ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-394/20 от 19.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-9/2021

51RS0003-01-2020-005567-70

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

19 января 2021 года город Мурманск

Судья Ленинского районного суда г. Мурманска Чернецова О.Н., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственность «Генлион 29» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела ГИБДД УМВД России по городу Мурманску от 30.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Генлион 29»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора отдела ГИБДД УМВД России по городу Мурманску от 30.10.2020 общество с ограниченной ответственность «Генлион 29» (далее – ООО «Генлион 29») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Генлион 29» ФИО1 подал жалобу, в которой указал, что должностное лицо необоснованно пришло к выводу, что обществом были нарушены пункты 11, 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1010; части 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и незаконно вынесло постановление о привлечении ООО «Генлион 29» к административной ответственности. Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в выпуске на линию транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра. Согласно свидетельству о регистрации ТС автомобиль «WLT», государственный регистрационный знак , 2019 года выпуска, поставлен на государственный учет 03.04.2020, владельцем транспортного средства является ООО «Генлион 29».

Статьей 15 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм подлежат техническому осмотру каждые 12 месяцев, с года выпуска в обращение которых прошло не более чем пять лет. Сроки прохождения технического осмотра для указанных грузовых автомобилей исчисляются со дня проведения первого технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом выпуска транспортных средств.

Согласно страховому полису МММ 26.03.2020 между ООО «Генлион 29» и СПАО «Ингосстрах» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства – автомобиля «WLT», государственный регистрационный знак (срок страхования с 28.03.2020 по 27.03.2021).

Полагал, что вышеуказанные положения нормативно-правовых актов в сфере безопасности дорожного движения, в частности проведение технического осмотра, следует рассматривать во взаимосвязи с нормативно-правовыми актами в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, согласно которым в период с 01.03.2020 по 30.09.2020 включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без предоставления диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. При этом страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены принятых органами государственной власти на территории преимущественного использования транспортного средства ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, но не позднее 31.10.2020 предоставить страховщику диагностическую карту (статья 3 Федерального закона от 25.05.2020 № 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Таким образом, в период с 01.03.2020 по 30.09.2020 владельцы транспортных средств были освобождены от проведения технического осмотра при оформлении полиса ОСАГО. После 30.09.2020, но не позднее 31.10.2020 владельцы транспортных средств должны были пройти технический осмотр и представить страховщику диагностическую карту.

27.10.2020 транспортное средство – автомобиль «WLT», государственный регистрационный знак , прошел технический осмотр, по завершению которого была выдана диагностическая карта , которая была представлена страховщику СПАО «Ингосстрах». Согласно указанной диагностической карте, автомобиль «WLT», государственный регистрационный знак , соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Помимо этого указал, что был извещен о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении, однако, прибыв к назначенному времени, был лишен возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ, в частности представить диагностическую карту от 27.10.2020, так как по прибытии ему было выдано готовое постановление по делу об административном правонарушении, чем существенно были нарушены его процессуальные права.

Обратил внимание, что ООО «Генлион 29» является субъектом малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, какого-либо вреда или угрозы, возникновения причинения вреда безопасности дорожного движения не допущено, так как автомобиль находился в технически исправном состоянии, имущественный ущерб не причинён (отсутствует).

Просил постановление по делу об административном правонарушении от 30.10.2020 отменить, производство по делу прекратить.

На рассмотрение жалобы генеральный директор ООО «Генлион 29» ФИО1 не явился, извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного органа также не явился на рассмотрение жалобы, представил отзыв на жалобу, в котором указал, что обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, их эксплуатирующих. Документом, подтверждающим проведение технического осмотра транспортного средства является диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. В период с 01.03.2020 по 30.09.2020 вносились изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно постановлению Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП пункты технического осмотра в Мурманской области на период пандемии не закрывались, первый технический осмотр должен был быть пройден в 2020 году до заключения договора ОСАГО между ООО «Генлион 29» и СПАО «Ингосстрах», то есть до 24.03.2020. Проведение периодического технического осмотра автомобилей и наличие диагностической карты является обязательной процедурой и условием допуска автомобиля к эксплуатации. В части рассмотрения дела указал, что перед рассмотрением дела генеральный директор ООО «Генлион 29» представил диагностическую карту на транспортное средство, на что ему было повторно разъяснено, что на момент совершения правонарушения диагностической карты на транспортное средство не было. Процессуальные права представителю юридического лица были разъяснены, каких-либо ходатайств последний не заявлял.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы ООО «Генлион 29» прихожу к следующему.

