Дело №
РЕШЕНИЕ
29 июня 2021 года
Судья Железнодорожного районного суда Губачева В.А., рассмотрев жалобу ООО «Ростовский универсальный порт» на постановление Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора 0177/02/63- р/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора 0177/02/63- р/ПР/2021 от 19.02 2021 года Общество с ограниченной ответственностью "Ростовский универсальный портпривлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 Кодекса РФ об административной правонарушениях, в виде уплаты штрафа в размере 100 000 рублей.
Копия постановления получена ООО «Ростовский универсальный порт» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ростовский универсальный порт» обратился в суд с жалобой на указанное постановление.
В обоснование своих доводов указывает, что проведение внеплановой проверки не основано на законодательстве Российской Федерации, а именно проведено с нарушением требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Статьей 1 закона 294-ФЗ установлена сфера применения настоящего Федерального закона. Виды контрольных мероприятий, при проведении которых не применяются положения указанного закона перечислены в частях 3 и 3.1. статьи 1 закона 294-ФЗ. Такой вид контрольных мероприятий как проведение проверок соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды не содержится в частях 3 и 3.1. статьи 1 закона 294-ФЗ, следовательно проведение проверки в отношении ООО «Ростовский универсальный порт» Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора (далее Росприроднадзор) должно осуществляться в соответствии с требованиями закона 294-ФЗ.
В отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка на основании Распоряжения Федеральной службы РФ в сфере природопользования №-р от ДД.ММ.ГГГГ (во исполнение поручения заместителя от ДД.ММ.ГГГГ №ВА-П11-1 1039).
В целях регулирования проведения контрольных мероприятий в Российской Федерации в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой Правительство РФ принимает Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Данное Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ
В пункте 1 Постановления № перечислены виды проверок, проведение которых допустимо в 2020 году, а именно в подпункте “в” пункта 1 Постановления № указано что в 2020 году проводятся в том числе: внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В подпункте “б" пункта 7 Постановления № установлено, что возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления”.
Однако обществу предъявлена копия распоряжения Федеральной службы РФ в сфере природопользования №-р от ДД.ММ.ГГГГ, не подписанная должностным лицом, а следовательно не имеющая юридической силы и не являющаяся основанием для проведения внеплановой проверки;
Также не было предъявлено, и в материалах дела отсутствует копия поручения заместителя председателя Правительства РФ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №ВА-П11-11039, следовательно не подтверждается соблюдение административным органом требования, установленного подпунктом “в” пункта 1 Постановления № в части указания наименования конкретного проверяемого юридического лица, и требования, установленного подпунктом "б" пункта 7 Постановления № в части выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объект проверки, что свидетельствует о незаконности проведения в отношении ООО «Ростовский универсальный порт» проверки.
Протокол составлен до момента вызова представителя общества на составление: дата составления Протокола - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно нарушены права общества на защиту своих прав и интересов.
Таким образом, Черпоморо-Азовское морское управление Росприроднадзора незаконно осуществило внеплановую выездную проверку, нарушило процедуру привлечения в рамках дела об административных правонарушениях, и следовательно незаконно привлекло общество к административной ответственности.
Заявитель просит суд отменить постановление Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора №-р/1 IP/2021 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Ростовский универсальный порт".
Представители заявителя ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали.
Представитель административного органа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора на основании доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, жалобу не признал.
Заслушав представителей заявителя, административного органа, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №-р/ПР/2021суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования инициирована внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Ростовский универсальный порт», по адресу: . 42Б . Л.д.28
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки составлен акт №Вн-А/019-1020, в ходе которой выявлен ряд нарушений обязательных требований природоохранного законодательства. Л.д. 36
ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление №-Т/2021 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление составлено и подписано государственным инспектором ФИО6 и вручено представителю ООО «Ростовский универсальный порт» ДД.ММ.ГГГГ л.д. 102
В соответствии с текстом уведомления ООО «Ростовский универсальный порт» извещался о необходимости обеспечить явку представителя на рассмотрение протокола ДД.ММ.ГГГГ в 11-00.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении №-р/ПР/2021 в отношении ООО «Ростовский универсальный порт» по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ. Л.д. 103
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя ООО «Ростовский универсальный порт», извещенного о времени и месте составления протокола надлежащим образом.
