Дело № 12-398/2014 Мировой судья Егорова Т.А.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
21 июля 2014 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Архипова Н.В.,
рассмотрев жалобу начальника отдела государственного надзора за исполнением законодательства в области образования в управлении по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО3 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от дата г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № -----» ФИО4,
установил:
Постановлением и.о.мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата (мотивированное постановление составлено дата) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № -----» ФИО2 прекращено за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, дата должностное лицо Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО3 подала на него жалобу, в которой просила отменить постановление, ссылаясь на нарушения норм процессуального и материального права, необоснованное освобождение ФИО4 от административной ответственности.
В судебном заседании начальник отдела государственного надзора за исполнением законодательства в области образования в управлении по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО3 поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, вновь привела их суду.
ФИО4, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ------», в отношении которой производство по делу прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, просила в удовлетворении жалобы отказать, так как считает постановление мирового судьи законным и обоснованным. Не согласна с изложенным в протоколе о том, что программы (основная и дополнительная) дублируют друг друга. Есть косвенное совпадение отдельных тем или вопросов, указанных в содержании тем, но программы совершенно разные. В соответствии со списком литературы учебно-методического обеспечения, отраженного в программах курсов «------» и «------» учителя ФИО11 и ФИО6 осуществляют обучение исключительно по дополнительным методическим пособиям и учебникам. Рекомендованная учебная литература для учащихся также является дополнительной и не используется учителями для проведения занятий по основным образовательным программам. Это тоже свидетельствует о том, что программы не дублируют друг друга, так как преподаватели используют разные источники подачи материала. Это значит разные задачи, разные примеры, разное содержание созвучных тем, разные подходы в изложении материала. Свидетель ФИО7, учитель математики первой категории, и специалист ФИО8, учитель математики высшей категории также пояснили, что содержание дополнительных программ выходит за рамки общеобразовательной программы, что совпадение в названии тем не может свидетельствовать о дублировании программ и совпадении содержания занятий. Анализ поурочных планов учителей ФИО5 и ФИО6 показал, что содержание занятий охватывает получение знаний, не входящих в основную образовательную программу. То есть речь идет о получении знаний, умений, навыков в рамках дополнительной образовательной программы сверх основной образовательной программы. И это не равно углубленному изучению предмета. Вывод в жалобе о том, что в рамках платных образовательных услуг реализуется основная образовательная программа по математике, не доказан и не обоснован. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. Речь идет о программах, а проверяющий указывает, что часть учебных тем дополнительной образовательной программы дублируют учебные темы основной общеобразовательной программы. В Законе нет понятия «тема». Пункт 9 статьи 2 вышеуказанного Закона дает определение понятия «образовательная программа». При сопоставлении названий отдельных тем нельзя сделать выводы о дублировании программ. В жалобе сделана ссылка на Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008). Согласно статьи 9 Порядка занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной и т.д.). В статье 5 Порядка по дополнительным общеобразовательным программам и в части 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно части 2 ст.48 Закона педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг ----- от дата составлен в соответствии с примерной формой договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, утвержденной приказом Минобразования России от 10 июля 2003 г. № 2994 и приложением 1 к Примерной форме договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Данный приказ отменен Приказом Минобрнауки России от 09 декабря 2013 г. № 1315 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г. № 31756), который на момент проверки в силу не вступил. В соответствии с п.14 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 706, примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. На момент заключения договора ----- от дата новая примерная форма договора об образовании на обучение, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1185 от 25 октября 2013 г., зарегистрированная в Минюсте Российской Федерации 24 января 2014 г. № 31102 не вступила в законную силу. Документ вступил в силу 23 февраля 2014 г.. Поэтому договор ----- заключен по форме, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации от 10 июля 2003 г. № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования».
Выслушав ФИО4, ФИО3, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 ст.19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении ----- от дата, составленного начальником отдела государственного надзора за исполнением законодательства в области образования в управлении по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО3 следует, что дата в ------ мин. Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № -----» города Чебоксары (далее МБОУ «СОШ № -----»), расположенным по адресу: Чувашская Республика, адрес, адрес, при этом выявлены нарушения правил оказания платных образовательных услуг.
