ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-396/17 от 15.03.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело №12-396/17

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

15 марта 2017 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,

при секретаре Зурнаджян Л.А.,

с участием заявителя С., представителя министерства финансов Амурской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности генерального директора государственного унитарного предприятия Амурской области «А» С. на постановление № *** от 07.02.2017 г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя министра финансов области исполняющий обязанности генерального директора государственного унитарного предприятия Амурской области «А» С. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст.15.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***.

Не согласившись с указанным постановлением, исполняющий обязанности генерального директора государственного унитарного предприятия Амурской области «А» С. обратился в суд с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что с ГУП Амурской области «А» были заключены договоры о предоставлении бюджетных кредитов, из областного бюджета в 2004-2007 годах на оплату закупаемых в централизованном порядке для сельхозтоваропроизводителей области товарно-материальных ресурсов на проведение полевых работ № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года с учетом дополнительных соглашений. Дополнительными соглашениями в данные договоры неоднократно вносились изменения, в том числе, в части сроков погашения бюджетных кредитов. Ежегодно Правительство Амурской области принимало решение о реструктуризации задолженности. Порядок реструктуризации задолженности ГУП Амурской области «А» по бюджетным кредитам, полученным из областного бюджета, причитающейся к погашению в *** году, утвержден постановлением Правительства Амурской области от 07.02.2012 года №50 Постановлением Правительства области от 29.12.2014 № 787 «О графике погашения реструктуризированной задолженности ГУП Амурской области «А» по бюджетным кредитам» определен график погашения реструктуризированной задолженности сроком до 31 декабря 2016 года. В целях выполнения условий реструктуризации и погашения задолженности по бюджетному кредиту ГУП Амурской области «А» платежным поручением от *** года № *** перечислено в областной бюджет на погашение основного долга *** и платежным поручением от *** года № *** перечислено на погашение основного долга ***. Приказом министерства сельского хозяйства Амурской области от *** года № *** на С. возложено исполнение обязанностей генерального директора ГУП Амурской области «А» с *** года. «01» ноября 2012 года правительство Амурской области Постановлением № 613 проведена реорганизация ГУП Амурской области «А» путем выделения из предприятия ГУП Амурской области «***» и ГУП Амурской области «***», в соответствии с разделительным балансом, данным предприятиям были переданы основные средства, в виде движимого и недвижимого имущества, сельскохозяйственное оборудование и земли сельскохозяйственного назначения. После реорганизации предприятие надлежаще выполнять уставную деятельность для получения прибыли в достаточном объеме не имело возможности. ГУП Амурской области «А» в *** году прекратило арендные отношения по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, находящиеся в Завитинской районе. Так же не стало возможности содержать в должном состоянии оборудование, автомобили и предприятие вынужденно было их реализовывать. Таким образом, ГУП Амурской области «А» прекратило выполнять уставную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Кроме того, для содержания недвижимого имущества, оплаты налоговых и обязательных внебюджетных платежей, необходимы денежные средства, которых недостаточно у предприятия и, соответственно, надлежаще выполнить обязательство предприятие не в состоянии. ГУП Амурской области «А» фактически не имеет возможности использовать для осуществления уставной деятельности недвижимое имущество, расположенное в городе ***, с. ***, в установленном законом порядке данное имущество реализовано. Предприятие ещё в *** году практически прекратило выпускать сельскохозяйственную продукцию, которая могла бы приносить доход после реализации. К *** году была продана основная часть сельскохозяйственной техники, машин, дающие возможность производить продукцию. Убытки предприятия каждый год увеличивались, согласно отчета о прибылях и убытках, так *** г. - ***, *** г. - ***, *** г,- ***, *** г. - ***. Полученные денежные средства от реализации движимого и недвижимого имущества были перечислены в областной бюджет на погашение основного долга. ГУП Амурской области «А» проводит работу по взысканию задолженности со сельскохозяйственных производителей, оформляет соглашения с графиком оплаты задолженности. Исполняющий обязанности генерального директора ГУП Амурской области «А» С. приступил к исполнению обязанностей руководителя предприятия в марте *** года, в данный период большая часть имущества (движимого и недвижимого) была реализована, основным источником получения дохода является поступление денежных средств от сельскохозяйственных производителей, которые оплачивают задолженность. Несмотря на это, в *** году предприятие в областной бюджет на погашение основного долга перечислило *** платежным поручением от *** года № ***, кроме того, в течение года ежемесячно производит оплату процентов по бюджетным кредитам, всего на сумму ***. Таким образом, довод о бездействии должностного лица ГУП Амурской области «А» необоснован. Исполняющий обязанности генерального директора ГУП Амурской области «А» С. осуществлял необходимые действия по своевременной оплате процентов и погашение основного долга по бюджетным кредитам. В настоящее время ГУП Амурской области «А» прекратило производить продукцию, оказывать услуги по ремонту оборудования, доход не поступает в необходимом размере, чтобы можно было произвести возврат бюджетного кредита в срок.

Установленный законом 10-дневный срок подачи жалобы заявителем не пропущен.

В судебном заседании заявитель на жалобе настаивал в полном объеме. Дополнительно указал, что *** г. Правительством Амурской области вынесено распоряжение о ликвидации предприятия.

Представитель министерства финансов Амурской области ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого постановления. Суду пояснила, что заявитель, непосредственно обладал всей информацией о материальном и финансовом положении предприятия, и при заключении дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности предприятия по бюджетным кредитам, соответственно полагал, что имеет возможность для погашения задолженности предприятия по бюджетным кредитам, следовательно, тяжелое материальное положение заемщика не является основанием для его освобождения от ответственности в связи с ненадлежащим исполнением принятых обязательств. При этом заявитель не обращался по поводу списания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив с учетом требований ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 15.15 КоАП РФ предусмотрено, что невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 28 БК РФ, к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст.93.2 БК РФ бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от *** г. №***, распоряжениями губернатора Амурской области от *** г. №***, от *** г. №***, от *** г. №***, от *** г. №***, от *** г. №***, от *** г. №***, от *** г. №***, от *** г. №***, от *** г. №***, от *** г. №*** «О предоставлении бюджетного кредита ГУП Амурской области «А» финансовым департаментом администрации Амурской области, в дальнейшем преобразованным в министерство финансов Амурской области, и ГУП Амурской области «А» заключены договоры о предоставлении бюджетного кредита: №*** от *** г. в размере ***, №*** от *** г. в размере ***, №*** от *** г.-***; №*** от *** г.-*** со сроками возврата до *** г., №*** от *** г.-*** со сроками возврата до *** июня и июля *** г.; №*** от *** г.-*** со сроком возврата до *** г.; №*** от *** г. в сумме *** со сроком возврата до *** г.; №*** от *** г. в сумме *** со сроком возврата до ***г.; №*** от *** г., №*** от *** г. в сумме *** со сроком возврата до *** г.; №*** от *** г. в сумме *** со сроком возврата до *** г.

Частью 10 статьи 93.2 Бюджетного кодекса предусмотрена возможность реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту. Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения. Условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

Согласно ст. 414 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Таким образом, существо реструктуризации заключается в замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами ранее, другим обязательством с одновременным прекращением первоначального обязательства, что влечет некоторые правовые последствия, в частности невозможность требовать исполнения первоначального обязательства.

В соответствии со статьей 17 Закона Амурской области от 12.12.2011 № 586-03 «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» между министерством финансов Амурской области и ГУП Амурской области «А» *** г. заключено соглашение о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета в 2004-2007 годах на оплату закупаемых в централизованном порядке для сельхозтоваропроизводителей области товарно-материальных ресурсов на проведение полевых работ. Согласно п.2 настоящего соглашения проведение реструктуризации задолженности должника перед министерством в размере *** осуществляется путем предоставления рассрочки в соответствии со следующим графиком: до *** г. в сумме ***, до *** г. в сумме ***, до *** г. в сумме ***

Пунктом 4 настоящего соглашения установлено, что на остаток задолженности, подлежащей реструктуризации, по бюджетным кредитам, полученным в 2006-2007 г.г., ежемесячно начисляются проценты за пользование средствами областного бюджета в размере 1/20 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Первый процентный период заканчивается в последний день месяца. Каждый последующий процентный период начинается с даты непосредственно следующей за датой окончания предыдущего процентного периода и заканчивается последним днем месяца. Упала процентов производится в дату окончания каждого процентного периода.

