УИД 48RS0001-01-2020-005134-95
Дело № 12-397/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Липецк 12 ноября 2020 года
Судья Советского районного суда г. Липецка Малюженко Е.А., рассмотрев жалобу АО «Липецкая городская энергетическая компания» на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО1 № 301 от 07.09.2020 г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО1 № 301 от 07.09.2020 г. АО «Липецкая городская энергетическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представитель АО «Липецкая городская энергетическая компания» (далее – АО «ЛГЭК») по доверенности ФИО2 обратилась в районный суд с жалобой на него, в которой просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление, поскольку Управлением не был принят во внимание факт того, что АО «ЛГЭК» предпринимало все возможные меры для скорейшего устранения возникшего порыва канализационного коллектора устранения угрозы причинения здоровью граждан, а также окружающей среды. Также задержка извещения Управления о произошедшем порыве произошла в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в РФ (COVID-19), при которой в АО «ЛГЭК» действовал особый порядок выхода на работу сотрудников предприятий, в связи с чем произошла задержка выполнения всех необходимых работ, в том числе по благоустройству территорий г. Липецка. Считает, что распространение новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, что исключает ответственность АО «ЛГЭК» за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях. Кроме того, на момент рассмотрения дела порыв канализационной сети был устранен. То есть на момент вынесения постановления, отсутствовало вменяемое административное правонарушение. С учетом обстоятельств дела Управление вправе было применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить АО «ЛГЭК» от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом фактического отсутствия наступления вредных последствий и отсутствием вменяемого административного правонарушения.
Представитель АО «Липецкая городская энергетическая компания» по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным, дополнив, что АО «ЛГЭК» не прекращало свою деятельность в период эпидемиологической ситуации, однако, сотрудников было недостаточно, чтобы предпринять необходимые меры. Первая заявка об утечке на канализационном коллекторе поступила в АО «ЛГЭК» 21.07.2020 г., порыв был устранен 22.07.2020 г.
Допрошенное в качестве свидетеля в судебном заседании лицо, вынесшее постановление о назначении наказания № 301 от 07.09.2020 г. старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО1 показала, что в Управление 09.07.2020 г. поступило обращение жителей по вопросу скопления сточных вод с неприятным запахом на границе сельского поселения Косыревский сельсовет и ул. Юношеской г. Липецка. Было проведено рейдовое мероприятие, по результатам которого был установлен порыв канализационного коллектора и на поверхности почвы установлено скопление жидкости с характерными признаками сточных вод. 10.07.2020 г. АО «ЛГЭК» было поставлено в известность о произошедшей аварии и оно в течение 3-х часов должно было проинформировать Управление не только об аварии, но и предпринятых мерах по ее устранению. Однако, 10 июля 2020 г. от АО «ЛГЭК» никаких писем не поступало. Несмотря на то, что на территории Липецкой области и действовал определенный режим, однако, он не распространялся на АО «ЛГЭК», поскольку оно является ресурсоснабжающей организацией, деятельность которой является непрерывной. 06.07.2020 г. АО «ЛГЭК» уже было привлечено за аналогичное правонарушение.
Выслушав представителя АО «ЛГЭК», поддержавшего доводы жалобы, допросив свидетелей ФИО4, ФИО1, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По правилам ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дел в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, неизвещение исполнительного органа государственной власти области в сфере экологии и природных ресурсов об аварийной ситуации и предпринимаемых мерах для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды не позднее 3-х часов с момента возникновения аварийной ситуации - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати до восьмидесяти тысяч рублей.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 26 декабря 2002 г. N 167-пс принят и действует на территории Липецкой области Закон Липецкой области от 08 января 2003 г. N 33-ОЗ "Об охране окружающей среды Липецкой области" (далее - Закон Липецкой области об охране окружающей среды).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Липецкой области об охране окружающей среды, юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов, вовлечением их в хозяйственный оборот, а также со всеми видами воздействия на них, на территории области, обязаны извещать управление экологии и природных ресурсов Липецкой области об аварийной ситуации и предпринимаемых мерах для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды не позднее 3-х часов с момента возникновения аварийной ситуации.
Из анализа диспозиции статьи 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, а также положений части 1 статьи 13 Закона Липецкой области об охране окружающей среды, следует, что объективная сторона вышеназванного правонарушения состоит в неизвещении исполнительного органа государственной власти области в сфере экологии и природных ресурсов об аварийной ситуации и предпринимаемых мерах для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды не позднее 3-х часов с момента возникновения аварийной ситуации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Липецкой области об охране окружающей среды, областной государственный экологический надзор осуществляется управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области.
Распоряжением Администрации Липецкой области от 28 мая 2009 г. N 251-р утверждено Положение об управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области, в соответствии с п. 1.1 которого, управление экологии и природных ресурсов Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.07.2020 г. в адрес Управления экологии и природных ресурсов ЛО поступило обращение № 435 от 08.07.2020 г. от Главы сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области по вопросу скопления сточных вод с неприятным запахом на границе сельского поселения Косыревский сельсовет и ул. Юношеской г. Липецка.
09.07.2020 г. заместителем начальника Управления экологии и природных ресурсов ЛО было подписано плановое (рейдовое) задание № 110-р о направлении главного консультанта ФИО4 с представителем экспертной организации ведущим инженером экологической лаборатории ОБУ «Центр экологических проектов» для надзора за соблюдением в сфере охраны окружающей среды, сроком проведения с 9 по 13 июля 2020 г.
10.07.2020 г. составлен акт № 110-р планового (рейдового) осмотра, обследования территории.
10.07.2020 г. ФИО4 в присутствии двух понятых был составлен протокол осмотра территории № 3/72 <...> осмотром было установлено, что:
- на земельном участке по ул. Юношеская г. Липецка (точка с географическими координатами 52°35"53.2"N 39°25"43.8"Е (52.598111, 39.428833)) установлен порыв канализационного коллектора. В месте порыва канализационного коллектора на поверхности почвы установлено скопление жидкости с характерными признаками (запах, цвет) сточных вод;
- на земельном участке в районе <...> (точка с географическими координатами 52°35"59.8"N 39°25"23.3"Е (52.599944, 39.423139)) на поверхности почвы установлено скопление жидкости с характерными признаками (запах, цвет) сточных вод, протекающей по рельефу местности от земельного участка по ул. Юношеской г. Липецка (точка с географическими координатами 52°35"53.2"N 39°25"43.8"Е (52.598111, 39.428833)).
10.07.2020 г. ФИО4 в присутствии понятых и с участием экспертов ОБУ «Центр экологических проектов» составлен протокол взятия проб и образцов № 1/72.
10.07.2020 г. определением № 6/72 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Согласно протоколу ОБУ «Центр экологических проектов» от 14.07.2020 г. сточная вода по ул. Юношеская точка с географическими координатами 52°35"530"N 039°25"439"Е токсична, содержит загрязняющие вещества (протокол от 20.07.2020 г.). Кроме того, по результатам отбора проб верхнего слоя почвы в месте прохождения канализационного коллектора установлено наличие загрязняющих веществ (протокол от 20.07.2020 г.).
О наличии аварийной ситуации АО «ЛГЭК» узнало 10.07.2020 г. в 15 час. 10 мин. из запроса Управления экологии и природных ресурсов ЛО о предоставлении сведений, что подтверждается отчетами о доставке по электронной почте организации.
04.09.2020 г. в отношении АО «ЛГЭК» был составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 4.1 Кодекса ЛО об административных правонарушениях, на составление которого надлежащим образом извещенный представитель привлекаемого лица не явился.
В объяснениях заместителя директора комплекса водоснабжения по водоотведению АО «ЛГЭК» ФИО5 указано, что в начале июля 2020 г. работниками АО «ЛГЭК» была обнаружена утечка на напорном канализационном коллекторе Ду=150 мм в районе «Экопрома» по ул. Юношеской. Работы проводились на действующем коллекторе с применением откачивающих автоцистерн. Порыв устранялся в течение двух дней.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный консультант отдела государственного надзора и работы с обращениями граждан управления экологии и природных ресурсов Липецкой области – государственный инспектор в области охраны окружающей среды Липецкой области ФИО4 указанные выше обстоятельства подтвердил в полном объеме, показав, что он проводил все мероприятия, связанные с поступившим 09.07.2020 г. обращением по поводу не приятного запаха сточных вод на ул. Юношеской г. Липецка. 10.07.2020 г. он выезжал на место и обнаружил большой излив жидкости между с. Косыревка и ул. Юношеской, который попадал в пруд. При этом в месте излива были следы ранее проводимых работ в виде 4-х вбитых колышка, которые обклеены были пленкой, чтобы туда никто не попал. В рамках рассматриваемого дела АО «ЛГЭК» 10.07.2020 г. был направлен запрос, чтобы уточнить, эксплуатирует ли общество трубу, на которой произошел порыв, который был получен в этот же день. При составлении протокола по делу об административном правонарушении инженер АО «ЛГЭК» пояснил, что в начале июля 2020 г. проводились работы по устранению порыва на данном участке, что говорит о том, что общество знало об аварии и предпринимало меры.
Оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО4 у суда нет, перед началом допроса он был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, его показания согласуются с иными доказательствами по делу.
Однако, в нарушение ст. 13 Закона Липецкой области об охране окружающей среды, АО «ЛГЭК» не известило управление экологии и природных ресурсов Липецкой области об аварийной ситуации и предпринимаемых мерах для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды не позднее 3-х часов с момента возникновения аварийной ситуации.
Как следует из ответа АО «ЛГЭК» от 17.07.2020 г. на запрос Управления от 10.07.2020 г. была предоставлена только схема с указанием объектов централизованной системы водоотведения, эксплуатируемых АО «ЛГЭК».
Согласно ответа АО «ЛГЭК» от 03.08.2020 г. в районе земельного участка по ул. Юношеской г. Липецка с географическими координатами 52°35"53.2"N 39°25"43.8"Е (52.598111, 39.428833) проложен напорный коллектор диаметром 150 мм, 1991 года постройки, протяженностью 1540,7 м, который эксплуатируется АО «ЛГЭК» по договору аренды № 46/07 от 01.12.2007 г. По факту обнаружения 19.07.2020 г. и 23.07.2020 г. приняты оперативные меры по устранению аварийной ситуации – замена участков трубопровода.
В соответствии с п. 5.2.2 договора аренды № 46/07 от 01.12.2007 г. арендатор АО «ЛГЭК» обязан в случае аварий внутренних тепло-, энерго-, и других сетей в период эксплуатации принимать все необходимые меры к устранению аварий и их последствий за свой счет.
Таким образом, считаю, что в действиях АО «ЛГЭК» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Довод АО «ЛГЭК» о том, что общество впервые узнало о возникшей аварийной ситуации 21.07.2020 г., которая 23.07.2020 г. была устранена, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно отчетами о доставке 10.07.2020 г. посредством электронной почты запроса Управления о предоставлении информации.
Довод АО «ЛГЭК» о том, что в связи с возникшей ситуацией, связанной с новой коронавирусной инфекции, сотрудники общества выходили на работу в особом порядке, не в полном объеме, в связи с чем не смогли вовремя проинформировать Управление, не может являться основанием для признания постановления от 07.09.2020 г. незаконным, поскольку общество по роду своей деятельности должно было принять достаточные меры для срочного решения вопросов в случае возникновения аварийных ситуаций.
Постановление 07.09.2020 г., которым АО «ЛГЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию, содержит подробное описание обстоятельств совершения административного правонарушения, ссылки на нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица административного органа, не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью и применении статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Так, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Поскольку объективная сторона вмененного АО «ЛГЭК» административного правонарушения связана с угрозой причинения вреда здоровью населения и окружающей среде вследствие возникновения аварийной ситуации на канализационном коллекторе, ответственность за который несет АО «ЛГЭК», следовательно оснований для признания совершенного АО «ЛГЭК» административного правонарушения малозначительным, судом не усматривается.
Учитывая вышеизложенное, а также все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что постановление о привлечении АО «ЛГЭК» к административной ответственности по ч.2 ст. 4. 1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей является законным и обоснованным.
Оснований для отмены постановления предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО1 № 301 от 07.09.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, вынесенное в отношении АО «Липецкая городская энергетическая компания» - оставить без изменения, а жалобу АО «Липецкая городская энергетическая компания» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Е.А. Малюженко