Так, МБОУ «СОШ № -----» г.Чебоксары по адресу Чувашская Республика, адрес, оказывает платные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам по направленности курсы подготовки поступающих в образовательные учреждения профессионального образования.
При изучении и анализа основной общеобразовательной программы, реализуемой в рамках муниципального задания, и дополнительной образовательной программы (дополнительной общеобразовательной программы), финансируемой за счет средств физических лиц, и классных журналов по реализации указанных образовательных программ, выявлен факт реализации части основной общеобразовательной программы в рамках оказания дополнительных платных образовательных услуг. При этом часть учебных тем дополнительной образовательной программы дублирует учебные темы основной общеобразовательной программы, что является нарушением частей 2, 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно указанным нормам в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. При этом указанные образовательные программы не могут дублировать друг друга.
В ходе проведения плановой выездной проверки установлено следующее:
Приказами образовательной организации от дата № -----, от дата № -----, от дата № -----, от дата № ----- зачислены в группу ----- для обучения по программе курса «------» учащиеся ------ классов в рамках дополнительной общеобразовательной программы. С каждым обучающимся заключен договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг на предмет предоставления платных образовательных услуг по программе «------» со сроком обучения ------) месяцев – с дата.
Так, в календарно-тематическом плане Рабочей программы по курсу «------» для ------ класса (дополнительное образование), утвержденной приказом учреждения от дата -----, указаны следующие темы:
1) Разложение многочленов на множители, рациональные выражения и их преобразования в количестве 2 часов. Данная тема изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 7 классе.
2) Свойства квадратных корней и их применение в преобразованиях в количестве 2 часов. Данная тема изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 8 классе.
3) Линейное уравнение в количестве 2 часов. Данная тема изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 7 классе.
4) Квадратное уравнение в количестве 3 часов. Данная тема изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 8 классе.
5) Квадратное неравенство в количестве 2 часов. Данная тема изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 8 классе.
6) Линейная функция и ее свойства в количестве 2 часов. Данная тема изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 7 классе.
7) Квадратичная функция и ее свойства в количестве 2 часов. Данная тема изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 8 классе.
Вышеперечисленные темы включены и в дополнительную образовательную программу и в общеобразовательную программу, финансируемую в рамках муниципального задания.
Факт реализации указанных тем в рамках основной общеобразовательной программы и дополнительных образовательных услуг подтверждается соответствующими классными журналами.
Приказами образовательной организации от дата № -----, от дата № ----- зачислены в группу ----- для обучения по программе курса «------» учащиеся ------х классов в рамках дополнительной общеобразовательной программы. При этом с каждым обучающимся заключен договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг на предмет предоставления платных образовательных услуг по программе «------» со сроком обучения ------ месяцев – с дата. Фактически по данному курсу учеба проводилась с дата..
Также в календарно-тематическом плане Рабочей программы по курсу: «Избранные вопросы по математике» для ------ класса (дополнительное образование), утвержденной приказом учреждения от дата № -----, указаны следующие темы:
1) Свойства степени с натуральным показателем, изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 7 классе.
2) Свойства арифметического квадратного корня изучается в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 8 классе.
3) Формулы сокращенного умножения, приемы разложения на множители, изучаемые в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 8 классе.
4) Линейные уравнения, изучаемые в рамках муниципального задания по основной общеобразовательной программе в 7 классе.
Вышеперечисленные темы также включены и в дополнительную образовательную программу и в основную общеобразовательную программу, финансируемую в рамках муниципального задания.
Факт реализации указанных тем в рамках основной общеобразовательной программы и дополнительных образовательных услуг подтверждается соответствующими классными журналами.
дата МБОУ «СОШ № -----» г.Чебоксары по адресу: Чувашская Республика, адрес, заключен договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг ----- с нарушением Правил оказания платных образовательных услуг.
В нарушение Правил в договорах об оказании платных образовательных услуг не указаны следующие положения:
реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя (подпункт «д» пункта 12 Правил);
форма обучения (подпункт «л» пункта 12 Правил);
основания расторжения в одностороннем порядке исполнителем договора об оказании платных образовательных услуг (часть 8 статьи 54 Федерального закона об образовании, подпункт «о» пункта 12, пункт 21 Правил);
права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося (подпункт «ж» пункта 12 и пункты 17-20 Правил).
