Дело №12-396/2018
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2018 года г.Бийск
Судья Бийского городского суда Алтайского края Курносова А.Н., с участием помощника прокурора города Бийска Луниной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе генерального директора ОАО «ДСУ-1» Озерного АВ на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 от 3 августа 2018 года № 4-1801-18-ППР/343/2, которым
Озерной АВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по месту жительства: <адрес>, фактически проживающий по адресу: <адрес>, работающий генеральным директором ОАО «ДСУ-1»,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
12 июля 2018 года прокурором города Бийска Алтайского края составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица- генерального директора ОАО «ДСУ-1» ФИО2, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 июля 2018 года ОАО «ДСУ-1» осуществляет деятельность по строительству, имеет штат работников в количестве 199 человек. По условиям трудовых договоров, заключенных с работниками, работникам установлены выплаты заработной платы: аванс- 29 числа текущего месяца, заработная плата- 15 числа следующего месяца. Администрацией ОАО «ДСУ-1», в нарушение ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанность по выплате заработной платы за февраль 2018 года в размере 2001 тыс. руб. 178 работникам была исполнена по истечении 1 дня с момента, установленного законом- 16 марта 2018 года, за март 2018 года в размере 1679 тыс. руб. по истечении 42 дней- 25 мая 2018 года, за апрель 2018 года в размере 1746 тыс. руб. по истечении 10 дней- 25 мая 2018 года, за май 2018 года в размере 4052 тыс. руб. по истечении 4 дней- 19 июня 2018 года. Тем самым должностное лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 от 3 августа 2018 года № 4-1801-18-ППР/343/2 директор ОАО «ДСУ-1» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
В жалобе, поступившей в Бийский городской суд Алтайского края, генеральный директор ОАО «ДСУ-1» ФИО2 просит об изменении постановления и замене назначенного наказания в виде административного штрафа предупреждением, указывая, что должностным лицом не учтены конкретные обстоятельства по делу, позволяющие назначить более мягкое наказание.
В судебное заседание лицо- в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- генеральный директор ОАО «ДСУ-1» ФИО2, не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие первого.
Защитник генерального директора ОАО «ДСУ-1» ФИО2- Пучкова Е.С., жалобу поддержала, суду дала аналогичные пояснения. Дополнительно пояснила, что к участию в деле в качестве потерпевшего не был привлечен ТМЕ, который не опрошен по обстоятельствам совершенного административного правонарушения и нарушения его прав, как работника предприятия.
Должностное лицо- государственный инспектор Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в судебном заседании с жалобой ФИО2 не согласился, просил постановление о назначении генеральному директору ОАО «ДСУ-1» ФИО2 административного наказания оставить без изменения, ссылаясь на доказанность его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности. Также пояснил, что при назначении административного назначения были учтены конкретные обстоятельства по делу, основания для назначения наказания в виде предупреждения отсутствовали.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Заслушав защитника Пучкову Е.С., должностное лицо ФИО1, помощника прокурора города Бийска Лунину Н.В., изучив материалы дела по жалобе и дело об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
В силу ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения может выражаться в действиях или бездействии, которые направлены на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно ч.ч. 3 и 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В судебном заседании установлено, что прокурором города Бийска 20 июня 2018 года было принято решение о проведении проверки соблюдения требований трудового законодательства ОАО «ДСУ-1». По результатам проверки 6 июля 2018 года составлен Акт проверки соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их должностными лицами.
Так, ОАО «ДСУ-1» зарегистрировано по адресу: <адрес>, осуществляет свою деятельность по строительству, имеет штат работников в количестве 199 человек.
Согласно условиям трудовых договоров, заключенных работниками с ОАО «ДСУ-1», работникам установлены следующие сроки выплаты заработной платы: аванс- 29 числа текущего месяца, заработная плата- 15 числа следующего месяца.
Таким образом, заработная плата за февраль 2018 года подлежала выплате работникам ОАО «ДСУ-1» в полном объеме не позднее 15 марта 2018 года, за март 2018 года- не позднее 13 апреля 2018 года, за апрель 2018 года- не позднее 15 мая 2018 года, за май 2018 года- не позднее 15 июня 2018 года.
Однако, обязанность по выплате заработной платы за февраль 2018 года в размере 2001 тыс. руб. 178 работникам была исполнена по истечении 1 дня с момента, установленного законом,- 16 марта 2018 года, за март 2018 года в размере 1679 тыс. руб. по истечении 42 дней- 25 мая 2018 года, за апрель 2018 года в размере 1746 тыс. руб. по истечении 10 дней- 25 мая 2018 года, за май 2018 года в размере 4052 тыс. руб. по истечении 4 дней- 19 июня 2018 года.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ни при возбуждении дела об административном правонарушении прокурором города Бийска, ни при его рассмотрении не представлено документов, подтверждающих принятие генеральным директором ОАО «ДСУ-1» своевременных, исчерпывающих и действенных мер по соблюдению законодательства о труде в части соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Факт совершения генеральным директором ОАО «ДСУ-1» ФИО2 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 июля 2018 года; решением прокурора города Бийска о проведении проверки соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их должностными лицами от 20 июня 2018 года; актом проверки соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их должностными лицами от 6 июля 2018 года; объяснением генерального директора ОАО «ДСУ-1» ФИО2; срочным трудовым договором № 132 от 2 февраля 2018 года; списком перечисляемой а банк зарплаты от 16 марта 2018 года; платежным поручением № 417 от 16 марта 2018 года; списком перечисляемой в банк зарплаты от 30 марта 2018 года; платежным поручением № 590 от 30 марта 2018 года; списком перечисляемой в банк зарплаты от 25 мая 2018 года; платежным поручением № 971 от 25 мая 2018 года; списком перечисляемой в банк зарплаты от 19 июня 2018 года; платежным поручением № 182 от 19 июня 2018 года; приказом от 22 июня 2018 года № 101-А о вступлении в должность генерального директора; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении генерального директора ОАО «ДСУ-1» к исполнению своих публично-правовых обязанностей работодателя, возложенных на него трудовым законодательством, и к интересам работников, которым государством гарантируется создание условий беспрепятственного и своевременного получения заработной платы удобным для них способом.
Таким образом, указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу норм права, закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа указаны в ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, согласно ч. 2 данной статьи в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 5 июля 2018 года генеральный директор ОАО «ДСУ-1» ФИО2 был уведомлен помощником прокурора города Бийска МРА о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 июля 2018 года было составлено в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- ФИО2
31 июля 2018 года состоялось рассмотрения административного материала по существу с вынесением постановления о назначении административного наказания. При рассмотрении дела генеральный директор ОАО «ДСУ-1» ФИО2 не присутствовал (просил рассмотреть дело в его отсутствие), копию которого он получил 14 августа 2018 года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок привлечения генерального директора ОАО «ДСУ-1» ФИО2 к административной ответственности нарушен не был.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Санкция ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Оснований для признания назначенного генеральному директору ОАО «ДСУ-1» ФИО2 административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
В силу ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имеются обязательные для назначения наказания в виде предупреждения условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более того, установленные обстоятельства совершения правонарушения не исключают причинение ущерба (вреда) работникам предприятия, которым заработная плата была выплачена несвоевременно, в том числе морального вреда (ст. ст. 3, 21, 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, считаю назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному. В рассматриваемом случае генеральным директором не представлены доказательства и при рассмотрении жалобы не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что имеются какие-либо основания для признания назначенного штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению правонарушителя.
Допущенные должностным лицом нарушения, при изложенных обстоятельствах дела, являются грубыми, направленными против целей законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.
Обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, изменение назначенного вида административного наказания не влекут, поскольку назначенное административное наказание генеральному директору ОАО «ДСУ-1» ФИО2 определено в пределах санкции ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не является максимальной мерой данного вида наказания, соответствует тяжести совершенного административного правонарушения и направлено на достижение целей, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом учитываю, что в результате допущенного нарушения были неоднократно нарушены права значительного количества работников предприятия.
Являются несостоятельными доводы о не привлечении к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевших работников, чьи трудовые права на получение заработной платы в полном объеме были нарушены.
Как следует из представленных материалов, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «ДСУ-1» явилось неисполнение требований законодательства об оплате труда на предприятии, выявленное прокуратурой города Бийска в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в отношении указанного юридического лица.
В рамках данного дела не рассматривался вопрос о нарушении трудовых прав конкретных работников, обратившихся с заявлением в прокуратуру или Государственную инспекцию труда.
Работники предприятия, по факту нарушения законодательства о труде в отношении которых генеральный директор ОАО «ДСУ-1» ФИО2 привлекается к административной ответственности, в прокуратуру не обращались, не заявляли о нарушении своих прав, а также не ходатайствовали о привлечении к участию в деле в качестве потерпевших. Наличие в административном материале срочного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «ДСУ-1» и ТМЕ, не свидетельствует об обратном, доказательства обращения последнего с какой либо жалобой отсутствуют. Указанный срочный трудовой договор лишь доказывает факт нарушения должностным лицом сроков выплаты заработной платы, установленных договором.
Кроме того, не привлечение работников, в отношении которых были допущены нарушения трудового законодательства, к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевших не нарушило процессуальные права генерального директора ОАО «ДСУ-1» ФИО2, как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Данные обстоятельства не являются существенным нарушением процессуальных требований, влекущим безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении генерального директора ОАО «ДСУ-1» ФИО2 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления государственного инспектора труда, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных доказательств и несогласию с выводами должностного лица о мере назначенного административного наказания.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 от 3 августа 2018 года № 4-1801-18-ППР/343/2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАО «ДСУ-1» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу генерального директора ОАО «ДСУ-1» Озерного АВ - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н.Курносова