ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-394/2017 от 24.05.2017 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

12-394/2017

РЕШЕНИЕ

24 мая 2017 года <...>

Судья Октябрьского районного суда <...> ФИО1, рассмотрев жалобу Департамента имущественно - земельных отношений <...> на постановление начальника Межрайонного отдела Административной инспекции <...>ФИО от ... г., о признании Департамента имущественно – земельных отношений <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года №273-ЗС «Об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Межрайонного отдела Административной инспекции <...>ФИО от ... г., Департамент имущественно - земельных отношений <...> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.1 ч.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 года №273-ЗС и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

С вынесенным постановлением исполняющий обязанности руководителя Департамента имущественно - земельных отношений <...> не согласился, в связи с чем им подана жалоба, через своего представителя, в соответствии с которой заявитель просит постановление признать незаконным и отменить, как незаконное, поскольку Департамент не является субъектом данного правонарушения, его вина не доказана, состав административного правонарушения отсутствует.

В судебное заседание представитель заявителя явился, просил жалобу удовлетворить, постановление начальника Межрайонного отдела Административной инспекции <...>ФИО от ... г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в жалобе.

Представитель Межрайонного отдела Административной инспекции <...> в судебное заседание явился, представил суду материалы дела об административном правонарушении, просил суд оставить жалобу Департамента имущественно - земельных отношений <...> без удовлетворения. Дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в отзыве на жалобу.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, руководствуясь ст. 30.6 КРФ об АП, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КРФ об АП судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Из толкования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, установление наличия события административного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25 октября 2002 г. N 273-3C "Об административных правонарушениях" невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 названного Областного закона, влечет предупреждении или наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.

Постановлением начальника Межрайонного отдела Административной инспекции <...>ФИО от ... г. Департамент имущественно - земельных отношений <...> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.1 ч.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 года №273-ЗС и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13 июня 2012 года N 282 утверждены Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности.

Благоустройство включает в себя совокупность мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья населения на территории города, включающих в себя уборку, содержание территории города и расположенных на ней объектов, а также поддержание чистоты и порядка всеми членами городского сообщества.

Согласно п.15 главы 4 «Правил благоустройства территории г.Ростова-на-Дону», на территории города запрещается:

- вывозить и выгружать все виды отходов в не отведенные для этой цели места, закапывать отходы в землю;

- сжигать все виды отходов на улицах, площадях, в скверах, парках, на бульварах, во дворах индивидуальных домовладений и многоквартирных жилых домов, на территориях организаций, на свалках;

- загрязнять улицы при перевозке отходов производства и потребления, мусора и иных сыпучих и жидких материалов на подвижном составе; осуществлять перевозку (в том числе специализированным транспортом) отходов производства и потребления, мусора, сыпучих и жидких материалов без принятия мер и использования средств (приспособлений), предотвращающих загрязнение улиц в процессе транспортирования;

(в ред. решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 16.06.2015 N 876)

- выбрасывать мусор из автомобилей;

- сорить на улицах, площадях и других местах общего пользования, выставлять тару с мусором и пищевыми отходами на улицы;

- загрязнять территории общего пользования бытовыми и промышленными отходами, в том числе отходами жизнедеятельности домашних животных,

- выбрасывать и сметать мусор на проезжую часть улиц, в ливнеприемники ливневой канализации, загрязнять полотно проезжей части при осуществлении выезда подвижного состава с грунтовых дорог, строительных площадок и т.д.;

- выбрасывать мусор с крыш, из окон, балконов (лоджий) зданий;

- установка в качестве уличного коммунально-бытового оборудования приспособленной тары (коробки, ящики, ведра и т.п.);

- складирование скола асфальта (фала) и грунта на озелененных территориях, в том числе на газонной части тротуаров, дворовых и внутриквартальных территорий;

- временное складирование органических остатков после сноса и обрезки деревьев на проезжей части улиц и тротуарах, препятствующее движению транспорта и пешеходов;

- складировать строительные материалы на территориях общего пользования, а также вне специально отведенных мест;

- мыть автомашины и другие транспортные средства у водоразборных колонок, в открытых водоемах и на их берегах, на площадях, в скверах, парках и в иных неустановленных местах; стирать белье у водоразборных колонок и в открытых водоемах;

- производить сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности и в водные объекты, выпускать канализационные стоки открытым способом на тротуары, проезжую часть дорог и в ливневую канализацию;

