совершении вмененного правонарушения подтверждаются:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 070/04/14.32-27/2021 и проведении административного расследования от 01.02.2021 № ЕФ/599;
- копией решения Комиссии Томского УФАС России от 30.12.2020 (дата изготовления решения в полном объеме, резолютивная часть решения оглашена 29.12.2020) по делу №070/01/16-72/2020;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МКУ «Администрация Шегарского района»;
- копией электронного муниципального контракта №0165200003319000355001 на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Дошкольная образовательная организация на 145 мест в <адрес>» от 11.11.2019, заключенного между МКУ «Администрация Шегарского района» в лице исполняющего обязанности Главы Шегарского района – первого заместителя ФИО2 и ... с приложениями;
- определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении №
- копией решения Думы Шегарского района Томской области от 20.02.2018 № 241 «О согласовании кандидатуры ФИО2 на должность Первого заместителя Главы Шегарского района»,
- копией распоряжения администрации Шегарского района Томской области от 12.03.2018 № 77 л/с о приеме ФИО2 на работу на должность Первого заместителя Главы Шегарского района с 12.03.2018;
- копией распоряжения администрации Шегарского района Томской области от 14.08.2019 № 199 л/с о возложении исполнения обязанностей Главы Шегарского района на ФИО2, Первого заместителя Главы Шегарского района, с 15.08.2019;
- должностной инструкцией Первого заместителя Главы Шегарского района от 01.02.2017 № 1-ДИ/2017;
- письменными объяснениями ФИО2 от 08.02.2021 №370/21;
- определением о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 070/04/14.32-27/2021 от 26.02.2021 № ЕФ/1136.
При таких обстоятельствах, на основании совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, оценив все представленные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о законности привлечения исполняющего обязанности Главы Шегарского района – первого заместителя ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, т.к. в судебном заседании установлено, что ФИО2 фактически без наличия правовых оснований в рамках устного антиконкурентного соглашения с ... продолжил/не препятствовал предоставлению земельного участка с кадастровым номером 70:16:0401003:4268, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для строительства здания дошкольной образовательной организации на 145 мест, ... для начала строительных работ до проведения конкурентных процедур по выбору застройщика (с фиксацией антиконкурентного соглашения в последствии муниципальным контрактом по результатом конкурентной процедуры), тем самым фактически дал согласие на осуществление на объекте строительно-монтажных работ ... до заключения Муниципального контракта от 11.11.2019 по результатам торгов, а также до получения застройщиком разрешения на строительство.
В силу ч.2 ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы ФИО2 о том, что он не признает факт совершения вменяемого правонарушения, поскольку у Администрации Шегарского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ отсутствовали правовые основания для осуществления земельного контроля на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, администрация не проводила самостоятельно аукцион, его проведением занимался Департамент государственного заказа <адрес>, были предметом оценки врио руководителя управления и обоснованно признаны несостоятельными, противоречащими установленным на основании материалов дела обстоятельствам.
Так, из материалов дела №070/01/16-72/2020 следует, что ... до заключения муниципального контракта по результатам торгов на указанном земельном участке осуществлены строительно-монтажные работы по забивке свай и организации фундамента для последующего возведения объекта капитального строительства, работы по установке железобетонных колонн в количестве 57 штук, строительная площадка огорожена по периметру металлическим забором, со стороны <адрес> обустроены металлические ворота и железный вагончик (пост охраны), на строительной площадке забито порядка 300 свай. С учетом объема осуществленных ЗАО «СУ ТДСК» работ до заключения муниципального контракта от 11.11.2019 г. врио руководителя находит невозможным осуществление таких работ без согласования с <адрес>, а также с руководителем Администрации. Для установления Администрацией факта осуществления указанных работ при отсутствии правовых оснований для их осуществления не требовалось проведения внеплановых проверок в соответствии с Законом №294-ФЗ, поскольку осуществление работ не было тайным, для пресечения таких работ достаточно было обратиться в правоохранительные органы, а также в адрес контролирующих органов в сфере строительства. Доказательства принятия мер ФИО1 к пресечению строительных работ на земельном участке с кадастровым номером <адрес> до заключения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела не представлены.
В силу буквального содержания п.1 ч.1 ст. 17 Закона №135-Ф3, установленных материалами дела обстоятельств совершения правонарушения проведение аукциона уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа <адрес> само по себе не может свидетельствовать об отсутствии антиконкурентного соглашения между заказчиком - МКУ «<адрес>» и участником торгов.
Вопреки доводам жалобы, все юридически значимые обстоятельства дела должностным лицом установлены. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, допущенных при производстве по делу, не выявлено.
Мера наказания ФИО2 определена в минимальных пределах санкции 32 КоАП РФ в отношении должностных лиц и с учетом положений ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь ст. ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО4№.32-27/2021 от 09 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского района» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: /подпись/
Копия верна.
Судья И.В. Бычкова
Секретарь С.Е.Петкунов
Решение вступило в законную силу «___» __________________ 20____ года
Судья:
Секретарь:
Оригинал решения хранится в материале № 12-391/2021в Советском районном суде города Томска.