Приказы об утверждении рабочих программ и договора об оказании платных дополнительных услуг подписаны директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № -----» города Чебоксары Чувашской Республики ФИО4.
Пунктом 2.3 Устава МБОУ «СОШ № -----» г.Чебоксары Чувашской Республики, утвержденного приказом управления администрации города Чебоксары от дата ----- установлено, что предметом деятельности учреждения является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
Согласно пункту ----- Устава учреждение осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере образования, относящихся к его основным видам деятельности, в соответствии с муниципальным заданием.
Согласно муниципальному заданию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № -----» г.Чебоксары предоставляет общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее, среднее общее образование по основным общеобразовательным программам.
В рамках выполнения муниципального задания и в целях обеспечения реализации прав граждан гарантированного государством общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных образовательных учреждениях образовательной организацией утверждена образовательная программа, разработанная на основании требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики установлено, что образовательной организацией допущены следующие нарушения Правил:
- в нарушение пункта 4 Правил МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № -----» (образовательная организация) в рамках оказания дополнительных платных образовательных услуг за счет физических лиц по дополнительной образовательной программе реализует часть основной общеобразовательной программы, финансируемой за счет бюджетных ассигнований бюджета Российской Федерации (местного бюджета), предусмотренной муниципальным заданием;
- договор об оказании платных образовательных услуг от дата ----- заключен с нарушением Правил оказания платных образовательных услуг.
К протоколу об административном правонарушении ----- от дата приложены:
приказ начальника Управления образования администрации города Чебоксары Чувашской Республики ФИО9 № ----- от дата о приеме на работу ФИО4,
рабочая программа по предмету «Алгебра» для 7-9 классов,
классный журнал 7 «А» класса,
классный журнал 8 «А» класса,
классный журнал 9 «А» класса,
рабочая программа по курсу «------» для 9 класса,
журнал учета работы педагога дополнительного образования на 2013 – 2014 учебный год,
рабочая программа по предмету математика для 7-9 классов,
классный журнал 7 «Б» класса,
классный журнал 8 «Б» класса,
рабочая программа по курсу «------» для 8 «А», «Б» классов,
журнал учета работы педагога дополнительного образования на 2013 – 2014 учебный год,
приказ № ----- от дата «О зачислении учащихся в группу № -----»,
приказ № ----- от дата «О зачислении учащихся в группу № -----»,
приказ № ----- от дата «О зачислении учащихся в группу № -----»,
приказ № ----- от дата «О зачислении учащихся в группу № -----»,
приказ № ----- от дата «О зачислении учащихся в группу № -----»,
приказ № ----- от дата «О зачислении учащихся в группу № -----»,
заявления родителей о зачислении их детей на платные дополнительные занятия,
договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № -----» города Чебоксары Чувашской Республики,
муниципальное задание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № -----» города Чебоксары Чувашской Республики на ------,
муниципальное задание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № -----» города Чебоксары Чувашской Республики на ------,
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ----- города Чебоксары Чувашской Республики,
акт проверки № ----- от дата,экспертное заключение, составленное ФИО1 на основании приказа ----- Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от дата.
Прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья основывал свои выводы на том, что «образовательная программа», будь то общеобразовательная программа либо дополнительная программа, - включает целый комплекс обязательных элементов: объем, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты. Следовательно, при анализе образовательных программ невозможно ограничиться только сопоставлением названий отдельных тем в общеобразовательной и дополнительной программах и на основании этого делать выводы о дублировании программы. Указывает, что речь идет именно об объемах услуг, предусмотренных образовательными стандартами, а не о преподаваемых дисциплинах. Подготовка по углубленным, расширенным программам (т.е. в более широком объеме, чем предусмотрено стандартами) может быть платной и по дисциплине, которая бесплатно преподается в учреждении в рамках образовательного стандарта. Учреждение может оказывать бесплатные услуги по преподаванию данной дисциплины в рамках стандарта и задания учредителя и оказывать платные услуги по преподаванию этой же дисциплины за рамками стандарта (более углубленно, чем предполагается стандартом), за исключением ряда случаев. Однако при проведении проверки соблюдения правил оказания платных образовательных услуг надзорным органом были проверены только рабочие программы и классные журналы. Согласно протоколу об административном правонарушении ----- от дата и приложенным к нему материалам, согласно доводам представителя Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, бесспорным подтверждением дублирования образовательных программ является совпадение наименования ряда тем в той и другой программах. Иных подтверждений нарушения правил оказания платных образовательных услуг, основанных на проверке реализации дополнительных программ исходя из толкования и требований пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» протокол и приложенные материалы не содержат.