- производить торговлю фруктами, овощами и другими продуктами на улицах, площадях, стадионах и других местах, не отведенных для этих целей;

- размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения на проезжей части дорог;

- размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения (кроме предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок) на тротуарах, газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны без согласования в установленном порядке;

- складировать около торговых точек тару, запасы товаров, производить торговлю без специального оборудования;

- оставлять на улицах тару и остатки некондиционного или нереализованного товара от нестационарных торговых точек;

- купать собак и других животных в местах массового купания людей;

- выгуливать животных в парках, скверах, бульварах, на детских площадках и стадионах в нарушение установленного порядка;

- выжигать сухую растительность;

- ограждать строительные площадки с уменьшением пешеходных дорожек (тротуаров) без согласования в установленном порядке;

- устанавливать малые архитектурные формы и элементы внешнего благоустройства без согласования, а также в нарушение установленного порядка;

- обустраивать выгребные ямы на объектах общего пользования;

- наносить на фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений (в том числе кровли, ограждения, защитные решетки, окна, балконы, лоджии, двери, карнизы, водосточные трубы, информационные таблички и др.) надписи и графические изображения (граффити) в нарушение установленного порядка;

- на центральных улицах развешивать на балконах и лоджиях предметы домашнего обихода, размещать на балконах и лоджиях крупногабаритные предметы обихода, видимые с улицы и ухудшающие вид фасада;

- движение, остановка и стоянка автотранспортных средств на тротуарах, газонах, детских площадках и спортивных площадках;

- оставление транспортных средств без кузовных деталей и элементов ходовой части вне специально отведенных мест, предназначенных для стоянки автотранспорта, в том числе на придомовых территориях индивидуальных и многоквартирных домов;

- стоянка автотранспорта вне специально отведенных мест, препятствующая осуществлению работ по уборке и содержанию проезжей части улиц;

- оставление автотранспорта на подъездных путях к контейнерной площадке или бункеру мусоропровода, создающее помехи движению специализированного мусоровозного транспорта;

- ограждение, в том числе выносными приспособлениями, участков проезжей части в створе фасадов жилых и нежилых зданий (помещений в них), препятствующее свободному движению, остановке и стоянке транспорта;

(в ред. решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.02.2014 N 589)

- подвоз груза волоком;

(абзац тридцать четвертый введен решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.02.2014 N 589)

- сбрасывание рельсов, бревен, железных балок, труб, кирпича и иных тяжелых предметов при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ на проезжей части и тротуарах с твердым покрытием.

Согласно представленным материалам, в ... г. по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером , Департамент имущественно – земельных отношений <...>, являясь учреждением, во владении которого, находится названный земельный участок, не произвело контроль за исполнением правил благоустройства, не приняла мер по надлежащему его содержанию и уборке, что привело к образованию многочисленных свалочных очагов и загрязнению сорной растительностью, что является нарушением п.5, раздела 1, пунктов 1,16 раздела 3, пунктов 14,15 раздела 4 Правил благоустройства территории г.Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 г. №282.

