г. Омск, ул. Лермонтова, 61 Дело № 12-392/2019
РЕШЕНИЕ
30 сентября 2019 года г. Омск
Куйбышевский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.А.,
при секретаре Захаровой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Председателя правления акционерного общества «Эксперт Банк» ФИО1 на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-52-ДЛ-19-13545/3110-1 от 08 июля 2019 года (резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2019),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № ТУ-52-ДЛ-19-13545/3110-1 от 08.07.2019 (резолютивная часть объявлена 05.07.2019) заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Председатель правления акционерного общества «Эксперт Банк» (далее по тексту АО «Эксперт Банк») ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
ФИО1 была признана виновной в том, что она, являясь должностным лицом – временно исполняющей обязанности Председателя правления АО «Эксперт Банк», в части осуществления внутреннего контроля, нарушив требования подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), в поле «VD03 1» в составе записи ОЭС № 20702 от 18.12.2018, направленной в уполномоченный орган по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 1003, допустила представление недостоверных сведений о дате выдачи документа, удостоверяющего личность клиента Банка, при наличии в Банке на дату направления в уполномоченный орган необходимой информации.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку она не является надлежащим субъектом административного правонарушения. В Банке утверждены Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, согласно которым на Председателя правления Банка возлагаются функции контроля за организацией в Банке работы по ПОД/ФТ. В то же время, Правилами внутреннего контроля и другими внутренними документами Банка определены иные должностные лица, ответственные за организацию в Банке работы по ПОД/ФТ, реализацию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ Банка, контроль за представление в уполномоченный орган сведений. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были применены положения ст. 2.9 КоАП РФ. Несмотря на то, что ошибка в дате выдачи паспорта клиента хотя и имела место, однако она была устранена до возбуждения дела об административном правонарушении, кроме того, ранее она не привлекалась к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Просила отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу (том 1 л.д. 1-5).
В судебном заседании ФИО1 поддержала требования, изложенные в жалобе на постановление по доводам жалобы об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, полагая, что она не является надлежащим субъектом административного правонарушения. Доводы жалобы о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ не поддержала. В дополнение указала, что на дату рассматриваемых событий являлась временно исполняющим обязанности Председателя правления АО «Эксперт Банк», в настоящее время Председатель правления. Действительно, при обращении в Банк клиента и совершения им 17.12.2018 операции по покупке наличной иностранной валюты на сумму более 600 000 руб., Банк в записи ОЭС направил в уполномоченный орган сообщение, в котором была допущена техническая ошибка в дате выдачи паспорта. В ходе проверки регулятором сообщения их уведомили об ошибке, и до составления протокола об административном правонарушении техническая ошибка была исправлена. В Банке имеется система внутреннего контроля, назначены ответственные лица и лицо, которое ответственно за отправку сообщения, также является должностным лицом.
Должностное лицо Отделения по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, вынесшее постановление, в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежаще (том 2 л.д. 29).
Представитель Отделения по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2, действующая на основании доверенности (том 2 л.д. 32), с доводами жалобы и ФИО1 в судебном заседании не согласилась, указав, что ФИО1, являясь руководителем Банка, является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, на которое, как на руководителя кредитной организации в силу положений п. 1.8 Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П, возлагаются функции контроля за организацией в кредитной организации работы по ПОД/ФТ, при этом в Правилах внутреннего контроля АО «Эксперт Банк» у Председателя правления банка те же функции контроля, которые, исходя, из выявленного нарушения, указывают на ненадлежащее осуществление ФИО1 функции контроля за организацией работы по ПОД/ФТ. Наличие в кредитной организации специальных должностных лиц, не препятствует привлечению к административной ответственности руководителя организации. Просила отказать в удовлетворении жалобы и отмене постановления.
В соответствии с положениями п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, судьей принято решение о рассмотрении жалобы при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении (том 1 л.д. 29-148, 156-246, том 2 л.д. 1-26) и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
При этом ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Учитывая диспозицию ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является установление неисполнения организациями, перечисленными в ст. 5 Закона о легализации и осуществляющими операции с денежной наличностью или иным имуществом, должностным лицом организации, обязанности, возложенной требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Закон № 115-ФЗ).
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относится в том числе, организация и осуществление внутреннего контроля, под которым в свою очередь понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст. 3 Закона № 115-ФЗ).
Согласно положениям ст. 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: …покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в составе сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган кроме прочего сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность).
Судом установлено и следует из Выписки из ЕГРЮЛ, что АО «Эксперт Банк» является кредитной организацией и имеет лицензии Банка России на совершение банковских операций, следовательно, АО «Эксперт Банк» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (том 1 л.д. 44).
Согласно мотивированного заключения о выявлении признаков административного правонарушения И.о. начальника отдела финансового мониторинга и валютного контроля Отделения по Омской области Сибирского ГУ Банка России по результатам проведенного анализа массива электронных сообщений (далее по тексту ОЭС), направленных АО «Эксперт Банк», исполняющей обязанности Председателем правления которого являлась ФИО1, в уполномоченный орган за период с 01.03.2018 по 14.03.2019, установлено нарушение законодательства и нормативных актов Банка России по ПОД/ФТ, а именно, в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон № 115-ФЗ) в поле «VD03» в составе записи ОЭС № 20702 от 18.12.2018, направленной в уполномоченный орган по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 1003 указаны недостоверные сведения о дате выдачи документа, удостоверяющего личность клиента Банка ФИО3, 17.12.2018 совершившего операцию по покупке наличной иностранной валюты на сумму 9 000 Евро, что, в рублевом эквиваленте составляет 684 900 руб., при наличии в Банке на дату направления в уполномоченный орган необходимой информации о том, что дата выдачи паспорта «18.05.2016» указана Банком неверно «18.05.2006».
