Дело № 12-394/2020
УИД 69MS0020-01-2019-001749-46
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
06 мая 2020 года город Тверь
Судья Центрального районного суда города Твери Сельхова О.Е., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России) Посадкова А.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 83 Тверской области от 21 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №83 Тверской области от 21 января 2020 года ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указано, что диспозиция ч.2 ст.30.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Базовым нормативным документом, определяющим указанные мероприятия, является Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841, перечень мероприятий в котором является исчерпывающим и не включает в себя требований, вменяемых университету.
По результатам проверки Университету выдано предписание № 1 от 27.11.2019 г. по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны; срок устранения данного нарушения установлен до 01.11.2020 г. и на момент составления настоящих возражений не истёк. Вместе с тем, неисполнение предписания влечет административную ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ.
Отсутствие в Университете нормативно-правового акта по количеству работников, уполномоченных на решение задач в области ГО не может расцениваться в качестве какого-либо нарушения, поскольку из имеющейся формулировки неясно, о каком нормативно-правовом акте вообще идёт речь, и какой конкретно нормой документов, на которые ссылается должностное лицо, он предусмотрен.
В судебное заседание законный представитель ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России при надлежащем извещении не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, обеспечил явку уполномоченного защитника, в связи с чем и на основании ст. 25.4, ст.25.15, п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Посадков А.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме, фактические обстоятельства не оспаривал, полагал, что в действиях ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России отсутствует состав административного правонарушения, поскольку исходя из норм действующего законодательства, вмененное нарушение не образует объективную сторону административную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 КоАП РФ. По результатам проверки выдано предписание, поэтому основанием для привлечения к ответственности может быть только неисполнение предписания.
Заслушав Посадкова А.Н., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.30 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 1 Федеральным законом от 21.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 21.02.1998 N 28-ФЗ) предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 9 Федерального закона от 21.02.1998 N 28-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 21.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.
Согласно п.1 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782, настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).
Согласно п.4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782, количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" Приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 утверждено Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций".
Пунктами 5.1, 5.1.1 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций (Приложение к приказу МЧС России от 23.05.2017 № 230) установлено количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учетом численности ее представительств и филиалов. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников: до 500 человек включительно - 1 освобожденный работник; от 501 до 2000 человек включительно - 2-3 освобожденных работника; от 2001 до 5000 человек включительно - 3-4 освобожденных работника; свыше 5001 человека - 5-6 освобожденных работников.
Согласно п.7 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.
Согласно ч.2 ст.20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 27 ноября 2019 года в 11 часов 00 минут при проведении планового мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны юридическим лицом ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России по адресу: <...>, допущены следующие нарушения:
- количество работников (работников в структурном подразделении) уполномоченных на решение задач в области ГО не соответствует нормам статьи 9 пункта 1 ФЗ № 28 от 12.02.1998, пункта 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782; пункты 5.1, 5.1.1 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций (Приложение к приказу МЧС России от 23.05.2017 № 230);
- в организации отсутствует нормативно правовой акт по количеству работников уполномоченных на решение задач в области ГО, что не соответствует статьи 9 пункта 1 ФЗ № 28 от 12.02.1998, пункта 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782; пункта 7 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций (Приложение к приказу МЧС России от 23.05.2017 № 230).
Данные обстоятельства явились основанием для составления 27 ноября 2019 года протокола (с учетом внесенных в него изменений от 06 декабря 2019 года) об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в отношении ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России привлечения его постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что им допущено невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Оснований не согласиться с таким выводом мирового судьи у судьи районного суда не имеется.
Факт совершения директором ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении от 27 ноября 2019 года (с учетом внесенных в него изменений от 06 декабря 2019 года), составленным должностным лицом ГУ МЧС РФ по Тверской области по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в отношении ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России;
- распоряжением № 4 от 30.10.2019 органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки в отношении ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России;
- актом проверки органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны № 4 от 27.11.2019, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований действующего законодательства;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, а также иными материалами дела.
Вывод мирового судьи о виновности ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России в совершении указанного административного правонарушения мотивирован, собранные доказательства получили оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела.
Вина ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена и подтверждается материалами дела.
Правонарушение квалифицировано правильно по ч.2 чт.20.7 КоАП РФ.
Доводы о том, что допущенные нарушения не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.7 КоАП РФ подлежат отклонению, исходя из следующего.
В силу п.1 ст.3 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, нарушения требований Федерального закона от 21.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782, и разработанное в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", а также требований Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций", утвержденное Приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении директора ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России мировым судьей не допущено.
Наказание за совершение административного правонарушения по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ предусмотрено в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России ниже низшего предела соответствующей административной санкции и соответствует требованиям ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признаний совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, судья не находит оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.20.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 83 Тверской области от 21 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России Посадкова А.Н. – без удовлетворения.
Судья О.Е. Сельхова