19RS0001-02-2021-003679-10
Дело № 12-391/2021 г.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Абакан Республика Хакасия 31 мая 2021 года
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия А.В. Зарубин,
при секретаре А.Е. Шуваевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО7 Ж.Д., действующей в интересах должностного лица, директора филиала ООО «АЭРОСИТИ-2000» в <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №РХ-АВЗРТ-013-057-21, по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 16.04.2021 ФИО8 А.С. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО9 Ж.Д обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что директор филиала ФИО10 А.С. в силу своего должностного положения и объема работы не обладал полной и достоверной информацией о наличии вменяемых нарушений. Все нарушения, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении устранены в полном объеме. Просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
В судебном заседании защитник ФИО4, действующая на основании доверенности поддержала доводы жалобы, пояснила, что директор филиала ФИО11 А.С. в силу своего должностного положения и объема работы не обладал полной и достоверной информацией о наличии вменяемых нарушений, доказательств обратного в материалах дела не имеется. На тот момент работала подрядная организация и она не справилась с объемом. При этом, после получения предписания № РХ-АВЗРТ-013, выданного 18.02.2021 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора, ФИО12 А.С. был принят исчерпывающий комплекс мер, направленный на незамедлительное устранение нарушений, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Ввиду неисполнения, ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, поручения директора филиала к дисциплинарной ответственности привлечены виновные работники. Благодаря организационным мерам, принятым директором филиала ФИО13 А.С. на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, все нарушения, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, устранены в полном объеме. Кроме этого, указанный факт нарушений договорных обязательств допущенных оператором по транспортированию ТКО нельзя признать нарушением схемы направления потоков отходов.
Представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора – ФИО14 Д.А., действующий на основании доверенности, возражал против доводов жалобы, пояснил, что постановление законно и обосновано и не подлежит отмене. Материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного должностного лица, оснований для его изменений не имеется, поскольку ФИО15 А.С., знал о нарушении и все равно допускал их.
ФИО16 А.С. извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил защитника.
Судья, огласив жалобу, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Как следует из материалов дела, юридическому лицу ООО «АЭРОСИТИ -2000» на основании конкурсного отбора присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасии сроком на 10 лет.
Требованиями ст.24.6 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено:
1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
6. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее Правила).
Согласно п.1 Правил настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
В силу положений п.13 Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии СП.23 Правил в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г.
В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (п.30 Правил).
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения о создании филиала ООО «АЭРОСИТИ-2000» в Республике Хакасия внесены 03.08.2018 года.
В соответствии с пунктами 4.1 указанных соглашений в обязанности ООО «АЭРОСИТИ-2000» входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; реализация территориальной схемы и региональной программы в области обращения с отходами; заключение и исполнение договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и(или) захоронению, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами; заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Соблюдение иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.23 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п.1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» оператором по обращению с ТКО является индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживаванию и захоронению ТКО, согласно, Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемой.
Установлено, что ООО «СПБ-7» лицензии на осуществление деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в отношении соответствующих видов работ не имеет, т.е. не обладает в силу закона правом осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, захоронению ТКО.
Результат анализа представленных маршрутных журналов с 16.10.2020 по 31.01.2021 показывает, что движение до полигона ООО «УТБО» мусоровозы не осуществляли. Конечной точкой мусоровозов является земельный участок по адресу <адрес>.
Выгрузкой ТКО на территории объекта, расположенного по адресу: <адрес>, а не на полигоне ООО «УТБО, ООО «АЭРОСИТИ - 2000» нарушило схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия.
Таким образом, ООО «АЭРОСИТИ - 2000» не обеспечивает соблюдение схемы потоков твердых коммунальных отходов, закрепленной Территориальной схемой обращения с отходами, что является нарушением ч.10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
В результате анализа представленных маршрутных журналов мусоровозов и справки ООО «АЭРОСИТИ-2000» от 16.02.2021 б/н за период с октября по декабрь 2020 года выявлены несоответствия в объеме переданных для размещения ТКО на полигон ООО «УТБО».
Территориальная схема обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, Республики Хакасия содержит схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность потери отходов в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.
При проведении проверки установлено, что количество собранных ООО «АЭРОСИТИ-2000» твердых коммунальных отходов не соответствует количеству твердых коммунальных отходов, переданных на полигон, эксплуатируемый ООО «УТБО», что является нарушением ч.10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В ходе проверки филиалом ООО «АЭРОСИТИ-2000» в Республике Хакасия не представлены данные спутниковой системы ГЛОНАСС, подтверждающие факт соблюдения в 2021 году территориальной схемы обращения с отходами Республики Хакасия на территории <адрес> Республики Хакасия.
ООО «АЭРОСИТИ-2000», допуская при реализации территориальной схемы обращения с отходами Республики Хакасия, использование транспортных средств не оснащенными навигационным оборудованием, нарушило п.2 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления», п. 26 Правил обращений с твердыми коммунальными отходами.
Тем самым, ФИО17 А.С. заключил договор на оказание услуг по
транспортированию ТКО с юридическим лицом не являющимся оператором (ООО «СПБ-7» реализации обязательств как регионального оператора по обращению с ТКО, с нарушением природоохранного законодательства; нарушении схемы потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренной Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия; не соответствии количества собранных ТКО количеству ТКО переданных на полигон,
эксплуатируемый ООО «УТБО»; использовании транспортных средств, при реализации территориальной схемы обращения с отходами Республики Хакасия, не оснащенный навигационным оборудованием.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) «за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность».
Факт административного правонарушения и вина должностного лица ФИО18 А.С. в его совершении подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о назначении административного наказания от 16.04.2021 г., в котором изложено существо правонарушения; протоколом об административном правонарушении от 02.04.2021 г., актом проверки от 18.02.2021, маршрутными журналами, и другими материалами дела.
Проверив собранные доказательства, прихожу к выводу о доказанности вины должностного лица ФИО19 А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, действия должностного лица ФИО20 А.С. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно и получили надлежащую оценку в совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО21 А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением требований, предусмотренных ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Доводы в жалобе, которые сводятся к отрицанию в действиях должностного лица ФИО22 А.С. состава инкриминированного правонарушения, не могут являться основанием к отмене оспариваемого акта, поскольку опровергаются представленными административным органом доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Между тем довод жалобы о замене наказания в виде штрафа наказанием в виде предупреждения, заслуживает внимания.
В соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – ООО «АЭРОСИТИ – 2000» внесен в реестр.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 N 316-ФЗ, вступившим в действие с 4 июля 2016 года, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.
В силу части 1 указанной статьи, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, ФИО23 А.С.. к административной ответственности ранее не привлекался, совершенное правонарушение не повлекло негативных последствий, перечисленных в ч. 3.4 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, предоставление необходимых для проведения проверки документов и пояснений, отсутствия негативных последствий, полагаю возможным назначить ФИО24 А.С. административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 16.04.2021 г., о привлечении должностного лица – директора филиала ООО «АЭРОСИТИ-2000» в <адрес>, ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ изменить в части.
Назначить должностному лицу – ФИО1 по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 16.04.2021 г. о привлечении должностного лица – ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья
Абаканского городского суда А.В. Зарубин