ДД.ММ.ГГГГ определением №-р/ПР/2021 назначено место и время рассмотрения дела об административном правонарушении, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ в 11 -00. Копия указанного определения вручена представителю ООО «Ростовский универсальный порт» ДД.ММ.ГГГГ вх.№. л.д.108
ДД.ММ.ГГГГ постановлением №-р/ПР/2021 государственным инспектором Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО6 ООО «Роствоский универсальный порт» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 100 000 руб. л.д.109
Рассматривая доводы жалобы ООО «Роствоский универсальный порт» суд исходит из следующего.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон о защите прав юридических лиц).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона о защите прав юридических лиц государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 1 статьи 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно статьям 9 и 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Аналогичные требования установлены Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 53, в силу пункта 10 которых государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах, указанных в пункте 5 настоящих Правил) и уполномоченными органами (на объектах, указанных в пункте 6 настоящих Правил), а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
При этом в силу части 5 статьи 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В целях регулирования проведения контрольных мероприятий в Российской Федерации в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой Правительство РФ принимает Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Данное Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ
В пункте 1 Постановления № перечислены виды проверок, проведение которых допустимо в 2020 году, а именно в подпункте “в” пункта 1 Постановления № указано что в 2020 году проводятся в том числе: внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В подпункте “б" пункта 7 Постановления № установлено, что возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления”.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В отношении ООО «Ростовский универсальный порт» была проведена внеплановая выездная проверка на основании Распоряжения Федеральной службы РФ в сфере природопользования №-р от ДД.ММ.ГГГГ (во исполнение поручения заместителя от ДД.ММ.ГГГГ №ВА-П11-1 1039), таким образом доказательств по делу об административном правонарушении получены при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора), суд считает эти доказательства допустимыми и не нарушающими процедуры истребования доказательств по административному делу.
Доводы о том, что в ходе проведения внеплановой проверки инспектором предъявлена лишь копия распоряжения, не свидетельствует о том, что копия распоряжения влечет недействительность распоряжения контролирующего органа.
Судом не принимаются также доводы заявителя о том, что протокол составлен до момента вызова представителя общества на составление: дата составления Протокола - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно нарушены права общества на защиту своих прав и интересов.
В материалах дела имеется протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в котором имеется ссылка на то, что представитель ООО «РУП» на составление протокола не явился, о времени и месте составления протокола уведомлен извещением №-Т/2021 от ДД.ММ.ГГГГ
Из пояснений представителя административного органа следует, что в копии протокола от ДД.ММ.ГГГГ, представленного заявителем имеется описка в дате.
Оценивая представленную копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из того, что указанная копия протокола не заверена надлежащим образом, в представленной копии имеется ссылка на дату подписи государственного инспектора «ДД.ММ.ГГГГ.».
При таком положении суд считает, что дата составления протокола от ДД.ММ.ГГГГ прослеживается и в представленной заявителем копии.
Указанные обстоятельства не свидетельствует о нарушении порядка вынесения протокола об административном правонарушении.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждены изложенные в протоколе об административном правонарушении факты нарушения законодательства в области природоохраны, а также состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Таким образом, у административного органа имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения ООО « Ростовский универсальный порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Административным органом соблюден установленный законом порядок применения административного взыскания и соблюдены положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ООО «Ростовский универсальный порт» был извещен о необходимости прибыть ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 час. в Черноморо-Азовское управление для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ путем вручения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ под роспись.
Протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представителя должностного лица, извещенного надлежащим образом. Ходатайства о переносе даты составления протокола в контролирующий орган не поступали.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РУП», было извещено о месте и времени рассмотрения дела, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии законного представителя должностного лица, надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела. Ходатайство об отложении рассмотрения дел в налоговый орган не поступало. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ получено ООО «РУП» ДД.ММ.ГГГГ, как указывает сам заявитель.
Таким образом, административным органом процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Права ООО «РУП» на участие при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
При таком положении суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса РФ об АП, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы ООО «Ростовский универсальный порт» на постановление Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора 0177/02/63- р/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья –