ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-392/18 от 05.12.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Леконцев А.П. дело № 12-392/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 05 декабря 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу ФИО1 на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя временной администрации ПАО Банк "Югра" ФИО1,

установил:

постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2018 года руководитель временной администрации ПАО Банк "Югра" ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Оспаривая законность постановления судьи городского суда, ФИО1 обратилась в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, поскольку представление запрашиваемой информации не в установленный срок в налоговый орган произошло не по её вине, а по вине других должностных лиц ПАО Банк "Югра" начальника ... управления Филиала ПАО Банк "Югра" в г. ...Ф. и начальника канцелярии Управления делами ПАО Банк "Югра" Е.

ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствии ФИО1

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объёме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В силу пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных названным пунктом.

Согласно пункту 3 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 июля 2012 года № ММВ-7-2/518@ утверждён Порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов (далее - приказ ФНС России от 25 июля 2012 года № ММВ-7-2/518@)).

Согласно пункту 5 Порядка, утверждённого приказом ФНС России от 25 июля 2012 года № ММВ-7-2/518@, датой получения запроса налогового органа является для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата, указанная в уведомлении о вручении.

Обязанности, установленные частью 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, исполняются кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации такой организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а именно истребования при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость за <Дата обезличена> ЗАО "...", в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации документов и информации у контрагента проверяемого лица - ООО "...", МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в адрес ПАО Банк "Югра" направлен запрос от <Дата обезличена><Номер обезличен> о представлении выписок по операциям на счетах ООО "..." за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в отношении всех счетов, открытых Обществом в Банке, с учетом информации филиалов Банка.

Запрос направлен на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, согласно приказу ФНС России от 25 июля 2012 года № ММВ-7-2/518@, в связи с отсутствием на <Дата обезличена> у налогового органа сведений о наличии у ПАО Банк "Югра" электронного документооборота с Центральным Банком РФ, предусмотренного Положением Банка России от 06 ноября 2014 года № 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".

В соответствии с положениями статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункты 6,7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Запрос от <Дата обезличена><Номер обезличен> получен ПАО Банк "Югра" <Дата обезличена>, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления <Номер обезличен>.

Таким образом, выписки по операциям на счетах ООО "..." за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в отношении всех счетов, открытых Обществом в Банке, с учётом информации филиалов банка, истребованные у ПАО Банк "Югра", подлежали предоставлению в налоговый орган не позднее <Дата обезличена>.

По состоянию на 00 часов 01 минуту <Дата обезличена> запрашиваемые налоговым органом банковские документы ПАО Банк "Югра" представлены не были.

При этом по состоянию на <Дата обезличена> запись о ликвидации ПАО Банк "Югра" в ЕГРЮЛ отсутствовала.

<Дата обезличена> сопроводительным письмом от <Дата обезличена><Номер обезличен> документы (банковские выписки по операциям на счетах налогоплательщика) направлены ПАО Банк "Югра" в электронной форме (формат Excel) по телекоммуникационным каналам связи в адрес МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми.

Таким образом, ПАО Банк "Югра" исполнил запрос МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации на ... дней.

Также из материалов дела следует, что <Дата обезличена> приказом Банка России <Номер обезличен> у ПАО Банк "Югра" отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения должностным лицом МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в отношении должностного лица ПАО Банк "Югра" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и проведения административного расследования.

В ходе проведения административного расследования налоговым органом установлено, что приказом Центрального банка Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> назначена временная администрация по управлению кредитной организацией ПАО Банк "Югра", руководителем временной администрации назначена ФИО1, ..., не являющаяся сотрудником ПАО Банк "Югра".

В связи с установленными обстоятельствами, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми определением об истребовании сведений от <Дата обезличена> у ГУ Банк России по Центральному федеральному округу истребованы сведения о должностном лице, исполнявшем обязанности с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Из представленных сведений ГУ Банк России по Центральному федеральному округу следует, что приказом Центрального банка Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> руководителем временной администрации ПАО Банк "Югра" назначена ФИО1, которая согласно приказу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о переводе работника на другую работу, выписке из табеля учета рабочего времени за <Дата обезличена>, исполняла обязанности руководителя временной администрации ПАО Банк "Югра".

Согласно пункту 4 приказа Центрального банка Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> на период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации ПАО Банк "Югра" приостановлены.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 183.11 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае приостановления полномочий исполнительных органов финансовой организации временная администрация исполняет полномочия исполнительных органов финансовой организации.

Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией распределяет обязанности между ее членами и несет ответственность за её деятельность (часть 2 статьи 189.28 вышеуказанного Федерального закона).

Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией несет ответственность не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, но и за деятельность временной администрации в целом в соответствии с федеральными законами.

Банком России 09 ноября 2005 года № 279-П утверждено Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией, нормами которого регламентирован порядок назначения, организации, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.

В соответствие с пунктом 5.3 Положения в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации осуществляет полномочия, предусмотренные учредительными документами кредитной организации полномочия руководителя кредитной организации.

Согласно пункту 5.14 руководитель временной администрации осуществляет контроль и несёт ответственность за соблюдение порядка регистрации и своевременным рассмотрением входящей корреспонденции (в том числе поступающей в форме электронного документа), анализирует содержание поступающих обращений и направляет в установленные сроки письменный ответ по существу поставленных в них вопросов. Обращения, по которым сроки исполнения не установлены, должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня их регистрации временной администрацией.

