ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-397/2016 от 05.10.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 12-397/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

*** 2016 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Пулатова З.И., при секретаре Рытовой О.В., рассмотрев жалобу МУП г. Великие Луки «Тепловые сети» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 КоАП РФ, о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Главного государственного инспектора труда Псковской области от 19.07.2016 МУП г. Великие Луки «Тепловые сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей

В жалобе на постановление указано, что индексация заработной платы в МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки установлена коллективным договором, минимальная месячная тарифная ставка (ММТС) ежеквартально изменяется в соответствии с индексом потребительских цен в РФ (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий период, предшествующий индексации.

Принимая данную формулировку стороны коллективного договора не учли финансово-экономическое положение предприятия, не указали источник проведения индексации, тем самым обеспечили невозможность проведения индексации заработной платы.

Работодатель неоднократно обращался к председателю профкома об изменении порядка и условий индексации, но соглашения по данному вопросу стороны не достигли.

В настоящее время на предприятии действует положение о бюджетной комиссии, основными задачами которой является координирование экономической и финансовой деятельности предприятия и утверждение сводного бюджета предприятия.

01.06.2016 введено в действие Положение о порядке индексации заработной платы работников муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Великие Луки.

Согласно приказам от 11.01.2016, 04.02.2016 на основании утвержденного фонда оплаты труда, исходя из финансового состояния предприятия, произведено повышение заработной платы на 1% и на 0,5%.

Проводя индексацию в соответствии с коллективным договором в предыдущие периоды, МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки значительно превышало фонд бюджета оплаты труда, что в свою очередь негативно сказывалось на финансовом состоянии предприятия.

05.05.2016 на заседании Бюджетной комиссии МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки принято решение о невозможности индексации заработной платы работникам предприятия с 01.04.2016.

На протяжении последних четырех лет МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки является предприятием с убыточной деятельностью, что подтверждается отчетом о деятельности предприятия, предоставленным в ГК Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Деятельность предприятия является регулируемой, установленные тарифы не позволяют покрывать экономически обоснованные затраты предприятия.

В целях обеспечения своих платежных обязательств предприятие вынуждено привлекать заемные средства с последующей выплатой процентов (копии кредитных договоров). Указанные обстоятельства свидетельствуют о тяжелом финансовом положении предприятия, отсутствия увеличения объемов производственных показателей, и как следствие отсутствие условий для проведения индексации в соответствии с коллективным договором.

В настоящее время периодичность, размер, источник индексации заработной платы на законодательном уровне не закреплены. В период кризисного состояния всей экономики работодатель поставлен в условия, при которых проведение индексации, как того требует работник, может привести к негативным последствиям для всего предприятия в целом.

МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки считает, что проводит индексацию заработной платы, учитывая всю совокупность обстоятельств, значимых, как для работника, так и для предприятия.

На основании вышеизложенного просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от 19.07.2016 №47/2016/66/6 о назначении административного наказания, производство по делу прекратить.

Представитель МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки ФИО1 доводы жалобы поддержала.

Представитель Государственной инспекции труда в Псковской области ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, в судебном заседании указав, что МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки индексация минимальных месячных тарифных ставок окладов в первом квартале 2016 года проведена не полном объеме, тем самым нарушены права работников. Недостаточность денежных средств не влечет освобождения от административной ответственности, тогда как доводы жалобы свидетельствуют о необходимости в другом порядке изменения условий коллективного договора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии со ст. 5.31 КоАП РФ нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Применительно к статьям 8, 9, 15 ТК РФ коллективным договором регулируются трудовые отношения.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать положения коллективного договора.

Статьями 40 и 41 ТК РФ определено, что коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, и в него могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, а также другие вопросы, определенные сторонами.

В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Из материалов дела усматривается, что по обращению работников МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области, в отношении МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки проведена внеплановая, документарная проверка по соблюдению трудового законодательства.

Установлено, что в МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки действует коллективный договор с 05.02.2014, в соответствии с пунктом 5.3 которого минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда промышленно-производственного персонала устанавливается согласно Приложению № 5 к коллективному договору. ММТС ежеквартально изменяется в соответствии с индексом потребительских цен в РФ, на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики, за соответствующий период, предшествующий индексации

Вместе с тем директором предприятия в одностороннем порядке 01.01.2016 утверждено Положение о порядке индексации заработной платы работников МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки. Однако, как следует из представленного протокола разногласий к проекту Положения «О порядке индексации заработной платы», представитель работников его отклонил.

Приказом директора предприятия от 11.01.2016 № 5-О «О внесении изменений в штатное расписание предприятия с 01.01.2016» произведено повышение тарифных ставок и окладов работников предприятия (кроме окладов подсобных рабочих) с 01.01.2016 на 1%, окладов подсобных рабочих с 01.01.2016 - на 4%.

С пунктом 1 указанного приказа председатель профкома О.М. не согласилась (индексация на 1%), о чем имеется на приказе соответствующая запись.

Начисление и выплата заработной платы с учетом повышения тарифных ставок и окладов работников с 01.01.2016 на 1% и 4% произведена, что подтверждено представленными платежными поручениями.

По информации, представленной Федеральной службой государственной статистики от 05.07.2016, индекс потребительских цен на товары и услуги по Псковской области за 1 квартал 2016 года составил 102, 2%, то есть цены выросли в 1, 022 раза.

Таким образом, индексация минимальных месячных тарифных ставок, окладов в первом квартале 2016 года проведена не полном объеме, чем нарушены ст. 134, пункт 1 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 5.3 коллективного договора.

Доводы представителя МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки о том, что индексация в соответствии с п. 5.3 коллективного договора приведёт к финансовым трудностям предприятия, не может быть принята во внимание, поскольку положения действующего коллективного договора являются обязательными для исполнения, индексация должна быть проведена соответствии с индексом потребительских цен в РФ, на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики, за соответствующий период, предшествующий индексации.

Таким образом, юридическое лицо МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки совершило правонарушение, предусмотренное статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Главного государственного инспектора труда в Псковской области от 19.07.2016 о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки оставить без изменения, жалобу МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: З.И. Пулатова. Решение обжаловано, оставлено без изменений.