ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-392/17 от 28.11.2017 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 12-392/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

28.11.2017 г. г. Воронеж

Судья Советского районного суда г. Воронежа Бородовицына Е.М.,

(<...>),

с участием представителя директора ООО «Танаис» ФИО1 ФИО2, представителя административной комиссии управы Советского района г.о.г. Воронеж ФИО3,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии при управе Советского района г.о.г. Воронеж от 15.08.2017 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».

установил:

Постановлением административной комиссии при управе Советского района г.о.г. от 15.08.2017 г., директор ООО «Танаис» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 1 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Танаис» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить вышеуказанное постановление, как незаконное и необоснованное.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены их права и обязанности.

Заявлений об отводе, самоотводе не поступило.

Оглашена жалоба ФИО1 на постановление административной комиссии при управе Советского района г.о.г. Воронеж от 15.08.2017 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».

Представитель директора ООО «Танаис» ФИО1-ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержал, просил отменить постановление административной комиссии при управе Советского района г.о.г Воронежа от 15.08.2017 г., административный орган обязан был установить все элементы данного административного правонарушения, однако им не выяснена дата установки аттракционов, при этом часть их принадлежит администрации г.о.г Воронежа, с учётом того, что установка аттракционов после вступления в законную силу постановления от 02.03.2016 г. №105 не производилась, данное постановление обратной силы не имеет. Кроме того, дополнил, что 05.06.2017 г. Управлением экологии был составлен протокол по аналогичному факту, однако привлечение к административной ответственности не последовало.

Представитель административной комиссии управы Советского района городского округа г. Воронеж по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения, постановление административной комиссии при управе Советского района г.о.г. Воронеж от 15.08.2017 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» без изменения.

Директор ООО «Танаис» ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, жалобу директора ООО «Танаис» ФИО1, выслушав участников дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Танаис» ФИО1, судья приходит к выводу о том, что указанная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» ответственность наступает за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых ими в пределах полномочий,-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с п.п. 3.1,3.3, 4.1,4.3 постановления администрации г.о.г. Воронеж от 02.03.2016 г. №105 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения в городском округе г. Воронеж» на ООПТ выделяются следующие зоны: гостевая, или зона парадного входа, зона аттракционов, рекреационная зона. Схема зонирования определена в приложении к настоящему Паспорту. Зона аттракционов предназначена для активного отдыха и развлечения горожан. На ООПТ запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб объектам растительного и животного мира, противоречащая целям и задачам парковой зоны, в том числе: проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий, установка нестационарных торговых объектов и аттракционов вне специально выделенных для этих целей мест и (или) с нарушением установленного порядка. На ООПТ любая хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Паспорта и по согласованию с управлением имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж и управлением экологии администрации городского округа город Воронеж, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии со ст. 13.2 ФЗ РФ от 26.12.2008 г. « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» издан приказ заместителя главы администрации г.о.г. Воронеж от 01.03.2017 г. №4 о проведении планового (рейдового) осмотра особо охраняемых природных территории местного значения специалистами управления экологии в 2017 г. по выявлению фактов невыполнения требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны зеленого фонда, особо охраняемых природных территорий местного значения, благоустройства территорий г.о.г. Воронеж.

Согласно ч. 2 ст. 13.2 ФЗ РФ от 26.12.2008 г. « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

14.07.2017 г. управление экологии администрации г.о.г. Воронеж было вынесено директору уведомление о проведении осмотра на 14.07.2017 г. В этот же день ФИО1 был уведомлен о явке на 17.07.2017 г. для составлении и подписания протокола об административном правонарушении, (л.д. 27-28).

Как видно из материалов дела, составлен акт №87 от 17.07.2017 г. управлением экологии администрации г.о.г Воронеж непосредственного обнаружения события административного правонарушения на территории г.о.г. Воронежа, однако решения руководителя органа государственного контроля о назначении внеплановой проверки ООО «Танаис» с указанием предмета проверки, как тою требует действующее законодательство, принято не было (л.д. 21-22).

