Дело № 12-396/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Тверь 22 октября 2020 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Иванов Д.А.,
с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,
ее защитника Каюкова Д.А.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 № 069/04/.31-250/2020 от 16.07.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении контрактного управляющего, главного специалиста-эксперта отдела развития видов спорта и проведения спортивных мероприятий Комитета по физической культуре и спорту Тверской области ФИО1,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 № 069/04/.31-250/2020 от 16.07.2020 г. контрактный управляющий, главный специалист-эксперт отдела развития видов спорта и проведения спортивных мероприятий Комитета по физической культуре и спорту Тверской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Как указано в постановлении о назначении административного наказания и постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение положений ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и п.п. «н» п. 2, п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» Комитетом по физической культуре и спорту Тверской области пятидневные сроки направления документов в Федеральное казначейство о приемке оказанных услуг по государственному контракту от 01.01.2019 г. № об оказании услуг местной телефонной связи не соблюдались. Так, по государственному контракту от 01.01.2019 № об оказании услуг местной телефонной связи, заключенному с <данные изъяты>, Комитетом по физической культуре и спорту Тверской области акт приемки оказанных услуг от 30.09.2019 № направлен в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, только 09.04.2020 г. Приказом председателя Комитета от 19.12.2011 № «О кадрах» ФИО1 принята на государственную гражданскую службу Тверской области и назначена на должность государственной гражданской службы Тверской области главного специалиста-эксперта отдела развития видов спорта и проведения спортивных мероприятий Комитета по физической культуре и спорту Тверской области с 21.12.2011. Приказом председателя Комитета от 20.09.2018 № «О назначении контрактных управляющих Комитета по физической культуре и спорту Тверской области и распределении обязанностей между контрактными управляющими» ФИО1 назначена контрактным управляющим и в соответствии с распределением обязанностей между контрактными управляющими Комитета на нее в том числе возложена обязанность по размещению в единой информационной системе в сфере заказов отчетов, содержащих информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта. В соответствии с п. 12 должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела развития видов спорта и проведения спортивных мероприятий Комитета ФИО1 несет персональную ответственность за размещение государственного заказа для нужд Комитета, осуществляет контроль за выполнением плана-графика закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области. Пунктом 15 должностного регламента установлено, что главный специалист-эксперт Комитета несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. При таком положении ФИО1 18.10.2019 г. по месту исполнения своих должностных обязанностей: <...>, допущено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 принесла на него жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, указывая, что с учетом разъяснений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и соответствующих правовых позиций Конституционного Суда РФ допущенное ею правонарушение допустимо признать малозначительным. Содеянное не привело к ограничению конкуренции, не повлекло вредных последствий, не нанесло существенного вреда охраняемым государством интересам, жалоб от участников закупки не поступало, их права нарушены не были. Полагает, что уже самим фактом возбуждения дела об административном правонарушении достигнуты предупредительные функции, закрепленные ст. 3.1 КоАП РФ. Размер штрафа применительно к рассматриваемому правонарушению носит несоразмерный и карательный характер, отягчающих обстоятельств при рассмотрении дела установлено не было, умысла на сокрытие информации ФИО1 не имела, ранее таких ошибок не допускала, к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалась. Правонарушение можно расценить, как неосторожное, вызванное большой служебной нагрузкой. Сумма штрафа ввиду наличия у нее кредитного обязательства и размера заработной платы ставит ее семью в затруднительное финансовое положение.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Пояснила, что контракт на оказание услуг телефонной связи являлся специфическим, подразумевал размещение ежемесячно двух актов об оказании услуг – местной телефонной связи и ЦСИО ОГВ. Акт за оказание услуг специальной связи за сентябрь 2019 г. своевременно размещен не был, только информация о его оплате. О нарушении узнала в апреле 2020 г., когда сдавался бухгалтерский отчет Комитета. Уплачивать штраф в размере 20 000 рублей за неразмещение акта, стоимость услуг по которому составляет <данные изъяты> рублей, полагает нецелесообразным. Имеет высокую служебную нагрузку. Вину в совершении правонарушения не оспаривает.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Каюков Д.А. в судебном заседании поддержал доводы жалобы и пояснения ФИО1, просил жалобу удовлетворить.
Представитель УФАС по Тверской области в судебное заседание не явился, письменным ходатайством просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель прокуратуры Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ее защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Ст. 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В силу п. 13 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр контрактов включается, в том числе, документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Как следует из ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация, указанная в п. 13 ч. 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с ч. 6 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «к» и «н» п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» в реестр контрактов включаются следующие информация и документы, установленные ч. 2 ст. 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, а также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товара, работы, услуги, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций); документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).
В соответствии с п. 12 указанных Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта (исполнения (расторжения) контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг) – информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л» и «н» п. 2 настоящих Правил.
