ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-395/2021 от 28.02.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Григорьевская И.В. дело № 21-101/2022

(№ 12-395/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

28 февраля 2021 года г. Симферополь

Судья Верховного суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г.Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 28 сентября 2021 года № 10-82-342-П-3, решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Крым-Экогидротех» (далее – ООО «Крым-Экогидротех», общество, юридическое лицо) ФИО1,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г.Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 3 декабря 2021 года, директор ООО «Крым-Экогидротех» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда и прекращении производства по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

ФИО1, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также обеспечил явку защитника, в связи с чем в порядке статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Защитник Мазур А.В. в судебном заседании жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней, просила её удовлетворить.

Заслушав пояснения защитника Мазур А.В., исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

В силу частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2).

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил тот факт, что на основании решения руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО5 от 4 августа 2021 года в период с 10 августа 2021 года по 23 августа 2021 года проведена плановая выездная проверка ООО «Крым-Экогидротех» по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой установлено, что ООО «Крым-Экогидротех» на основании Лицензии № (91) - 3766 - СТОУБ осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду 1 категории, при этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение обществом не разработаны и не утверждены, что является нарушением требований статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, статей 21, 24 Федерального закона № 7-ФЗ.

Учитывая, что руководство деятельностью ООО «Крым-Экогидротех» осуществляет директор ФИО1, последний привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо административного органа, с которым согласился судья городского суда, исходил из того, что действующим законодательством в сфере природопользования и охраны окружающей среды предусмотрена обязанность ООО «Крым-Экогидротех» по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которая не была выполнена обществом.

Однако состоявшиеся по делу акты законными и обоснованными признать нельзя в силу следующего.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из правил частей 2 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Частью 3 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Понятия комплексного экологического разрешения, наилучшей доступной технологии установлены в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1029 (далее - Порядок) предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

Согласно указанному Порядку для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11 октября 2018 года № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23 июня 2020 года № 383 (пункт 5).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В силу части 6 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение (часть 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ).

Переходными положениями о сроках получения комплексного экологического разрешения, установленными Федеральным законом № 219-ФЗ, предусмотрено, что с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи (часть 1.1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Исходя из положений указанных норм права, прихожу к следующему.

Согласно основным понятиям, установленным в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ, наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Материалами дела установлено, что ООО «Крым-Экогидротех» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте I категории, относящемся к области применения наилучших доступных технологий и не включенном в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Согласно отчету о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Крым-Экогидротех» на объекте реализуются технологические процессы и виды деятельности, относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий в части обезвреживания отходов термическим способом (сжигание отходов, низкотемпературный пиролиз), утилизации и обезвреживания отходов (кроме обезвреживания термическим способом).

Также на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 5 июля 2021 года ООО «Крым-Экогидротех» выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), согласно которому в период с 5 июля 2021 года до получения комплексного экологического разрешения, но не более чем до 1 января 2025 года обществу разрешено осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, учитывая требования частей 1, 6, 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ, получение обществом разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух со сроком действия - до получения комплексного экологического разрешения, но не более чем до 1 января 2025 года, а также отсутствие в деле доказательств включения объекта общества в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, обязанность по получению ООО «Крым-Экогидротех» комплексного экологического разрешения истекает 1 января 2025 года.

Согласно пункту 5 Порядка для объектов I категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения.

Следовательно, субъектам, эксплуатирующим объекты I категории, установлена обязанность в получении именно комплексного экологического разрешения, на основании которого устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, при этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность и иные сроки отдельной разработки таких нормативов и лимитов в отсутствие заявки общества на получение комплексного экологического разрешения.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что у ООО «Крым-Экогидротех» до получения комплексного экологического разрешения отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, в связи с чем событие административного правонарушения, вмененного директору общества ФИО1, отсутствует.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

С учетом изложенного, принятые в отношении ФИО1 по настоящему делу постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г.Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 28 сентября 2021 года № 10-82-342-П-3, решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Крым-Экогидротех» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.А. Шидакова