17.07.2017 г. в 15 час. 50 мин. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Танаис» ФИО1 в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» (л.д.20). 02.08.2017 г. административной комиссией при управе Советского района г.о.г Воронежа было вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.33-34).

Постановлением административной комиссии при управе Советского района г.о.г Воронежа от 15.08.2017 г. ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 1 000 руб.

Исходя из обжалуемого постановления, ФИО1 привлечен к административной ответственности за нарушения требований пунктов 4.1 и 4.3 паспорта особо охраняемой природной территории местного значения садово-паркового ландшафта «Танаис», утвержденного постановлением администрации г.о.г. Воронеж от 02.03.2016 г. №105, которые предусматривает, что на ООПТ запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб объектам растительного и животного мира, противоречащая целям и задачам парковой зоны, в том числе: вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода при наличии разрешения, выданного в установленном порядке; изменение функционального назначения участка или его части; размещение капитальных сооружений, прокладка коммуникаций и иные строительные работы; захламление; устройство проездов, кроме проездов, предусмотренных согласованными в установленном порядке проектами благоустройства и необходимых для функционирования ООПТ; проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий, установка нестационарных торговых объектов и аттракционов вне специально выделенных для этих целей мест и (или) с нарушением установленного порядка; самовольные посадки деревьев и кустарников; заготовка живицы и древесных соков; мойка транспортных средств; выгул собак в не отведенных для этих целей местах; въезд и стоянка автотранспорта (за исключением проведения научно-исследовательских работ и обслуживания ООПТ); сжигание растительного покрова (включая листовой опад); разведение костров; уничтожение цветов (в том числе сбор букетов первоцветов); сбор или уничтожение редких растений, грибов, животных, а также включенных в Красные книги Российской Федерации и Воронежской области (за исключением проведения научно-исследовательских работ); другие виды хозяйственной и иной деятельности, угрожающие состоянию и сохранности ООПТ; на ООПТ любая хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Паспорта и по согласованию с управлением имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж и управлением экологии администрации городского округа город Воронеж, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду.

Из протокола об административном правонарушении от 17.07.2017 г. видно, что 14.07.2017 г. с 14 час. 40 мин. до 14 час. 55 мин. по адресу: <адрес> главным специалистом отдела сохранения и развития зеленого фонда, оценки воздействия на окружающую среду и экологической пропаганды управления экологии административного городского округа г. Воронеж, при непосредственном обнаружении в ходе рейдового осмотра был установлен факт осуществления хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории местного значения садово-парковый ландшафт «Танаис» в виде размещения 15 стационарных аттракционах и 4 сезонных аттракционов, а также эксплуатации 11 стационарных и 4 сезонных аттракционов без согласования с управлениями экологии и имущественных отношений администрации г.о.г. Воронеж. (л.д.10-14, 20). При этом данный факт опровергается собранными по делу доказательствами, поскольку невозможно обнаружить вышеназванное правонарушение непосредственно, не запросив у юридического лица документы о согласовании, что впоследствии 28.07.2017 г. административной комиссией было сделано (л.д.32). 08.08.2017 г. в адрес комиссии директором сообщено о том, что все аттракционы размещены до 2014 г., т.е. до придания парку статуса ООПТ (л.д. 36), о чём ранее 09.08.2016 г.было сообщено в управление экологии.

С учетом того, что парк «Танаис» расположен в границах земельного участка площадью 21,1 Га, являющегося территорией общего пользования рекреационного назначения (Р1), что подтверждается сведениями карты функционального зонирования «Правил землепользования и застройки г.о.г Воронеж», утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-II, требования к размещаемым в парке объектам определены в ПЗЗ для зоны Р1. Как установлено в судебном заседании, изначально сформированы зоны аттракционов в 1974 г. с учетом имеющихся лесонасаждений, комплекс аттракционов был установлен с 1974 г. по 2014 г., данный земельный участок является собственностью администрации г.о.г. Воронежа, часть аттракционов переданы ею в аренду ООО «Танаис», другая часть эксплуатируется обществом, что следует из ответа прокуратуры г. Воронежа от 26.06.2017 г., и в свою очередь не опровергнуто административным органом собранными по делу доказательствами (л.д.38).

