ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-395/2018 от 10.04.2018 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Рязань 10 апреля 2018 года

Судья Советского районного суда г.Рязани Мечетин Д.В.,

при секретаре судебного заседания Мефодиной И.А.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - должностного лица ФИО1 - Власюк В.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление заместителя управляющего отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу № от 30.01.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя управляющего отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 30.01.2018 № председатель правления ПАО КБ «Вятич» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в части организации внутреннего контроля а именно Положения Банка России № 375-П, в результате ненадлежащего исполнения ей своих должностных обязанностей. Данным постановлением ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей как должностное лицо.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 направила жалобу в суд, в которой указала, что нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ в её действиях нет, поскольку рассматриваемые в обжалуемом постановлении пункты Правил внутреннего контроля, действовавшие в Банке «Вятич», в полной мере соответствуют Положениям Банка России № 375-П и № 499-П, не смотря на некоторые технические недочеты в части их оформления, что не образует состава правонарушения, в связи с чем просила признать незаконным и отменить постановление заместителя управляющего отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 30.01.2018 №.

В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО1, будучи надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения жалобы, не явилась, о причинах неявки не известила.

В судебном заседании защитник Власюк В.В. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Суд, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ в порядке ст.30.6 КоАП РФ, выслушав объяснения защитника Власюка В.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В силу части 3 указанной статьи суд проверяет дело в полном объеме.

Статья 26.1 КоАП РФ устанавливает обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст.15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования к Правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма установлены Положением Банка России № 375-П от 02.03.2012 г.

Согласно п.1.9 данного Положения, Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ кредитной организации должны быть приведены в соответствие с требованиями:

- законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом.

-нормативного акта в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.

В судебном заседании установлено, что 16.03.2017 г. приказом председателя правления ПАО Коммерческий банк «Вятич» ФИО1 были утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма.

Проверяя данные Правила на предмет их соответствия требованиям Положения Банка России № 375-П от 02.03.2012 г. «О требованиях к Правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» и № 499-П от 15.10.2015 г. «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» должностное лицо отделения по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу выявило ряд, по его мнению, нарушений в Программах Правил внутренних контроля ПАО КБ «Вятич».

Так, в частности, из постановления от 30.01.2018 усматривается, что п.2.4.2 "Программы идентификации" в части права банка не идентифицировать выгодоприобретателей в случаях, приведенных в п.п. "г" и "д" данного пункта не соответствует требованиям п.1.4 Положения Банка России № 375-П; также правила не содержат положения, обязывающего кредитную организацию осуществить идентификацию выгодоприобретателя в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня совершения банковской операции или иной сделки; в Программе также отсутствует описание структуры, а также прав и обязанностей подразделения по ПОД/ФТ; положения, определяющие принципы и механизмы взаимодействия элементов по ПОД/ФТ; в нарушение п.4.9 Положения Банка России № 375-П в «Программе управления риском» Правил порядка определения риска использования услуг кредитной организации отсутствуют.

Данные факты подтверждаются материалами дела и в ходе судебного разбирательства опровергнуты не были. Фактически, доводы жалобы сводятся к переоценке фактов установленных контролирующим органом, оснований для переоценки которых у суда не имеется.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Доводы защитника лица о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу не имела возможности присутствовать при вынесении оспариваемого постановления суд находит несостоятельными, поскольку она была извещена о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать обжалуемое постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Административное наказание ФИО1. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в пределах давности привлечения к административной ответственности, в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя управляющего отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу № от 30.01.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении председателя правления ПАО КБ «Вятич» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья