ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-395/2021 от 16.06.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №12-395/2021

УИД 76RS0014-02-2021-000826-53

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 16 июня 2021 года

Судья Кировского районного суда города Ярославля Логвинова Е.С., при секретаре Конаевой Е.А., рассмотрев жалобу Войновой Ольги Станиславовны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 12.04.2021 года № 076/04/7.30-169/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 12.04.2021 года № 076/04/7.30-169/2021 директор департамента социальной поддержки населения и охране труда мэрии города Ярославля Войнова О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Из постановления следует, что в результате проведенной проверки по жалобе ООО «Экспертная компания» и внеплановой проверки выявлен факт утверждения документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления в санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия стационарного типа, расположенном на территории Ярославской области, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям погибших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, безнадзорным детям (извещение № 0371300027821000008) с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Так, уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» <данные изъяты> 04.02.2021 размещено извещение № 0371300027821000008 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления в санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия стационарного типа, расположенном на территории Ярославской области, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям погибших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, безнадзорным детям вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект контракта. Заказчиком и уполномоченным органом в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсной документации установлено требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, в том числе, иного документа, при этом наименование/перечень таких иных документов не конкретизированы. Таким образом, заказчик не указав в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсной документации требование о наличии у участников закупки конкретных документов, подтверждающих право последних на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, а также требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе таких конкретных документов (исчерпывающий перечень конкретных документов, которые должны быть представлены участниками закупки в составе второй части заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме), исключили тем самым возможность толкования участниками закупки условий такой закупки однозначным образом. Указанные обстоятельства являются нарушением пункта 2 части 3 статьи 54.2, части 1 статьи 54.3, пункта 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Не согласившись с указанным постановлением, Войнова О.С. обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с жалобой. В обоснование жалобы указано, что в конкурсной документации под словами «либо иной документ» понимается, в том числе, и договор о медицинском обслуживании детей, заключенный с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности. Конкурсной документацией также устанавливается, что оказание услуг Исполнителем должно осуществляться на территории организации отдыха детей и их оздоровления стационарного типа, включенной в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, имеющей действующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы организации отдыха детей и их оздоровления соответствующего типа, выданного территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъекта Российской Федерации. Включение в конкурсную документацию требования о наличии у участников закупки действующей лицензии (либо иного документа), подтверждающей право осуществления медицинской деятельности на территории Ярославской области, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», по специальности педиатрия, а также требования о предоставлении участниками закупок таких документов в составе второй части заявки, появились в результате учета в дальнейшей деятельности замечаний прокуратуры г. Ярославля (представление прокуратуры г. Ярославля по вопросу устранения нарушений федерального законодательства, установленных при проведении проверки по исполнению областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» в части организации и осуществления отдельных мероприятий по летнему отдыху детей в 2017 году) и постановления Управления ФАС России по Ярославской области от 23.08.2017, вынесенное в отношении департамента образования мэрии города Ярославля. Учитывая имеющееся многообразие видов документов, подтверждающих право организации на осуществления медицинской деятельности, возникшее в связи с вступлением в силу с 01.01.2021 изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.1.2020 № 1961 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности», при подготовке конкурсной документации использовалось понятие «иной документ», которое по смыслу подразумевает под собой все перечисленные выше альтернативы копии действующей лицензии, подтверждающей право осуществления медицинской деятельности на территории Ярославской области, включая договор об оказании медицинской помощи, заключаемый между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией; уведомление о предоставлении лицензии лицензиату; выписку из реестра лицензий. Полагает, что наличие в конкурсной документации термина «иной документ», расшифровывающего требования к документам, представляемым участниками закупки, никаким образом не могло ущемить или ограничить права участников закупки. Данные действия не привели к необоснованному ограничению количества участников проводимой конкурентной процедуры закупки, не несли в себе общественной опасности и угрозы причинения вреда личности, обществу и государству, а также не носили умышленного характера. Кроме того, во исполнение предписания Ярославского УФАС России от 15.02.2021 по делу № 076/06/56.1-101/2021 департаментом по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля и уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития мэрии города 05 марта 2021 года внесены изменения в извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме № 1 (0371300027821000008) и конкурсную документацию к конкурсу с ограниченным участием в электронной форме № 1 (0371300027821000008) на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления в санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия стационарного типа, расположенном на территории Ярославской области, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям погибших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, безнадзорным детям в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом вышеуказанного предписания Ярославского УФАС России. При внесении указанных изменений в извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме, конкурсную документацию, срок подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления в санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия стационарного типа, расположенном на территории Ярославской области, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям погибших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, безнадзорным детям, был продлен до 24 марта 2021 года включительно. Таким образом, нарушение требований законодательства о контрактной системе, допущенного при утверждении конкурсной документации было добровольно устранено до вынесения определения Ярославского УФАС России «О возбуждении дела об административном правонарушении» от 02 марта 2021 года № 076/04/7.30-169/2021 на стадии подачи заявок, при этом к моменту устранения нарушения на конкурс с ограниченным участием не было подано ни одной заявки. Полагает, что при указанных обстоятельствах выявленные нарушения не причинили вреда и не повлекли каких-либо последствий охраняемым общественным отношениям, а следовательно являются малозначительными. Просит отменить постановление от 12.04.2021 года № 076/04/7.30-169/2021 и прекратить производство по делу.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Войнова О.С., защитники Дубров Д.А., Гортова К.Е. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнительно указали, что ООО «Экспертная компания» заявку на участие в конкурсе не подавало. Данная организация не включена в реестр организаций отдыха детей и их оздоровление на территории Ярославской области, в связи с чем не имели право участвовать в данном конкурсе. Допущенное нарушение не затрагивает прав и законных интересов ООО «Экспертная компания». Срок заключения и исполнения контракта не был измене.