Факт нарушений вышеуказанных правил благоустройства, ответственность за которые установлена ч.1 ст. ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» был зафиксирован в протоколе от ... г. по делу об административном правонарушении, с указанием выявленных нарушений.Представитель Департамента имущественно - земельных отношений <...> в ходе судебного заседания пояснил, что при вынесении постановления административным органом не дана оценка доводам Департамента имущественно – земельных отношений <...>, подтверждающим незаконность привлечения Департамента имущественно – земельных отношений <...> к административной ответственности, который не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1. Закон № 273-3C по следующим основаниям. Земельный участок, расположенный по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером , площадью ... кв.м., с видом разрешенного использования: «Многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроено-пристроенными, и пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания; подземные, подземно-наземные, наземные одно- и многоуровневые открытые и (или) закрытые автостоянки, в том числе: с эксплуатируемой кровлей, со встроенными и (или) пристроенными объектами автосервиса или иного нежилого назначения; купальные и спортивные плавательные бассейны общего пользования, спортивно-оздоровительные центры; торговые комплексы» находится в муниципальной собственности (в казне). В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества <...> от ... г. правообладателем данного земельного участка является муниципальное образование <...>, о чем в Едином государственном реестре прав содержится запись. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ... г. подтверждено, что вид разрешенного использования данного земельного участка: «Многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроено-пристроенными, и пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания; подземные, подземно-наземные, наземные одно- и многоуровневые открытые и (или) закрытые автостоянки, в том числе: с эксплуатируемой кровлей, со встроенными и (или) пристроенными объектами автосервиса или иного нежилого назначения; купальные и спортивные плавательные бассейны общего пользования, спортивно-оздоровительные центры; торговые комплексы», правообладатель - муниципальное образование <...>.Владельцем объекта благоустройства (земельного участка) в соответствии с определением, содержащемся в разделе 2 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 года № 282, Департамент имущественно - земельных отношений <...> также не является. В соответствии с п. 2.1. Положения о Департаменте имущественно - земельных отношений <...>, утвержденного решением Ростовской- на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года № 138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации <...>» к основным задачам Департамента имущественно - земельных отношений <...> относится управление и распоряжение земельными участками в пределах городской черты в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления <...>. При этом вопросы благоустройства к полномочиям Департамента имущественно - земельных отношений <...> не относятся. В соответствии с п. 2.1 Приложения 12 к решению Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года №138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации <...>» владение, пользование и распоряжение земельными участками с разрешенным видом использования «Многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроено-пристроенными, и пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания; подземные, подземно-наземные, наземные одно- и многоуровневые открытые и (или) закрытые автостоянки, в том числе: с эксплуатируемой кровлей, со встроенными и (или) пристроенными объектами автосервиса или иного нежилого назначения; купальные и спортивные плавательные бассейны общего пользования, спортивно-оздоровительные центры; торговые комплексы» на территории <...> осуществляют Управления благоустройства районов <...>. В силу п. 3 раздела 1 Правил благоустройства, организацию деятельности в части благоустройства, очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Ростове-на-Дону на подведомственных территориях осуществляют администрации районов города, Департамент дорожного хозяйства и благоустройства <...>, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <...>, Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения <...>, Департамент архитектуры и градостроительства <...>, Департамент транспорта <...>, Департамент координации строительства и перспективного развития <...>, Управление культуры <...>, Управление образования <...>, Управление здравоохранения <...> и иные отраслевые (функциональные) подразделения Администрации города в соответствии с реестром полномочий, утвержденным постановлением Администрации города. Согласно реестру полномочий, утвержденному распоряжением Администрации <...> от 15.12.2016 года № 336 «Об утверждении сводного реестра полномочий, функций и услуг Администрации <...>, ее органов и муниципальных учреждений», Департамент имущественно - земельных отношений <...> не наделен полномочиями в сфере благоустройства. Полномочия Департаменте имущественно - земельных отношений <...> закреплены в отрасли «ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ», в которой отсутствуют полномочия в части организации благоустройства. Таким образом, поскольку Департамент имущественно - земельных отношений <...> не является собственником (владельцем) земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <...>, а также в виду того, что в его полномочия не входят вопросы благоустройства, в том числе предотвращение загрязнения бытовыми отходами территории <...> и очистке территории от свалочных очагов, Департамент имущественно - земельных отношений <...> не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.1. Закона № 273-3C. В данном случае отсутствует состав административного правонарушения в связи чем, производство по делу об административном правонарушении в отношении Департамента имущественно - земельных отношений <...> подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение. На основании п.3 ч.1. ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на которых было вынесено постановление, судья отменяет постановление и прекращает производство по делу. С учетом изложенного, постановление начальника Межрайонного отдела Административной инспекции <...>ФИО от ... г. о привлечении к административной ответственности Департамент имущественно - земельных отношений <...>, предусмотренной ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года №273-ЗС «Об административных правонарушениях», подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, и в соответствии со ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: Жалобу Департамента имущественно - земельных отношений <...> на постановление начальника Межрайонного отдела Административной инспекции <...>ФИО от ... г., о признании Департамента имущественно – земельных отношений <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года №273-ЗС «Об административных правонарушениях» - удовлетворить.Постановление начальника Межрайонного отдела Административной инспекции <...>ФИО от ... г., о привлечении к административной ответственности Департамента имущественно – земельных отношений <...> по ч.1 ст.5.1 Областного закона от 25.10.2002 года №273-ЗС «Об административных правонарушениях», - отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Департамента имущественно – земельных отношений <...> по ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года №273-ФЗ «Об административных правонарушениях» - прекратить. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья