ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-397/2022 от 29.06.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

УИД 89RS0007-01-2022- 000922-71

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

29 июня 2022 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нигматуллина Д.М., рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» на постановления от 24 марта 2022 года № 03/4-178/2022, 03/4-179/2022, 03/4-180/2022, 03/4-181/2022 и 03/4-182/2022 государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Лысениной М.В. по делам об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ,

установил:

Постановлениями государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г.Ноябрьске Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора Лысениной М.В. от 24 марта 2022 года № 03/4-178/2022, 03/4-179/2022, 03/4-180/2022, 03/4-181/2022 и 03/4-182/2022 ООО «Харампурнефтегаз» (далее – Общество) подвергнуто административному наказанию в виде 5 административных штрафов в размере 70 000 рублей каждый за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, выразившихся в допущенных им и выявленных в ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой ЯНАО в период с 10 августа по 8 октября 2021 года, нарушениях требований природоохранного законодательства, повлекших порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а именно:

- в районе загрязнен нефтесодержащим веществом земельный участок площадью 0,1250 га (постановление № 03/4-182/2022);

- в районе загрязнен нефтесодержащим веществом лесной участок площадью 0,0185 га (постановление № 03/4-181/2022);

- в районе загрязнен нефтесодержащим веществом лесной участок площадью 0,0348 га (постановление № 03/4-180/2022);

- в районе загрязнен нефтесодержащим веществом лесной участок площадью 0,0276 га (постановление № 03/4-178/2022);

- в районе т.вр.1 Южно-Харампурского месторождения в квартале 200 в выделе 49 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества загрязнен нефтесодержащим веществом лесной участок площадью 0,0029 га (постановление № 03/4-179/2022).

Юридическому лицу вменено нарушение положений ч.1 ст.34, ч.2 ст.39, ч.3 и 6 ст.46, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12, ч.1 и 2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ч.1-3 и 5 ст.60.12 Лесного кодекса РФ, ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.74 и 885 утвержденных приказом Ростехнадзора Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.

Не согласившись с постановлениями, Общество обратилось в суд с жалобами, указав, что события и состава вмененных ему правонарушений не имеется, предпосылки к инциденту произошли не по его вине, а по причине внутренней коррозии трубопровода. Постановления вынесены неуполномоченным лицом, а при рассмотрении дел было необходимо руководствоваться правилами ч.2 ст.4.4 КоАП РФ об объединении всех дел в одно производство.

Определениями от 31 мая и 10 июня 2022 года дела № 12-397/2022, 12-396/2022, 12-420/2022, 12-421/2022 и 12-422/2022 по жалобам Общества на вышеуказанные постановления от 24 марта 2022 года № 03/4-178/2022, 03/4-179/2022, 03/4-181/2022, 03/4-180/2022 и 03/4-182/2022 по делам об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ объединены для рассмотрения в одном производстве на основании ч.5 ст.4.4 КоАП РФ.

В суд участники производства по делам об административном правонарушении не явились, что не препятствует рассмотрению жалоб по существу, поскольку о времени и месте судебного заседания они были уведомлены надлежащим образом. Вынесшим обжалуемые постановления органом в суд представлены подлинники дел об административных правонарушениях. Помимо этого имеются письменные возражения природоохранного прокурора и должностного лица по существу жалоб.

Исследовав доводы жалоб, возражений, подлинные материалы дел об административных правонарушениях, судья приходит к следующему:

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и 2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Частью 2 ст.8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Из ч.1 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, возложена обязанность соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

К числу таких федеральных норм и правил относятся утвержденные приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 534 Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (далее – Правила), п.74 и 885 которых установлено, что независимо от способа прокладки (подземный, наземный, надземный) должна быть обеспечена надежная и безопасная эксплуатация промысловых трубопроводов с учетом рельефа, грунтовых и природно-климатических условий. Промысловые трубопроводы для транспортировки пластовых жидкостей и газов должны быть устойчивы к ожидаемым механическим, термическим напряжениям (нагрузкам) и химическому воздействию. Трубопроводы должны быть защищены от наружной коррозии.

Частью 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу п.2 ч.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно Методическим рекомендациям по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденным Роскомземом, Минприроды России, Минсельхозпродом России и согласованным РАСХН (письмо Роскомзема от 27 марта 1995 года № 3-15/582), химическим загрязнением земель является возникшее под воздействием промышленности, сельскохозяйственной, бытовой или иной деятельности человека изменение химического состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества.

Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что 10 августа 2021 года Ямало-Ненецким природоохранным прокурором в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2021 года, а также заданием прокурора ЯНАО об организации проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера принято решение № 150 о проведении в отношении ООО «Харампурнефтегаз» (далее – Общество) в срок с 10 августа по 8 сентября 2021 года проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности и природоохранного законодательства на предмет выявления фактов оказания негативного воздействия, порчи почв, загрязнения окружающей среды, принятия надлежащих мер по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и рекультивации земель. 7 сентября 2021 года решением №150-псп срок проведения проверки в отношении «Харампурнефтегаз» продлен на 30 календарных дней.

В ходе проверки 19 августа 2021 года проведено выездное проверочное мероприятие (осмотр территорий эксплуатируемых Обществом месторождений), в ходе которых установлено, что:

1. на территории в районе обнаружен загрязненный нефтесодержащим веществом земельный участок площадью 0,1250 га со следами проведения работ (нарушен плодородный слой почвы, территория покрыта песком), который отличается от примыкающих к нему участков с тундровой и лесной растительностью отсутствием растительности и плодородного слоя почвы. Территория загрязнена и частично обводнена (заболочена), на обводненных участках наблюдается радужная пленка, а также темное маслянистое вещество с характерным запахом нефтепродуктов. Данный участок находится в границах лесного участка, предоставленного Обществу в аренду по договору от 8 ... Отобраны пробы почв, которые впоследствии подвергнуты химическому анализу, в результате которого выявлено многократное превышение содержания нефтепродуктов на загрязненном участке относительно фоновых проб на глубинах 0-5 и 5-20 см соответственно. Как установлено в ходе разбирательства, на указанном участке 22 февраля, 11 мая, 28 мая и 13 июня 2021 года происходили предпосылки к инцидентам.

Фактическое загрязнение лесного участка, положенное в основу постановления № 03/4-182/2022, подтверждается:

- актом осмотра территории от 19 августа 2021 года с фототаблицей;

- схемой места загрязнения и каталогом координат;

- протоколами испытаний от 28 октября 2021 года;

- ответом Общества на требование о предоставлении документов по выявленному факту загрязнения;

- актом технического расследования причин предпосылки к инцидентам с указанием на внутреннюю коррозию находящегося в непосредственной близости от выявленного участка трубопровода и разлив 0,2 т нефтесодержащей жидкости;

- паспортом трубопровода.

2. на территории в обнаружен загрязненный нефтесодержащим веществом земельный участок площадью 0,0185 га со следами проведения работ (нарушен плодородный слой почвы, территория покрыта песком), который отличается от примыкающих к нему участков с тундровой и лесной растительностью отсутствием растительности и плодородного слоя почвы. Территория загрязнена и частично обводнена (заболочена), на обводненных участках наблюдается радужная пленка, а также темное маслянистое вещество с характерным запахом нефтепродуктов. Данный участок находится в границах лесного участка, предоставленного Обществу в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ/Л-15. Отобраны пробы почв, которые впоследствии подвергнуты химическому анализу, в результате которого выявлено многократное превышение содержания нефтепродуктов на загрязненном участке относительно фоновых проб на глубинах 0-5 и 5-20 см соответственно. Как установлено в ходе разбирательства, на указанном участке 17 февраля 2021 года произошла предпосылка к инциденту.

Фактическое загрязнение лесного участка, положенное в основу постановления № 03/4-181/2022, подтверждается:

- актом осмотра территории от 19 августа 2021 года с фототаблицей;

- схемой места загрязнения и каталогом координат;

- протоколами испытаний от 28 октября 2021 года;

- ответом Общества на требование о предоставлении документов по выявленному факту загрязнения;

- актом технического расследования причин предпосылки к инцидентам с указанием на внутреннюю коррозию находящегося в непосредственной близости от выявленного участка трубопровода и разлив 0,112 т нефтесодержащей жидкости;

- паспортом трубопровода.

3. на территории в районе обнаружен загрязненный нефтесодержащим веществом земельный участок площадью 0,0348 га со следами проведения работ (нарушен плодородный слой почвы, территория покрыта песком), который отличается от примыкающих к нему участков с тундровой и лесной растительностью отсутствием растительности и плодородного слоя почвы. Территория загрязнена и частично обводнена (заболочена), на обводненных участках наблюдается радужная пленка, а также темное маслянистое вещество с характерным запахом нефтепродуктов. Данный участок находится в границах лесного участка, предоставленного Обществу в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ/Л-08. Отобраны пробы почв, которые впоследствии подвергнуты химическому анализу, в результате которого выявлено многократное превышение содержания нефтепродуктов на загрязненном участке относительно фоновых проб на глубинах 0-5 и 5-20 см соответственно. Как установлено в ходе разбирательства, на указанном участке 8 июля 2021 года произошла предпосылка к инциденту.

Фактическое загрязнение лесного участка, положенное в основу постановления № 03/4-180/2022, подтверждается:

- актом осмотра территории от 19 августа 2021 года с фототаблицей;

- схемой места загрязнения и каталогом координат;

- протоколами испытаний от 28 октября 2021 года;

- ответом Общества на требование о предоставлении документов по выявленному факту загрязнения;

- актом технического расследования причин предпосылки к инцидентам с указанием на внутреннюю коррозию находящегося в непосредственной близости от выявленного участка трубопровода и разлив 0,016 т нефтесодержащей жидкости;

- паспортом трубопровода.

4. на территории в обнаружен земельный участок площадью 0,0276 га, загрязненный веществом, по своим органолептическим свойствам сходным с нефтепродуктами (темный цвет, маслянистость, характерный запах нефтепродуктов, образование радужной пленки при попадании в воду), который отличается по цвету от смежных территорий, занятых тундровой и лесной растительностью. Вокруг загрязненного участка наблюдается обваловка из песка и почвы, к нему со стороны дороги ведет песчаная отсыпка со следами движения техники. Данный участок находится в границах лесного участка, предоставленного Обществу в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Отобраны пробы почв, которые впоследствии подвергнуты химическому анализу, в результате которого выявлено многократное превышение содержания нефтепродуктов на загрязненном участке относительно фоновых проб на глубинах 0-5 и 5-20 см соответственно. Как установлено в ходе разбирательства, на указанном участке 27 июля 2021 года произошла предпосылка к инциденту.

Фактическое загрязнение лесного участка, положенное в основу постановления № 03/4-178/2022, подтверждается:

- актом осмотра территории от 19 августа 2021 года с фототаблицей;

- схемой места загрязнения и каталогом координат;

- протоколами испытаний от 28 октября 2021 года;

- ответом Общества на требование о предоставлении документов по выявленному факту загрязнения;

- актом технического расследования причин предпосылки к инцидентам с указанием на внутреннюю коррозию находящегося в непосредственной близости от выявленного участка трубопровода и разлив 0,167 т нефтесодержащей жидкости.

5. на территории в районе т обнаружен земельный участок площадью 0,029 га, загрязненный веществом, по своим органолептическим свойствам сходным с нефтепродуктами (темный цвет, маслянистость, характерный запах нефтепродуктов, образование радужной пленки при попадании в воду), который отличается по цвету от смежных территорий, занятых тундровой и лесной растительностью. К загрязненному участку со стороны автодороги ведет песчаная отсыпка со следами движения техники. Данный участок находится в границах лесного участка, предоставленного Обществу в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГЛ-18. Отобраны пробы почв, которые впоследствии подвергнуты химическому анализу, в результате которого выявлено многократное превышение содержания нефтепродуктов на загрязненном участке относительно фоновых проб на глубинах 0-5 и 5-20 см соответственно. Как установлено в ходе разбирательства, на указанном участке 1 мая и 31 июля 2021 года произошли предпосылки к инциденту.

Фактическое загрязнение лесного участка, положенное в основу постановления № 03/4-179/2022, подтверждается:

- актом осмотра территории от 19 августа 2021 года с фототаблицей;

- схемой места загрязнения и каталогом координат;

- протоколами испытаний от 28 октября 2021 года;

- ответом Общества на требование о предоставлении документов по выявленному факту загрязнения;

- актом технического расследования причин предпосылки к инцидентам с указанием на внутреннюю коррозию находящегося в непосредственной близости от выявленного участка трубопровода и разлив 0,157 т нефтесодержащей жидкости.

В связи с изложенным 5 марта 2022 года и.о. Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в отношении Общества возбуждено пять дел об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, которые вместе с материалами проверок направлены в отдел государственного экологического надзора в г.Ноябрьске Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора для рассмотрения.

Впоследствии уполномоченным должностным лицом в отношении Общества вынесено пять постановлений по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ с назначением по каждому из них административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденным Роскомземом, Минприроды России, Минсельхозпродом России и согласованным РАСХН (письмо Роскомзема от 27 марта 1995 года № 3-15/582) под приоритетным загрязняющим почву химическим веществом понимается вещество, подлежащее контролю в первую очередь (такие вещества указаны в содержащем упоминание о нефти и нефтепродуктах Приложении 5 к Методическим рекомендациям), а под фоновым содержанием химических соединений и элементов в почвах – содержание, соответствующее их естественным концентрациям в почвах различных почвенно-климатических зон, не испытывающих заметного антропогенного воздействия.

Поступление в естественную экологическую систему не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, нефтепродуктов и хлоридов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли, и как следствие нарушает взаимосвязи естественной экологической системы. Нефть и нефтепродукты в силу своих физико-химических свойств являются веществами, которые при попадании на объекты природной среды вызывают их загрязнение, тем самым оказывая негативное воздействие на окружающую среду.

Так, согласно ГОСТ 17.1.4.01-80 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах» нефтепродукты – неполярные и малополярные углеводороды, составляющие главную и наиболее характерную часть нефти и продуктов ее переработки, а в силу п.6.2, 6.6 и 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом – IIА-Т3 по ГОСТ Р 51330.11. Подтоварной является вода, загрязненная нефтепродуктами, образовавшаяся в результате отстаивания в резервуарах.

Вопреки доводам жалобы изменение химического состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества, на загрязненных участках, является доказанным, поскольку об этом свидетельствуют протоколы исследований фоновых проб и проб с мест загрязнений, а разница в содержании нефтепродуктов в этих пробах очевидна. Указанного достаточно для вывода о том, что порча почв имеет место.

Более того, по всем выявленным фактам загрязнений на основании такс, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1730, осуществлен расчет ущерба, причиненного лесному фонду.

Из обжалуемых постановлений следует, что выявленные природоохранным прокурором 19 августа 2021 года факты порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды нефтесодержащими веществами, попадание которых в окружающую среду действующими экологическими правилами и нормами не допускается, имели место в результате невыполнения Обществом возложенных на него законом обязанностей, с чем нельзя не согласиться, поскольку об этом свидетельствует само по себе наличие предпосылок к инцидентам, а также выявленные в результате расследования причины его возникновения.

Факт зафиксированного в паспортах трубопроводов проведения систематических осмотров объектов с целью обнаружения утечек и иных нарушений охранной зоны об обратном не свидетельствует. Причастность Общества к загрязнениям никем не оспаривается.

Все представленные доказательства были оценены уполномоченным должностным лицом надлежащим образом. Фактические данные, представленные документы и иные обстоятельства дела в своей совокупности позволяют установить наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица о виновности Общества в совершении вменяемого ему по каждому факту административного правонарушения (ч.2 ст.8.6 КоАП РФ) также подтверждена совокупностью имеющихся доказательств.

Вопреки доводам жалобы, рассмотрение дел по ч.2 ст.8.6 подведомственно органам государственного экологического надзора (ст.23.29 КоАП РФ).

Влекущих прекращение производства по делу нарушений прав заявителя при составлении материалов дела об административном правонарушении допущено не было.

Нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены в полной мере; постановление мотивировано; правила оценки доказательств соблюдены; существенных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имелось.

Постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, вступившей в силу 6 апреля 2022 года ч.5 ст.4.4 КоАП РФ установлено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Вынесение постановлений № 03/4-178/2022, 03/4-179/2022, 03/4-180/2022 03/4-181/2022 и 03/4-182/2022 было обусловлено проведением одного (как усматривается из текстов постановлений и подлинных дел об административных правонарушениях) контрольного мероприятия – прокурорской проверки, проведенной на основании решения № 150 от 10 августа 2021 года, в ходе которого выявлено более двух (пять) административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

В установленных обстоятельствах с учетом количества совершенных административных правонарушений все пять оспариваемых постановлений подлежат изменению путем назначения Обществу одного административного наказания как за совершение одного предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ административного правонарушения с учетом требований ч.5 ст.4.4 КоАП РФ – в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей, поскольку это возможно без возвращения дел на новое рассмотрение, административное наказание при этом не усиливается, а положение лица, в отношении которого вынесены оспариваемые постановления, иным образом не ухудшается.

Установленных законом препятствий к этому не имеется. Даты, места и причины образования нефтезагрязнений, ни даты и места их выявления значения для настоящего дела не имеют – достаточно того, что нефтезагрязнения, приравненные к порче почв, выявлены в ходе одного контрольного мероприятия.

Необходимость и возможность применения положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ обусловлена еще и тем, что постановление принято после введения ее в действие, однако данная норма при рассмотрении дел учтена не была.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Лысениной М.В. от 24 марта 2022 года № 03/4-178/2022, 03/4-179/2022, 03/4-180/2022, 03/4-181/2022 и 03/4-182/2022 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ изменить.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» за совершение пяти предусмотренных ч.2 ст.8.6 КоАП РФ административных правонарушений (по делам № 03/4-178/2022, 03/4-179/2022, 03/4-180/2022, 03/4-181/2022 и 03/4-182/2022) административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 (семидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановления оставить без изменения, жалобы общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина

...