ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-393/2017 от 05.06.2017 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯ

Дело №12-393/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тарко-Сале ЯНАО 05 июня 2017 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Владимиров Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания вынесенного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по ст.8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1, сведения о привлечении к административной ответственности отсутствуют,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Росприроднадзора вынесено постановление о привлечении должностного лица АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты>

Правонарушение выразилось в том, что ФИО1 как должностное лицо АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» в нарушении ч.1 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в ДД.ММ.ГГГГ допустил превышение установленных нормативов образования и лимитов на размещение отходов бурения на <адрес> (далее НУЛУ) в результате дополнительного бурения обществом 2 скважин, сопровождавшееся образованием и накоплением отходов бурения, в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов на 2015 год.

Согласно сведений об объемах образования и способах утилизации отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин в 2013-2015 и 1, 2 кварталах 2016 года и актов начала и окончания бурения скважин, в ДД.ММ.ГГГГ на НУЛУ начато и окончено бурением 13 скважин (№). Кроме того начаты бурением в ДД.ММ.ГГГГ и окончены в ДД.ММ.ГГГГ 3 скважины (№).

Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ Обществом превышено количество пробуренных скважин на НУЛУ установленное проектом НООЛР, что привело к образованию незапланированных отходов.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился в Пуровский районный суд с жалобой, в которой указал, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения, поскольку проект НООЛР разрабатывается в отношении деятельности Общества в целом, как хозяйствующего субъекта, на календарный год, без разбивки по лицензионным участкам, но с разбивкой по видам отходов, и Общество в ДД.ММ.ГГГГ не превысило установленные нормативы образования и лимиты на размещение отходов бурения, также не осуществляло на Ново-Уренгойском ЛУ бурение 2 скважин в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов на ДД.ММ.ГГГГ. Также считает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков.

В отзыве на жалобу инспектор Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО2 просит оставить жалобу без удовлетворения, указывая на законность вынесенного постановления.

Должностное лицо Управления Росприроднадзора составившее протокол, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В судебное заседание ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил. С учетом изложенного, судом принято решение о рассмотрении дела без участия лица, в соответствие со ст. 25.1 КоАП РФ.

Оценив доводы жалобы, исследовав и оценив в совокупности материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления).

В силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Закона об отходах производства и потребления установлено, что юридические лица обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 4 и части 5 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 утвержден Порядок «О разработке и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - Порядок).

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ-р, ДД.ММ.ГГГГ-р, ДД.ММ.ГГГГ-р, ДД.ММ.ГГГГ-р, проведена плановая выездная проверка соблюдения АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Проверкой установлено, что в процессе осуществления своей деятельности Обществом в период 2015 года превышено количество пробуренных скважин, установленных проектом НООЛР, в связи с чем, осуществлена деятельность, в результате которой образовались отходы в отсутствие документа об утверждении НООЛР на их размещение, что привело к превышению годового норматива образования отходов бурения (л.д. 27-35).

Согласно пункту 4 Порядка, проекты нормативов образования отходов разрабатываются юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Так, проектом НООЛР ЗАО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ», утвержденного Управлением Росприроднадзора по ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ, Обществом запланированы буровые работы в период ДД.ММ.ГГГГ годы и в ДД.ММ.ГГГГ запланировано строительство 11 скважин на Ново-Уренгойском лицензионном участке (л.д. 20-26). Исходя из этих данных планируемый показатель образования отходов бурения утвержден в размере <данные изъяты> тонны бурового шлама и <данные изъяты> тонны бурового раствора.

Согласно сведениям об объемах образования и способах утилизации отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин, Обществом в ДД.ММ.ГГГГ году начато и окончено бурением тринадцать скважин на НУЛУ, три скважины начаты бурением в ДД.ММ.ГГГГ, окончены в ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, образовано отходов бурения <данные изъяты> тонны бурового шлама и <данные изъяты> тонны бурового раствора(л.д. 185), что не согласуется с утвержденным проектом НООЛР и подтверждается актами о начале и окончании бурения скважин.

То есть, в виду строительства двух дополнительных скважин на Ново-Уренгойском лицензионном участке Обществом допущено превышение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на данном лицензионном участке.

Таким образом, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округа, верно, установлено, что Общество, осуществив на Ново-Уренгойском лицензионном участке бурение пяти дополнительных скважин в отсутствие, утвержденных НООЛР на ДД.ММ.ГГГГ, превысило установленные нормативы образования и лимиты размещения отходов бурения за период осуществления своей деятельности в ДД.ММ.ГГГГ

Довод Общества о том, что проект НООЛР разрабатывается в отношении деятельности Общества в целом, как хозяйствующего субъекта, на календарный год, без разбивки по лицензионным участком, но с разбивкой по видам отходов, и Общество в ДД.ММ.ГГГГ и не превысило установленные нормативы образования и лимиты на размещение отходов бурения, суд считает не состоятельным и опровергнутым материалами дела.

Целью статьи 8.2 КоАП РФ выступает обеспечение административно-правовыми средствами установленного нормативно-правового порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их осуществления, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду.

Должностное лицо АО «Роспан Интернешнл» нарушив им представленные в ПНООЛР планы по строительству скважин на Ново-Уренгойском лицензионном участке, допустив превышение образования отходов от планируемых именно на указанном участке, нивелировал свои доводы о планируемых величинах получения отходов, и таким образом пренебрежительно относясь к установленному порядку утверждения лимитов на размещение отходов, проигнорировал установленный государством порядок в области экологических требований.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет 1 год.

Следовательно, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Виновность должностного лица АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1 в совершении административного правонарушения полностью подтверждается исследованными доказательствами, которые суд считает достаточными. Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.

В действиях должностного лица суд с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, которые существенно нарушили охраняемые общественные правоотношения, не усматриваются признаки малозначительности совершенного административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих административное производство, не имеется.

При оценке назначенного наказания, суд руководствуется требованиями ч.2 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой, при назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание назначено в пределах санкции данной статьи, установленный порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу должностного лица ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу по ст.8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1 – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья подпись Е.В. Владимиров

Копия верна: судья