Представитель Ярославского УФАС России по доверенности Потемкина Т.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, полагала, что постановление по делу об административном правонарушении от 12.04.2021 года № 076/04/7.30-169/2021 является законным и обоснованным, дала пояснения согласно письменных возражений на жалобу, приобщенных к материалам дела. Указала, что малозначительность деяния в данном случае отсутствует.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Войнову О.С., защитников Дуброва Д.А., Гортову К.Е., представителя административного органа, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что уполномоченным органом – департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 04.02.2021 размещено извещение № 0371300027821000008 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления в санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия стационарного типа, расположенном на территории Ярославской области, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям погибших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, безнадзорным детям вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект контракта.Согласно части 1 статьи 56.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.

В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Федерального закона от 05.04,2013 № 44-ФЗ.

В силу пункта 2 части 3 статьи 54.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указываются в числе прочего требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе прочего следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Извещением о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме предусмотрено следующее:

Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона: установлены в конкурсной документации.

Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона: установлен в конкурсной документации.

Заказчиком и уполномоченным органом в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсной документации установлено требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, в том числе, иного документа, при этом наименование/перечень таких иных документов не конкретизированы.

Таким образом, заказчик не указав в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсной документации требование о наличии у участников закупки конкретных документов, подтверждающих право последних на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, а также требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе таких конкретных документов (исчерпывающий перечень конкретных документов, которые должны быть представлены участниками закупки в составе второй части заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме), исключили тем самым возможность толкования участниками закупки условий такой закупки однозначным образом. Указанные обстоятельства являются нарушением пункта 2 части 3 статьи 54.2, части 1 статьи 54.3, пункта 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно распоряжению мэрии города Ярославля о приеме работника на работу от 10.09.2020 г. № ЛС-207 Войнова О.С. назначена на должность директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля.

В соответствии с пунктом 8.11 должностной инструкции муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы директора департамента по социального поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля (приложение 6 к постановлению мэрии города Ярославля от 19.10.2017 №1440) (далее - Должностная инструкция) директор департамента обязан организовывать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с муниципальными правовыми актами осуществление департаментом закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по направлениям деятельности департамента, а также осуществление методического обеспечения деятельности подведомственных муниципальных учреждений в сфере осуществления закупок.

Пунктом 8.7 Должностной инструкции установлено в качестве обязанности директора департамента осуществление контроля за своевременным и качественным решением работников департамента вопросов, входящих в компетенцию департамента.

Муниципальный служащий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 19 трудового договора № 28 от 10.09.2020).

Согласно титульному листу конкурсной документации к конкурсу с ограниченным участием в электронной форме №1, данная документация утверждена директором департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г.Ярославля Войновой О.С.

Частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи.

Таким образом, директором департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г.Ярославля Войновой О.С. утверждена конкурсная документация с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно, требований пункта 2 части 3 статьи 54.2, части 1 статьи 54.3, пункта 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что в действиях Войновой О.С. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, её действия должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, квалифицированы правильно.

Вина Войновой О.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 02.04.2021 года № 076/04/7.30-169/2021; письменными объяснениями Войновой О.С.; копией жалобы ООО «Экспертная компания»; копией титульного листа конкурсной документации; копией распоряжения о приеме Войновой О.С. на работу; копией трудового договора №28 с муниципальным служащим от 10.09.2020 года; должностной инструкции руководителей структурных подразделений мэрии г.Ярославля, обладающих правами юридического лица; Положением о департаменте по социально поддержке населения и охране труда мэрии г.Ярославля (решение Муниципалитета г.Ярославля от 02.10.2014 года №398).

Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Войновой О.С. в совершении административного правонарушения, оснований для переоценки доказательств не имеется.

Доводы письменных пояснений и жалобы о малозначительности совершенного правонарушения получили надлежащую оценку со стороны должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, что отражено в обжалуемом постановлении.

Постановление от 12.04.2021 года № 076/04/7.30-169/2021 вынесено уполномоченным на то лицом. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, а так же срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

Учитывая специфику правоотношений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные законодательством повышенные меры охраны данных правоотношений (значительный срок давности привлечения к административной ответственности), а также фактические обстоятельства настоящего дела, не усматриваю оснований для признания совершенного Войновой О.С. правонарушения малозначительным.

Таким образом, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 12.04.2021 года № 076/04/7.30-169/2021 является законным и обоснованным. Наказание, назначенное Войновой О.С., является справедливым, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 12.04.2021 года № 076/04/7.30-169/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении директора департамента социальной поддержки населения и охране труда мэрии города Ярославля Войновой Ольги Станиславовны оставить без изменения, а жалобу Войновой Ольги Станиславовны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.С.Логвинова