Факт совершения контрактным управляющим, главным специалистом-экспертом отдела развития видов спорта и проведения спортивных мероприятий Комитета по физической культуре и спорту Тверской области ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ и ее вина в нем подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.07.2020 г. в котором указано событие правонарушения (л.д. 71-76);
- объяснениями ФИО1 от 02.07.2020 г. в которых она вину в совершении правонарушения не оспаривает (л.д. 77);
- копией приказа Комитета по физической культуре и спорту Тверской области № от 19.12.2011 г., которым ФИО1 назначена на должность главного специалиста-эксперта отдела развития видов спорта и проведения спортивных мероприятий указанного Комитета (л.д. 78);
- копией приказа Комитета по физической культуре и спорту Тверской области № от 20.09.2018 г., которым ФИО1 назначена контрактным управляющим названного Комитета. Согласно п. 3.7 приложения № 1 к данному приказу ФИО1 размещает в единой информационной системе для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, информацию об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (л.д. 81-85);
- копией должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела развития видов спорта и проведения спортивных мероприятий Комитета по физической культуре и спорту Тверской области, с которым ФИО1 ознакомлена 21.12.2011 г. Согласно должностному регламенту, замещаемая ФИО1 должность относится к старшей группе должностей категории «специалисты». В соответствии с п. 12 регламента главный специалист-эксперт осуществляет работу по cбору и анализу информации по закупке товаров, работ и услуг для нужд Комитета, подведомственных учреждений по установленным формам в рамках государственного заказа; несет персональную ответственность за размещение государственного заказа для нужд Комитета и подведомственных учреждений; осуществляет контроль за выполнением плана-графика закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области; закупками подведомственных учреждений в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 15 регламента главный специалист-эксперт несет ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей, за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности (л.д. 87-94);
- копией государственного контракта № от 01.01.2019 г. об оказании услуг местной телефонной связи, заключенного между <данные изъяты> и Комитетом по физической культуре и спорту Тверской области. Согласно п. 4.5.3 контракта оплата оказанных услуг телефонной связи производится Комитетом ежемесячно в месяце, следующем за месяцем оказания услуг, на основании выставленного Обществом счета, который является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах Комитета. В соответствии с п. 4.6 контракта по факту предоставления услуг телефонной связи Общество ежемесячно выставляет комитету акты выполненных работ (оказанных услуг) до 5 числа месяца, следующего за расчетным. Как следует из п. 4.8 контракта Комитет избрал следующую форму расчетов за услуги связи – на основании выставленного Обществом счета посредством безналичных расчетов путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества по банковским реквизитам, указанным в счете на оплату услуг телефонной связи. Согласно п. 6.1 контракта, срок его действия установлен в один финансовый год – с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. (л.д. 95-98);
- копией акта № от 30.09.2019 г., из которого усматривается, что <данные изъяты> оказало Комитету по физической культуре и спорту Тверской области на основании государственного контракта № от 01.01.2019 г. услуги по пользованию линией для предоставления доступа к ЦСИО ОГВ, абонентская плата за которые составила <данные изъяты> рублей. Названный акт имеет подписи представителей исполнителя и заказчика, заверенные соответствующими печатями (л.д. 100);
- информацией от 09.04.2020 г. об исполнении (о расторжении) контракта № от 01.01.2019 г., согласно которой акт о приемке выполненных работ № подписан заказчиком 11.10.2019 г. (л.д. 104-106) и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Совершенное ФИО1 бездействие верно квалифицировано по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ при принятии постановления о назначении административного наказания, влекущих его отмену, по делу не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность и наличия смягчающего, должностное лицо, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и с учетом общих правил назначения наказания назначила ФИО1 административное наказание, являющееся в рассматриваемом случае безальтернативным.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что при назначении наказания ФИО1 должностным лицом было установлено не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, но и верно не усмотрено оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы о высокой служебной нагрузке, наличии кредитного обязательства и об отсутствии общественно-опасных последствий в результате совершенного правонарушения не могут служить основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности.
Совершенное ФИО1 административное правонарушение, полагаю, не может быть признано малозначительным с учетом характера правонарушения, посягающего на эффективность и результативность осуществления закупок, обеспечение гласности, прозрачности их проведения, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Кроме того, привлечение к административной ответственности за совершение данного правонарушения не связано с причинением вреда, наступлением каких-либо последствий или стоимостью услуг, информация о которых подлежит включению в реестры контрактов.
С учётом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 № 069/04/.31-250/2020 от 16.07.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении контрактного управляющего, главного специалиста-эксперта отдела развития видов спорта и проведения спортивных мероприятий Комитета по физической культуре и спорту Тверской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Д.А. Иванов
Дело № 12-396/2020