РЕШЕНИЕ
с. Новая Усмань 21 декабря 2021 года
Судья Новоусманского районного суда Воронежской области Панченко Л.А.,
с участием представителя ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1, действующего на основании доверенности № 41 от 18.06.2021,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес>, гражданина РФ, по жалобе ФИО2 на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1 № 104 от 20.05.2021,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1 № 104 от 20.05.2021 ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей в связи с тем, что 06.05.2021 в 16 часов 35 минут он нарушил режим особо охраняемой территории ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», выразившееся в том, что осуществлял проезд и стоянку вне дорог общего пользования на автомобиле «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, в квартале № 37 Сомовского лесничества Новоусманского района Воронежской области. В указанном месте земельных участков во владении, пользовании или собственности не имеет, производственную деятельность не осуществляет.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене указанного постановления от 20.05.2021. В обоснование жалобы заявитель указал, что 06.05.2021 около 16 часов он двигался на своем автомобиле «<данные изъяты>» по дорогам общего пользования в п. Маклок Новоусманского района, с целью прибытия на базу отдыха. В том месте, где его остановил инспектор, а также на протяжении всего маршрута каких-либо знаков, запрещающих проезд, определенных ПДД РФ, не было. Каких-либо доказательств, подтверждающих его вину в совершении административного правонарушения, в материалах административного дела не содержится.
В судебное заседание ФИО2 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом, в жалобе им было заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2
Представитель ФГБУ ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» ФИО1 возражает против удовлетворения жалобы, считает постановление № 104 от 20.05.2021 законным и обоснованным, доводы ФИО2 противоречащими фактическим обстоятельствам совершения административного правонарушения.
Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы и возражения на нее, выслушав представителя ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» ФИО1, судья пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 названного Федерального закона создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Как следует из ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 года N 336 "О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР" образован республиканский государственный природный заказник "Воронежский".
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р государственный природный заказник "Воронежский" приобрел статус заказника федерального значения и передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 142 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский".
Согласно п.п. 16 п. 3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский", утвержденного приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 N 142 на территории заказника запрещаются: проезд и стоянка автомототранспортных средств вне дорог общего пользования (кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по выполнению задач, предусмотренных разделом II настоящего Положения, проездом автотранспортных средств землевладельцев, землепользователей и собственников земель к участкам, находящихся в их владении, пользовании или собственности и расположенных в границах заказника, а также с осуществлением производственной деятельности в соответствии с настоящим Положением);
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д.
Как усматривается из материалов дела, 06.05.2021 в 16 часов 35 минут ФИО2 на территории государственного природного заказника федерального значения «Воронежский», допустил административное правонарушение, выразившееся в нарушение режима особо охраняемой природной территории ГПЗФЗ «Воронежский», а именно в нарушении ст. 24 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях», п.п. 16 п. 3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский", утвержденного приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 N 142, осуществлял проезд и стоянку вне дороги общего пользования на автомобиле «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № в квартале № 37 Сомовского лесничества Новоусманского района Воронежской области. В указанном месте земельных участков во владении, пользовании или собственности не имеет, производственную деятельность не осуществляет.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и виновность ФИО2 в совершении данного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 000007 от 06.05.2021 (л.д.17), актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 136 от 11.05.2021 (л.д.20-23), планом – схемой ГПЗФЗ «Воронежский» (л.д.26), фотоматериалом (л.д. 27), иными материалами дела.
Оценив указанные выше доказательства, в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к правильному выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.39 КоАП РФ.
Доводы заявителя о нарушениях, допущенных должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, суд считает несостоятельными. Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом в присутствии ФИО2, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя в жалобе на отсутствие запрещающих знаков, предусмотренных ПДД РФ, основана на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку ПДД РФ, в том числе Приложения N 1 и N 2 дорожных знаков и разметки к ним, распространяют свое действие на земли либо поверхности искусственных сооружений, специально обустроенные или приспособленные для движения транспортных средств (дороги). Поскольку территория ГПЗФЗ «Воронежский» относится к особо охраняемым природным территориям, и специально не предназначена для движения транспортных средств, действие ПДД РФ на нее не распространяется, а въезд, передвижение и размещение транспортных средств на ней регулируется нормативно-правовыми актами об особо охраняемых природных территориях.
Вопреки доводам жалобы сведения о границах территории заповедника являются общедоступными, указаны в приложении к Положению о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский", дополнительно установлены стенды с информационными таблицами, в связи с чем, должностное лицо правильно пришло к выводу о доказанности вины ФИО2 в совершении административного правонарушения в особо охраняемой природной территории.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не является основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Действия ФИО2 правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.39 КоАП РФ.
Мера наказания в виде штрафа назначена ФИО2 в пределах санкции соответствующей статьи, с учетом обстоятельств, влияющих на степень ответственности правонарушителя, в минимально возможном размере.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Порядок привлечения ФИО2 к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права при составлении материалов и рассмотрении дела главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО1 не усматривается, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления постановление № 104 от 20.05.2021 главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1, а оснований для удовлетворения жалобы ФИО2 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление № 104 от 20.05.2021 главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: Л.А. Панченко
1версия для печатиДело № 12-396/2021 (Решение)