Оценив установленные по делу обстоятельства на предмет соблюдения порядка предоставления в рамках осуществления налоговым органом возложенных функций запрашиваемой информации, суд пришёл к выводу, что не предоставление документов установленным способом образует состав вменённого ФИО1 административного правонарушения.

При этом, исходя из требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришёл к выводу, что именно ФИО1 как руководитель временной администрации ПАО Банк "Югра" является субъектом правонарушения и несёт установленную частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность. Будучи наделена организационно-распорядительными функциями, ФИО1 как руководитель временной администрации ПАО Банк "Югра" осуществляет непосредственное руководство всей деятельностью банка, обеспечивает контроль за деятельностью отделов управления, обеспечение соблюдения операционных процедур. Не обеспечив должный контроль за предоставлением испрашиваемой налоговым органом информации в установленном порядке, должностное лицо ФИО1 допустила её получение принимаемым лицом в неустановленном порядке, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нахождения ФИО1 в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> на работе и исполнение обязанностей руководителя временной администрации ПАО Банк "Югра" подтверждается табелем рабочего времени, приказом Центрального банка РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Учитывая, что должностное лицо - руководитель временной администрации ПАО Банк "Югра" ФИО1, являясь лицом, ответственным за предоставление истребованных налоговым органом документов, не представила испрашиваемые документы в установленный требованиями части 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации срок, судья городского суда пришел к правильному выводу, что её действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт совершения должностным лицом ФИО1 вменяемого административного правонарушения.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьёй городского суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

При таких обстоятельствах действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы ФИО1 в жалобе о том, что предоставление запрашиваемой налоговым органом информации с нарушением сроков предоставления произошло при отсутствии вины с её стороны, поскольку лицом виновным является начальник канцелярии Е., которая передала на исполнение указанный запрос с нарушением сроков, не являются основаниями для отмены оспариваемого постановления судьи городского суда.

Как следует из Положения об Управлении делами ПАО Банк "Югра", Управление делами является самостоятельным структурным подразделением, в состав которой входят секретариат и канцелярия. Согласно пункту 4 Положения, Управление делами осуществляет прием корреспонденции, поступающей адрес банка и распределение документов по структурным подразделениям, регистрацию поступающих, отправляемых и внутренних документов, контроль за правильностью оформления документов. В соответствии с пунктом 7.1. Положения, для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных положением, Управление взаимодействует со всеми подразделениями банка по вопросам ведения делопроизводства, организации контроля и проверки исполнения документов, подготовки и предоставления документов, передачи внутренней корреспонденции. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение Управлением делами функций, предусмотренных положением, несёт начальник.

Должностной инструкцией на начальника канцелярии Управления делами ПАО Банк "Югра" (раздел 4) возложена обязанность по координации работы работников отдела, организации работы по регистрации и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства.

Представление в налоговые органы в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке выписок по операциям на счетах налогоплательщиков в полномочия начальника канцелярии Управления делами ПАО Банк "Югра" не входит, в связи с чем она не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно должностной инструкции начальник ... управления филиала ПАО Банк "Югра" в г. ... осуществляет контроль за оформлением документов в электронном виде при получении мотивированных запросов налоговых органов (пункт 4.7), осуществляет контроль за проведением проверки и обработки электронных документов, полученных в процессе электронного документооборота, не связанного с распоряжением денежными средствами (пункт 4.11), а также управляет персоналом подчиненного подразделения (пункт 4.33).

Таким образом, руководитель данного ... управления является лицом ответственным за предоставление выписок по операциям на счетах Банка по запросам налогового органа.

Между тем, несвоевременное представление ответа на запрос налогового органа произошло по причине несвоевременного распределения почтовой корреспонденции по подразделениям Управлением делами ПАО Банк "Югра", которое является самостоятельным структурным подразделением Банка.

Начальник канцелярии Управления делами ПАО Банк "Югра" руководителю ... управления филиала не подчиняется, в её обязанности не входит контроль за её деятельностью.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, именно ФИО1, как руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией, является субъектом вмененного правонарушения, поскольку в её должностные обязанности в соответствии с вышеприведёнными нормами Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ и Положения Банка России от 09 ноября 2005 года № 279-П входит организация в целом работы кредитной организации и ответственность за её деятельность, а также непосредственный контроль за соблюдением порядка регистрации и своевременного рассмотрения входящей корреспонденции и направление ответов на обращения.

Доводы жалобы о неприменении к рассматриваемым правоотношениям пункта 5.3 Положения Банка России от 09 ноября 2005 года № 279-П, поскольку Приказом Банка России от <Дата обезличена><Номер обезличен> на период деятельности временной администрации приостановлены полномочия исполнительных органов ПАО Банк "Югра", при этом глава 5 Положения регламентирует организацию и порядок работы временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации, как до отзыва, так и после отзыва у кредитной организации лицензии подлежат отклонению. Наличие в Положении специальной главы 22, регулирующей особенности деятельности временной администрации, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии, не исключает применение общих норм Положения в части неурегулированной данной главой.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Соболев В.М.

Копия верна

судья В.М. Соболев