Поскольку Банком допущено представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, указанные обстоятельства послужили основанием для составления 19.06.2019 протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Председателя правления АО «Эксперт Банк» ФИО1 с последующим привлечением ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ постановлением заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 08.07.2019 (резолютивная часть объявлена 05.07.2019) (том 1 л.д. 171).
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: Выпиской из ЕГРЮЛ, подтверждающей осуществление АО «Эксперт Банк деятельности по прочему денежному посредничеству (том 1 л.д. 44); протоколом об административном правонарушении № ТУ-52-ДЛ-19-13545/102-1 от 19.06.2019, составленном в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (том 1 л.д. 205); реестром операций клиента Банка ФИО3 с учетом исправлений даты выдачи паспорта (том 1 л.д. 87); письмом АО «Эксперт Банк» на имя директора департамента финансового мониторинга и финансового контроля ЦБ России от 12.04.2019 (том 1 л.д. 125-127); анкета клиента (том 1 л.д. 128); реестром операций клиента Банка ФИО3 с неверными паспортными данными клиента (том 1 л.д. 139-140), мотивированным заключением о выявлении признаков административного правонарушения (том 2 л.д. 73-78) и другими материалами дела об административном правонарушении (том 1 л.д. 29-148, 156-246, том 2 л.д. 1-26).
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо правильно установило все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Председателя правления «Эксперт Банк» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку Правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ Банка и другими внутренними его документами определены иные должностные лица, ответственные за организацию в Банке работы по ПОД/ФТ, реализацию Правил внутреннего контроля, контроль за представлением в уполномоченный орган сведений, не влияет на законность вынесенного постановления исходя из следующего.
По смыслу 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо – то есть, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
31.10.2018 ВрИО Председателя правления АО «Эксперт Банк» ФИО1 утверждены, вступившие в силу с 08.11.2018 Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее Правила), разработанные в целях обеспечения выполнения Банком требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ; … (п.1.6 Правил) (том 2 л.д. 57-61).
Согласно п. 4.1.5 указанных выше Правил в Банке создано самостоятельное подразделение финансового мониторинга - служба финансового мониторинга, в компетенцию которого входят вопросы ПОД/ФТ. Служба финансового мониторинга возглавляется ответственным сотрудником. Структура, задачи и полномочия сотрудников Службы определяются внутренним документом Банка о таком подразделении, штатным расписанием и должностными инструкциями сотрудников (том 2 л.д. 59). Пункт 4.3 должностной инструкции руководителя Службы финансового мониторинга АО «Эксперт Банк» предусматривает обязанность последнего, в том числе, по организации представления и контроля за представлением сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю и необычных операциях; …(том 1 л.д. 100).
Вместе с тем, пунктом 1.8. Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П (ред. от 27.02.2019) "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что функции контроля за организацией в кредитной организации работы по ПОД/ФТ возлагаются по усмотрению кредитной организации в соответствии с ее внутренними документами на единоличный исполнительный орган или на его заместителя, или на члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации (далее - руководитель кредитной организации).
Пунктом 4.1.3 Правил внутреннего контроля АО «Эксперт Банк» предусмотрено, что функции контроля за организацией в АО «Эксперт Банк» работы по ПОД/ФТ возлагаются на Председателя правления Банка (том 2 л.д. 59).
Приказом № 365/к от 04.05.2018, ФИО1 была назначена временно исполняющим обязанности Председателя правления АО «Эксперт Банк» с 04.05.2018 по 04.05.2019 (том 1 л.д. 133), с последующем избранием ее с 19.04.2019 на должность Председателя Правления Банка Советом директоров АО «Эксперт Банк» 18.04.2019 (том 2 л.д. 36). Пунктом 18.6 Устава Банка предусмотрено, что председатель правления осуществляет оперативное руководство деятельностью банка (том 2 л.д. 66).
Таким образом, являясь ВрИО Председателя правления Банка, обладая организационно-распорядительными функциями, несмотря на наличие в Банке руководителя службы финансового мониторинга АО «Эксперт Банк», в должностные обязанности которого входит организация представления и контроля за представлением сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю и необычных операциях… (п. 4.3 Должностной инструкции руководителя службы финансового мониторинга АО «Эксперт Банк» - том 1 л.д. 100), ФИО1 обязана была осуществлять контроль за соблюдением Банком законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, в части представления в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции, подлежащей обязательному контролю (сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами, касающиеся данных паспорта). Обнаружение в ходе анализа массива электронных сообщений нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекших представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, свидетельствует о виновности руководителя организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
С учетом изложенного при рассмотрении жалобы обоснованность выводов должностного лица административного органа не опровергнута.
Положения ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены. Наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в минимальном размере.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.
Исходя из характера совершенного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, фактических обстоятельств дела, оснований для признания деяния, совершенного ФИО1 малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Кроме того, требования жалобы в данной части в ходе судебного разбирательства ФИО1 не поддержала.
С учетом установленных обстоятельств постановление заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 08.07.2019 (резолютивная часть объявлена 05.07.2019) является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-52-ДЛ-19-13545/3110-1 от 08 июля 2019 года (резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2019) заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья