ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-392/2021 от 01.02.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Котова В.А. Дело № 12-392/2021

Решение

«01» февраля 2021 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморско-азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – <ФИО>1) <ФИО>1 С.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью <...>» <Адрес...> (далее - ООО «Контур СПб»),

установил:

постановлением <№...>ПП/2020 от <Дата ...> государственного инспектора <ФИО>1 С.В. юридическое лицо - <...>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере - 80 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор <...>» <ФИО>3 обжаловал его в районный суд.

Обжалуемым решением от <Дата ...> судьи Ленинского районного суда <Адрес...> Краснодарского края постановление госинспектора <ФИО>1 отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении общества прекращено за отсутствие состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор <ФИО>1 С.В. просит решение судьи районного суда отменить, обжалуемое постановление оставить без изменения, считая что решение незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования всех обстоятельств дела.

В отзыве на жалобу генеральный директор <...>» <ФИО>3 просит решение судьи районного суда от <Дата ...> оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав защитника <...> по доверенности <ФИО>4, считающего решение судьи районного суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.

На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 1 Водного Кодекса РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного Кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2 ст. 8 Водного Кодекса РФ.

В части 1 ст. 11 Водного Кодекса РФ отражено право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.

По ч. 2 ст. 11 Водного Кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 ст. 11 Водного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 11 Водного Кодекса РФ водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов, в том числе, для использования водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 47 Водного Кодекса РФ.

Согласно ст. 37 Водного Кодекса РФ водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Водным кодексом РФ целей.

По ч. 2 ст. 47 Водного Кодекса РФ использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что при осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 ст.34 указанного закона, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе но сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с п. 155 раздела IV «Правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту» Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <Дата ...><№...>, бункеровка судов топливом и смазочными маслами наливом с судов-бункеровщиков производится при условии готовности технических средств локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов.

Как следует из материалов дела, <Дата ...> в адрес <ФИО>1 (вх. <№...> от <Дата ...>) поступило письмо капитана морского порта <ФИО>5 Тузинкевича (исх. от <Дата ...><№...>), направленное Южным УГМРН Ространснадзора, содержащее сведения о бункеровке судна <...> Либерия, отшвартованного в морском <...>.

<...>

То есть, <...>» <Дата ...> осуществлялось использование акватории водного объекта общего пользования у причала <№...><...>» морского порта Новороссийск путем бункеровки судна <...>».

Вместе с тем, в соответствии с письмом капитана морского порта <ФИО>5 Тузинкевича (исх. от <Дата ...><№...>) обеспечение экологической безопасности проведения вышеуказанной операции осуществлялось судами <...>», фактически находящимися вне границ морского порта <...>, а именно - в морском порту <...> расположенном на побережье Азовского моря.

При изучении представленных Черноморо-Азовским морским управлением <ФИО>1 материалов дела, сведений и копий документов было установлено следующее.

В зоне ответственности заявителя определено местонахождение т/х «<...>» - Новороссийск, рыболовецкий совхоз «<...>». При этом, время в случае разлива нефтепродуктов на акватории в районе якорных мест <№...> на акватории морского порта Новороссийск, перехода данного буксира с акватории рыболовецкого совхоза «<...>» (<...>» к месту разлива нефтепродуктов составляет 70 мин. или 1 час 10 мин.

Таким образом, фактическое время перехода т/х буксира «<...>», на котором расположено техническое средство ликвидации разлива нефтепродуктов «СУ-ЗЩ», из морского порта ФИО1 в морской порт Новороссийск значительно превышает время перехода буксира т/х «<...>» с акватории рыболовецкого совхоза «<...>» к месту разлива нефтепродуктов в морском порту Новороссийск, заложенное в общее время ликвидации разлива нефтепродуктов.

Т/Х буксир «<...>», входящий в состав <...>», не готов к осуществлению ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Новороссийск за рассчитанное обществом время при условии длительного перехода с территории морского порта ФИО1.

В соответствии с п. 4.6 календарного плана выполнения оперативных мероприятий при угрозе и возникновении разлива нефтепродуктов при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродукта от фланца нефтетанкера «Капитан Ширяев» до манифольда судна-приемщика в безледовый период с разливом нефтепродуктов объемом 3,7 м.3 общее время продолжительности операции ЛРН составляет 3826 минут.

Таким образом, юридическим лицом <...>» в нарушение п. 155 раздела IV «Правила обеспечения экологической безопасности» Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <Дата ...><№...>, ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от <Дата ...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляло <Дата ...> бункеровку судна «<...>» <...>, ошвартованного к причалу <№...><...>» морского порта Новороссийск, в отсутствии готовности технического средства ликвидации разлива нефтепродуктов «СУ-ЗЩ», расположенного на т/х «<...>» (находящегося в указанную дату в морском порту ФИО1).

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения <Дата ...> постановления о привлечении юридического лица <...><...>» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя вышеуказанное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу, что в действиях <...>» отсутствует состав административного правонарушения.

Судья вышестоящего суда не может согласиться с данным выводом судьи районного суда по следующим основаниям.

Так, в обжалуемом решении отражено, что действующее законодательство не содержит норм, закрепляющих расчетное время (сроки) ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов.

Вместе с тем, данная позиция суда прямо противоречит положениям постановления Правительства РФ от <Дата ...><№...> «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Так, требование наличия регламентации времени ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов закреплено в Правилах организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата ...><№...>.

В частности, в ст. 2 раздела «Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - План) указано, что план должен содержать: - а) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов; - б) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил; - в) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов при неблагоприятных гидрометеорологических условиях с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения; - г) первоочередные действия при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов; - д) действия производственного персонала и собственных аварийно- спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - собственные силы и средства) и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - привлекаемые силы и средства) по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; - е) расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий; - ж) состав собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов; - з) расчетное время (сроки) ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов; - и) схему организации управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов; - к) мероприятия по организации временного хранения и транспортировки собранной нефти и нефтепродуктов; - л) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которыми проводится документирование работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; - м) мероприятия по реабилитации загрязненных территорий и (или) водных объектов в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления нарушенного состояния водных объектов и водных биологических ресурсов; - н) порядок проведения с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов не реже одного раза в 3 года и в течение 30 календарных дней со дня уведомления об утверждении плана.

Указанные требования означают, следующе: - нормы времени, в которые должен быть ликвидирован разлив нефти или нефтепродуктов, в обязательном порядке должны рассчитываться лицом, осуществляющим бункеровку (заправку) судов во внутренних морских водах и в территориальном море в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; - данные нормы времени закрепляются указанным лицом в Плане ЛАРН; - действия при бункеровке судна должны соответствовать нормативам времени, закрепленным в Плане ЛАРН.

В противном случае при бункеровке судна нефтепродуктами в нарушение временных норм, закрепленных в Плане ЛАРН лицо считается не готовым к ликвидации разлива нефтепродуктов.

Кроме того, административным органом при проведении производства по делу об административном правонарушении в строгом соответствии с требованиями КоАП РФ установлены событие и состав административного правонарушения.

В частности, событие административного правонарушения было изложено в письме капитана морского порта <ФИО>5 Тузинкевича (исх. От <Дата ...><№...>), направленное в административный орган Южным УГМРН Ространснадзора. Указанное письмо содержало сведения о бункеровке судна «<...><...>, ошвартованного в морском порту Новороссийск, судном-бункеровщиком «<...>», с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от <Дата ...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 ст.34 указанного закона, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно п. 155 раздела IV «Правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту» Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <Дата ...><№...>, бункеровка судов топливом и смазочными маслами наливом с судов-бункеровщиков производится при условии готовности технических средств локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов.

В рамках производства по делу об административном правонарушении при изучении письма капитана морского порта <ФИО>5 Тузинкевича (исх. от <Дата ...><№...>), Управлением было установлено, что <Дата ...> судном-бункеровщиком «Капитан Ширяев», принадлежащим <...> осуществлялась бункеровка судна «<...><...>, <...>.

Таким образом достоверно установлено, что <...>» <Дата ...> осуществлялось использование акватории водного объекта общего пользования у причала <№...> ЩЩЩ «Контейнерный терминал «<...> морского порта Новороссийск путем бункеровки судна «<...>.

Вместе с тем, в соответствии с письмом капитана морского порта <ФИО>6 Тузинкевича (исх. от <Дата ...><№...>) обеспечение экологической безопасности проведения вышеуказанной операции осуществлялось судами ПАСФ «Контур СПб», фактически находящимися вне границ морского порта Новороссийск, а именно - в морском порту ФИО1, расположенном на побережье Азовского моря.