Кроме того, наличие зоны аттракционов в парке подтверждается пунктом 3.1 паспорта ООПТ «Танаис», утвержденного постановлением администрации г.о.г. Воронеж от 02.03.2016 г. №105. При этом аттракционы размещены до 2014 г., т.е. до придания парку «Танаис» статуса ООПТ и до принятия вышеуказанного муниципального правового акта органа местного самоуправления, следовательно его действие не может распространяться на данные объекты (л.д. 40-44). Зона аттракционов, согласно п. 3.3 паспорта ООПТ «Танаис» предназначена для активного отдыха и развлечения. Таким образом, рекреационно- досуговая деятельность ООО «Танаис» связанная с удовлетворением потребностей человека в развлечениях, не относится к видам, запрещенным п. 4.1 паспорта ООПТ «Танаис». Более того, рекреационная деятельность прямо предусмотрена п. 4.2 указанного паспорта (л.д.42-43), это свидетельствует, что деятельность ООО «Танаис» осуществляется с соблюдением паспорта ООПТ «Танаис», как этого требует п. 4.3 данного паспорта.

Более того, из п. 4.1 указанного паспорта следует, что на ООПТ запрещена деятельность, которая может нанести ущерб объектам растительного и животного мира, в том числе, установка аттракционов вне специально выделенных для этих целей мест и(или) с нарушением установленного порядка. Однако, доказательств этому обстоятельству административным органом не представлено, а также, как утверждает представитель директора общества, установка аттракционов после принятия постановления от 02.03.2016 г. не производилось. Что касается ранее установленных и эксплуатируемых аттракционов исходя из буквального толкования этой нормы, то на их согласование с управлением имущественных и земельных отношений администрации г.о.г Воронежа не требуется. Кроме того, следует учесть, что во исполнение п. 4.1 паспорта особо охраняемой природной территории местного значения садово-паркового ландшафта «Танаис», утвержденного постановлением администрации г.о.г. Воронеж от 02.03.2016 г. №105, не принят нормативно-правовой акт о порядке данного согласования.

Так, в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрацией г.о.г. Воронеж утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией г.о.г. Воронеж, где отсутствуют правила, устанавливающие порядок согласования хозяйственной деятельности на территории ООПТ: форму заявки на согласование, перечень прилагаемых к заявке документов, перечень оснований для отказа в согласовании, а также вид и форму выдаваемых решений управлением экологии и управлением имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Воронеж.

Согласно п.3 ст. 18 ФЗ №294 « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны: проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением.

В силу ч.1, ч. 2 ст. 20 ФЗ №294 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства); частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

В судебном заседании установлено, что руководитель ООО «Танаис» не был извещен ни за три дня (если это была плановая поверка), ни за 24 часа (если внеплановая) до начала ее проведения. Из документов видно, что было плановое задание, однако распоряжение не выносилось с указанием предмета проверки, а в плановом задании вообще не конкретизировано юридическое лицо, деятельность которого подлежит проверки.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

С учетом того, что вышеуказанные нормы при проведении проверки в отношении ООО «Танаис» были нарушены, поэтому собранные доказательства по делу не являются допустимыми доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований, поскольку нарушения относятся к грубым.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ доказывание наличие вины в совершении административного правонарушения в действиях директора ФИО1 возлагается на органы, имеющие право возбуждать и рассматривать дело об административном правонарушении, все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица.

Таким образом, при привлечения ФИО1 к административной ответственности не выяснено полно и объективно характер правонарушения и не доказаны обстоятельства виновности правонарушителя.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если отсутствует состав административного правонарушения.

Исходя из того, что допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения директора ООО «Танаис» ФИО1 вменяемого правонарушения, а равно наличие состава правонарушения по делу не представлено, в связи с чем, постановление административной комиссии при управе Советского района г.о.г. Воронеж от 15.08.2017 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ст. ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии при управе Советского района г.о.г. Воронеж от 15.08.2017 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по основаниям, предусмотренным п.п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, удовлетворив жалобу ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья Е.М. Бородовицына