В силу статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с данным Кодексом.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии частью 1 статьи 12.31 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о техосмотре).

В силу пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее Основные положения), должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается, в числе прочего, выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Из материалов дела следует, что 15.10.2020 в 20 часов 00 минут по адресу: <...> ООО «Генлион 29» осуществило выпуск на линию грузового автомобиля «WLT», государственный регистрационный знак , не прошедшего технического осмотра.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Генлион 29» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 26.10.2020, объяснениями директора ООО «Генлион 29» ФИО1 от 26.10.2020, копией путевого листа грузового автомобиля от 15.10.2020, копией объяснений водителя ФИО3 от 16.10.2020.

Также, материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что транспортное средство «WLT», государственный регистрационный знак , 2019 года выпуска, принадлежит ООО «Генлион 29» приобретено 27.03.2020 года, поставлено на учет 03.04.2020.

Согласно пп. «г» п. 3 части 1 статьи 15 Закона о техосмотре, грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3500 килограмм, подлежат техническому осмотру каждые двенадцать месяцев, с года выпуска в обращение которых прошло не более чем пять лет.

В силу части 3 статьи 15 указанного закона сроки прохождения технического осмотра грузовых автомобилей, разрешённая максимальная масса которых составляет более 3500 килограмм, исчисляются со дня проведения первичного технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году следующем за годом выпуска транспортных средств.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что гражданская ответственность ООО «Генлион 29» на автомобиль «WLT», государственный регистрационный знак , застрахована 28.03.2020, а технический осмотр транспортного средства проведен 27.10.2020.

Факт выпуска транспортного средства без наличия диагностической карты представителем ООО «Генлион 29» в жалобе не оспаривается.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Генлион 29» подтверждены исследованными в ходе рассмотрения жалобы доказательствами.

Довод заявителя о том, что в данном случае подлежат применению положения Федерального закона от 25.05.2020 № 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» является несостоятельным и расценивается как защитная позиция лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Так, согласно части 5 статьи 3 указанного Федерального закона, в период с 01.03.2020 по 30.09.2020 включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без представления диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (далее - диагностическая карта), либо свидетельства о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (далее - свидетельство о прохождении технического осмотра). При этом страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены принятых органами государственной власти на территории преимущественного использования транспортного средства ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, но не позднее 31.10.2020 представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если не требуется представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра).

Данное положение регулирует правоотношения, возникающие между страхователями и страховщиками, и не распространяется на требования действующего законодательства в области безопасности дорожного движения. Довод жалобы в данной части основан на неверном толковании норм права.

Более того, указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294 в период с 30.03.2020 по 08.08.2020 были введены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В дальнейшем введенные ограничения отменялись решением региональных властей в каждом регионе Российской Федерации.

Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП «О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в связи с угрозой распространения на территории <адрес> новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» работа пунктов технического осмотра не ограничивалась.

Таким образом, у ООО «Генлион 29» имелась возможность в сроки, установленные Законом о техосмотре, провести технический осмотр транспортного средства и получить диагностическую карту перед выпуском автомобиля на линию.

Довод генерального директора о нарушении процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы. Материалами дела и непосредственно обжалуемым постановлением подтверждается, что генеральному директору ООО «Генлион 29» при рассмотрении дела были разъяснены процессуальные права, копия постановления вручена последнему в день рассмотрения дела, что подтверждается собственноручной подписью ФИО1, при этом какие-либо замечания и возражения относительно рассмотрения дела, сведения о нарушении его прав в материалах дела отсутствуют.

Доводы жалобы ООО «Генлион 29» на указанное постановление в целом опровергаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств и не ставят под сомнение полноту и правильность установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела.

Само по себе несогласие лица, в отношении которого вынесено решение по делу об административном правонарушении, с оценкой доказательств не может повлечь отмену решения, поскольку прерогатива оценки доказательств предоставлена законом судье, должностному лицу, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении.

Административное наказание ООО «Генлион 29» назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену постановления, должностным лицом административного органа не допущено. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюдены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора отдела ГИБДД УМВД России по городу Мурманску от 30.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Генлион 29», оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Генлион 29» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья О.Н. Чернецова