*** г. между министерством финансов Амурской области и ГУП Амурской области «А» в лице исполняющего обязанности генерального директора С. на основании постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 г. №787 "О графике погашения реструктуризированной задолженности ГУП Амурской области "А" по бюджетным кредитам" заключено дополнительное соглашение №*** к соглашению от *** г., которым изменена сумма окончательного платежа погашения (выплаты) реструктурированной задолженности на *** г., сторонами определен платеж на указанную дату в сумме ***

В целях выполнения условий реструктуризации и погашения задолженности по бюджетному кредиту ГУП АО «А» платежными поручениями от ***г.***, от ***г.*** перечислено в областной бюджет на погашение основного долга *** и ***

По состоянию на ***г. на момент составления протокола об административном правонарушении, а так же на момент рассмотрения дела об административном правонарушении *** г. за ГУП Амурской области «А» числится просроченная задолженность в сумме ***

Приказом министерства сельского хозяйства Амурской области от *** года № *** на С. возложено исполнение обязанностей генерального директора ГУП АО «А» с ***г..

В соответствии с п.7.3 Устава ГУП АО «А» трудовой договор с руководителем предприятия заключается на срок 5 лет.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2007 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия.

На основании Устава Предприятия руководитель государственного унитарного предприятия, действуя на основе единоначалия, самостоятельно решает вопросы руководства текущей деятельностью Предприятия, отнесенные к его компетенции законодательством Российской Федерации и Амурской области; контролирует работу; несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные Предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества Предприятия.

Представленные заявителем документы о финансово-хозяйственной деятельности Предприятия и его как директора Предприятия в совокупности не позволяют суду сделать вывод о том, что С. приняты исчерпывающие меры для исполнения предусмотренных соглашением о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета в 2004-2007 годах, и заключенного дополнительного соглашения №*** от *** г. по уплате реструктуризированной задолженности по бюджетным кредитам и процентов за пользование им.

В материалах дела не имеется документов, подтверждающих принятие всех необходимых мер и выполнение надлежащим образом обязанностей директором Предприятия, по имеющимся договорам о предоставлении Предприятием кредитов иным организациям из вышеуказанного бюджетного кредита, не представлены документы, подтверждающие проведение необходимой работы по участию Предприятия в процедурах банкротства должников Предприятия, осуществление деятельности Предприятия в соответствии с предметом его деятельности по привлечению и эффективному использованию финансовых и материальных ресурсов для реализации целевых программ, проектов, мероприятий АПК, контролю и координации деятельности участников проектов в сфере АПК.

Из Устава Предприятия следует, что Предприятие помимо поддержки сельскохозяйственного производства, финансового лизинга, осуществляет и иные виды деятельности, в частности предоставление услуг в области лесозаготовок, предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и других зеленых насаждений, розничную торговлю алкогольными и другими напитками, производство строительных металлических изделий, обработка металлов и нанесение покрытий на металлы и другие виды деятельности, от которой Предприятие также могло получать доходы.

При этом, как следует из материалов дела, пояснений представителя министерства финансов Амурской области в ходе рассмотрения настоящей жалобы заявитель также не обращался по поводу списания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет. Напортив, заявитель, непосредственно обладая всей информацией о материальном и финансовом положении предприятия, заключил дополнительное соглашение о погашении реструктурированной задолженности предприятия по бюджетным кредитам, соответственно полагал, что имеет возможность для погашения задолженности предприятия по бюджетным кредитам, несмотря на тяжелое материальное положение заемщика.

В соответствии со ст.47.2 БК РФ решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи. Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Списание (восстановление) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором доходов бюджета на основании решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Исследовав все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица, поскольку вина исполняющего обязанности генерального директора государственного унитарного предприятия Амурской области «А» С. в невозврате реструктуризированной задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным юридическому лицу, установлена и доказана.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № *** от 07.02.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности генерального директора государственного унитарного предприятия Амурской области «А» С. оставить без изменения, а жалобу С.-без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда Н.З. Кургунова