В соответствии с п. 5 таблицы 19 Книги 1 Плана ЛАРН в зоне ответственности <...>», а также в соответствии с п. 8.3. Книги 1 на акватории морских портов Кавказ, Новороссийск, ФИО1, Туапсе при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродукта от фланца нефтетанкера «Капитан Ширяев» до манифольда судна-приемщика на акватории морского порта Новороссийск в безледовый период с разливом нефтепродуктов объемом 3,7 м.3 сбор нефтеводяной смеси осуществляется НСС «СУ-ЗЩ» в 4 емкости для временного размещения НВС объемом 1м.3, находящихся на т/х «<...>».

Согласно п. 4.6 календарного плана выполнения оперативных мероприятий при угрозе и возникновении разлива нефтепродуктов при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродукта от фланца нефтетанкера «Капитан Ширяев» до манифольда судна-приемщика в безледовый период с разливом нефтепродуктов объемом 3,7 м.3 общее время продолжительности операции ЛРН составляет 3826 минут.

При этом, в соответствии с пп. 3.6, а также пп.3.1 п. 4.6 календарного плана время перехода буксира т/х «Буксир Тютерс» к месту разлива нефтепродуктов и обратно составляет - 1670 мин.

В п. 8 таблицы 1 Книги 1 Плана ЛАРН в зоне ответственности <...> определено местонахождение т<...>».

Данное обстоятельство осталось судьей районного суда без внимания и должной оценки не получило.

Вместе с тем, судьей районного суда в оспариваемом решении указано, что время перехода буксира т/х «Буксир Тютерс» с акватории порта ФИО1 в район аварии, расположенный в акватории порта Новороссийск, установлено Планом ЛАРН - 13 ч. 35 мин.

Данный вывод прямо противоречит материалам дела об административном правонарушении.

Так, в соответствии с п. 6 примечания к п. 4.6 календарного плана в случае угрозы и возникновении разлива нефтепродуктов при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродукта от фланца нефтетанкера «Капитан Ширяев» до манифольда судна-приемщика в безледовый период (с разливом нефтепродуктов объемом 3,7 м3) на акватории в районе якорных мест <№...> на акватории морского порта Новороссийск продолжительность операции ЛРН будет на 1530 минут меньше, так как на этот промежуток времени сокращается время перехода т/х «Буксир Тютерс» к месту разлива нефтепродуктов и обратно.

Соответственно, в соответствии с указанными выше подпунктами п. 4.6 календарного плана Плана ЛАРН при условии разлива нефтепродуктов на акватории морского порта Новороссийск время перехода буксира т/х «Буксир Тютерс» с акватории рыболовецкого совхоза «<...> к месту разлива нефтепродуктов составляет 70 мин. ((1670 мин. - 1530 мин.)/2), или 1 час 10 мин.

План ЛАРН прямо закрепляет место дислокации т<...> - акватория рыболовецкого совхоза «Черноморец» (Новороссийск). Данный План не предполагает дислокацию буксира в иных портах.

С учетом изложенного, материалами дела подтверждается, что фактическое время перехода т/х «Буксир Тютерс», на котором расположено техническое средство ликвидации разлива нефтепродуктов - «СУ-ЗЩ», из морского порта ФИО1 в морской порт Новороссийск значительно превышает время перехода буксира т/х «Буксир Тютерс» с акватории рыболовецкого совхоза «Черноморец» к месту разлива нефтепродуктов в морском порту Новороссийск, заложенное в общее время ликвидации разлива нефтепродукта.

В соответствии со справкой представителя заявителя от <Дата ...>, имеющейся в Новороссийском отделе государственного надзора на море, время перехода т/х буксира «ТЮТЕРС» из морского порта Новороссийск в морской порт ФИО1 составило 13 часов 35 мин. (в период с 24:00 <Дата ...> по 13:55 <Дата ...>).

Теплоход «Буксир Тютерс», входящий в состав ПАСФФ <...>», не готов к осуществлению ликвидации разлива нефтепродуктов за рассчитанное Обществом время (70 мин. ((1670 мин. - 1530 мин.)/2), или 1 час 10 мин.) при условии длительного перехода с территории морского порта ФИО1.

ООО «Контур СПб» в нарушение п. 155 раздела IV «Правила обеспечения экологической безопасности» Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <Дата ...><№...>, осуществляло бункеровку «<...>

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно квалифицировал действия <...>» по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях <...> состава административного правонарушения является несостоятельным и преждевременным.

С учетом вышеизложенного, решение судьи Ленинского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, обжалуемое решение судьи Ленинского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> подлежит отмене, дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморско-азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <ФИО>1 С.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года - удовлетворить.

Решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года - отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края на новое рассмотрение, в ином составе.

Судья О.Л. Талинский