ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-397/19 от 08.05.2019 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№12-397/2019

РЕШЕНИЕ

08 мая 2019 года

Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Гареева Л.Ф., рассмотрев жалобу ФИО2, на постановление № ВУ-ПС-033-2019 начальника Отдела инспекции в ... межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от < дата > по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № ВУ-ПС-033-2019 начальника Отдела инспекции в ... межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от < дата > ведущий инженер по радиационной безопасности АО НПФ «Геофизика» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.6 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.

Будучи несогласным с данным постановлением, ФИО2 обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ведущего инженера по радиационной безопасности АО НПФ «Геофизика» ФИО2 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержал, просил постановление № ВУ-ПС-033-2019 начальника Отдела инспекции в ... межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от < дата > отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ведущего инженера по радиационной безопасности АО НПФ «Геофизика» ФИО2 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что выводы, указанные в Протоколе являются неверными, состав административного правонарушения в его действиях отсутствует. Также просил учесть те обстоятельства, что на его иждивении находятся супруга ФИО1 и малолетний ребенок-инвалид дочь Элиза (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), размер должностного оклада на настоящее время составляет 17 500 рублей.

Защитник ФИО2- Денисов А.В., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, повторил доводы жалобы, просил постановление № ... начальника Отдела инспекции в ... межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от < дата > отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ведущего инженера по радиационной безопасности АО НПФ «Геофизика» ФИО2 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Отдела инспекции в ... межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - ФИО5 действующая на основании доверенности от < дата >, постановление № ... от < дата > считала законным, просила оставить без изменения.

В соответствии с ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Изучив и оценив материалы административного производства, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из положений п.1 ст.1.1 КоАП РФ следует, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений ч.ч.1, 2 ст.1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится: в том числе установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и т.д.

В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 23.33 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.6 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие функции по кон­тролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.2006 N 412 «О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляю­щих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регули­рование безопасности при использовании атомной энергии» установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государствен­ное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях яв­ляются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоя­тельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 2 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения админи­стративного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 9.6 КоАП РФ, состоит в нарушении установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования.

Федеральный закон от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее - Федеральный закон №170-ФЗ) определяет правовую основу и принципы регулирования отно­шений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укрепле­нию международного режима безопасного использования атомной энергии.

Согласно ст. 6 Федерального закона №170-ФЗ федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии-нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.

Нормы и правила в области использования атомной энергии разрабатываются и утвер­ждаются в порядке, установленном Правительством РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии. Федеральные нормы и правила являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

Пунктом 15 НП-067-16 «Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и ра­диоактивных отходов в организации» определено:

В организации должно быть разработано Положение (инструкция) (далее по тексту Положение), которое утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации). В данном Положении следует определить: перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;

структуру и состав персонала, занятого учетом и контролем, в том числе функции центра­лизованной службы по учету и контролю РВ и РАО и распределение ответственности и обязан­ностей за учет и контроль РВ и РАО в организации; типы учетных единиц РВ и РАО в организации;

порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО, в том числе при:

приемке и передаче РВ и РАО (от других организаций и внутри организации между под­разделениями);

изготовлении РВ, образовании РАО;

переводе из одной категории в другую (РВ, РАО) или из одной системы учета в другую (СГУК РВ и РАО, СГУК ЯМ);

завершении технологических операций с РВ и РАО;

технологических потерях РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической дея­тельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);

истечении назначенного срока службы ЗРИ, срока эксплуатации изделий с РВ; утере РВ и/или РАО, обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ и/или РАО; снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых или снижении актив­ности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями от­несения отходов к радиоактивным;

сведения об организации, системы измерений РВ и РАО; сведения о мерах контроля доступа и СКД к РВ и РАО, в том числе: об административно-технических мерах по ограничению доступа к РВ и РАО; о порядке применения СКД в целях учета и контроля РВ и РАО; о порядке действий в случае индикации СКД несанкционированного доступа; перечень и формы учетных и отчетных документов в организации, порядок ведения учет­ных документов, в том числе:

перечень учетных документов, которые ведутся в организации;

порядок и сроки подготовки и предоставления отчетных документов от подразделений ор­ганизаций в пентратизованную службу, перечень и формы таких отчетных документов; порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;

сроки хранения учетных документов;

порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю, в том числе:

список лиц, которым поручей административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требо­ваний по учету и контролю РВ и РАО;

порядок документального оформления результатов административного контроля выпол­нения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного кон­троля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

порядок расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО: порядок действий работника при обнаружении нарушений и аномалий; порядок проведения расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО; порядок информирования и отчетности по фактам нарушений и аномалий в учете и кон­троле РВ и РАО;


порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО, в том числе организация процесса подготовки, поддержания квалификации, проверки знаний работ­ников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО, и должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации;

порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО, в том числе: периодичность проведения инвентаризаций; порядок подготовки к проведению инвентаризации; порядок проведения инвентаризации; порядок оформления результатов инвентаризации;

При наличии в организации отдельных документов, в которых отражены вопросы, ука­занные в настоящем пункте (например, отдельный документ по проведению инвентаризации РВ и РАО), допускается указание в Положении ссылок на соответствующие документы.

Из пункта 16 НП-067-16 «Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» следует, что требования и процедуры, установленные в Положении и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установ­ленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. Положе­ние должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Положения по учету и кон­тролю для РВ и для РАО могут быть разработаны в виде отдельных документов.

Из жалобы ФИО2 следует, что в АО ПНФ «Геофизика» в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" НП-067-16, утв. Приказом Ростехнадзора от 28.11.2016 №503 разработана "Инструкция по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в АО НПФ "Геофизика", утв. 01.03.2019, И7.5.1-420-003-19 которая устанавливает порядок по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при обращении с ними.

Работы по проведению инвентаризации в АО НПФ «Геофизика» проводятся в соответствии с выполнением всех требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, которые установлены разделом VIII федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" НП-067-16, утв. ‘Приказом Ростехнадзора от 28.11.2016 №503, а именно:

- приказом директора АО НПФ «Геофизика» №ПО-18.409/8 от 09.10.2018 г. назначена комиссия по инвентаризации радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проверки правильности ведения учета и хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- ежегодно проводится плановая инвентаризация, результаты которой сдаются в установленные законодательством сроки в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан в виде отчета, о чем свидетельствует исходящее письмо в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан №18.3945 от 22.10.2018 г.;

- составлен внутренний акт проведения инвентаризации №238801 от 22.10.2018 г., подписанный членами комиссии по инвентаризации радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Порядок пересмотра нормативно-правовой документации АО НПФ «Геофизика» содержится в отдельном документе - Инструкции И4.2.3-520-001-05 «Порядок управления документами», которая распространяет свое действие, в том числе, и на «Инструкцию по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в АО НПФ Геофизика» И7.5.1-420-003-19.

Однако, исходя из вышесказанного, в Положении не даны ссылки на соответствующие документы, в которых отражены вопросы по инвентаризации РВ и РАО, отдельно разработан­ные документы по учету и контролю РВ и РАО (соответствующие требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии) отсутствуют.

Присутствующий при рассмотрении дела об административном правонарушении ведущий инженер АО НПФ «Геофизика» ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не призна.

Вина ведущего инженера АО НПФ «Геофизика» ФИО2 подтверждается:

- Протоколом об административном правонарушении № ... от < дата >;

- Копией приказа о назначении на должность ...-к от < дата >;

- Копией приказа № ПО-19.037 от < дата > «О назначении ответственных лиц по радиационной безопасности», из которой следует, что ФИО2 назначен ответственным за учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.;

- Копией приказа № ПО-228.235 от < дата > «О назначении ответственных лиц»;

- Копией должностной инструкции ведущего инженера по радиационной безопасности ДИ420.0435-19 (приложение 4 ПОЛОЖЕНИЯ О службе промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды (420)» П420.0100-19), утвержденной директором < дата >;

- Копией «Инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в АО НПФ «Геофизика» И7.5.1-420-003-19, утвержденной и введенной в действие по предприятию директором предприятия < дата >.

Оснований сомневаться в объективности указанных документов не имеется.

Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотрен­ного ч.2 ст. 9.6 КоАП РФ, подтвержден совокупностью представленных доказательств.

Оценив имеющиеся в деле материалы в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.6 КоАП РФ.

Срок давности, привлечения лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

Каких-либо существенных нарушений норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, не допущено, в связи, с чем основания для отмены состоявшегося постановления отсутствуют.

Таким образом, ведущим инженером АО НПФ «Геофизика» ФИО2 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования.

Ранее ведущий инженер ФИО2 к административной ответственности органами Ростехнадзора не привлекался.

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выноситсярешениеоб изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Вменяемое правонарушение совершено ведущим инженером по радиационной безопасности АО НПФ «Геофизика» ФИО2 впервые, данное обстоятельство отражено в постановлении надзорного органа, кроме того, на его иждивении находятся супруга ФИО1 и малолетний ребенок-инвалид дочь Элиза (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), размер должностного оклада на настоящее время составляет 17 500 рублей.

Учитывая впервые совершенное административное правонарушение, имущественное положение привлекаемого лица, обстоятельства дела, отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, считаю возможным изменить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ изменить на административный штраф в размере 15000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление № ВУ-ПС-033-2019 начальника Отдела инспекции в Республике Башкортостан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от < дата > по делу об административном правонарушении в отношении ведущего инженера по радиационной безопасности АО НПФ «Геофизика» ФИО2 - изменить, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей изменить на административный штраф в размере 15000 руб.

В остальной части постановление № ВУ-ПС-033-2019 начальника Отдела инспекции в Республике Башкортостан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от < дата > по делу об административном правонарушении - оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья Л.Ф. Гареева