С 01 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (часть 3 статьи 12 Закона).
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (часть 4 статьи 12 Закона).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Закона).
Согласно части 9 ст.12 Закона примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Таким образом, рабочая программа входит в структуру образовательной программы и является основным документом для реализации образовательной программы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
В частях 1 и 2 статьи 101 Закона указано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Порядок оказания платных образовательных услуг определяется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 706, вступившими в силу с 01 сентября 2013 г..
Приказом Минобразования России от 5.03.2004 N 1089 утвержден Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, где указано, что государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования установлены обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ - обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Таким образом, судья приходит к выводу, что именно отдельные предметные темы учебного предмета являются структурной единицей образовательной программы, и они по основной и дополнительной программ не могут совпадать.
Следует отметить, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Согласно пункту 9 Порядка дополнительные общеобразовательные программы определены по следующим направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
То есть, в рамках дополнительной образовательной программы не могут быть оказаны платные образовательные услуги по изучению тем основной образовательной программы.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов проводится в порядке ст.67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
В статье 18 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. № 50 «Об образовании в Чувашской Республике» предусмотрены особенности организации получения образования в государственных образовательных организациях Чувашской Республики и муниципальных образовательных организациях для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
Следовательно, углубленное изучение учебных предметов, предусмотренных Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования в рамках платных образовательных услуг не предусмотрено.
В судебном заседании ФИО4 не отрицала тот факт, что темы основной и дополнительной общеобразовательных программ совпадают.
Таким образом, установлено, что учебный материал, предусмотренный программой основного образования, изучается по программе дополнительного образования, то есть изучается повторно.
На основании изложенного, учитывая все обстоятельства дела, учитывая приведенные нормы, с вышеизложенными выводами мирового судьи согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка ФИО4 на то, что содержание занятий учителей охватывает получение знаний, не входящих в основную образовательную программу, что подтверждается анализом поурочных планов учителей, несостоятельная, поскольку не основана на нормах права.
В соответствии с п. 3 Приказа Министерства просвещения СССР от 27.12.1974 N 167 "Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации" классный журнал является государственным документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя, в нем отражаются сведения о каждом уроке, проведенном тем или иным преподавателем в данном конкретном классе, в том числе темы, изучавшиеся на уроке, и задания на дом.
То есть, классный журнал является документом, определяющим содержание образовательной программы, и подтверждающим факт реализации образовательной программы.
Иных документов, определяющих содержание образовательной программы, и подтверждающих факт реализации образовательной программы, законом не предусмотрено.
Кроме того, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В основу постановления мировым судьей положены пояснения учителя математики МБОУ «СОШ № -----» адрес ФИО8, привлеченной в качестве специалиста.
В соответствии с частью 1 статьи 25.8 КоАП РФ в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что ФИО8 специалистом в смысле ч. 1 ст. 25.8 КоАП РФ не являлась, поскольку при производстве по делу не осуществляла содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств либо в применении технических средств, и пояснений по делу давать не могла.
Имеющиеся в материалах дела копии диплома, выданного ФИО8 по специальности «Математика, информатика и вычислительная техника» и квалификации «учитель математики, информатики и ВТ средней школы», аттестационного листа ФИО8 о присвоении ей высшей квалификационной категории по должности «учитель» не свидетельствуют о том, что ФИО8 обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств.
Следует отметить, что ФИО8 перед дачей пояснений были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.6 КоАП РФ (свидетеля), и не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.8 КоАП РФ (специалиста).
Таким образом, мировым судьей вынесено постановление на основании показаний ФИО8, которые получены с нарушением требований закона и, соответственно, являются недопустимыми и не могли быть положены в основу принимаемого постановления.
Кроме того, к протоколу об административном правонарушении приложено экспертное заключение.
Из указанного экспертного заключения, составленного на основании приказа ----- Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от дата ФИО1, имеющей свидетельство об аккредитации от дата № ----- выданное Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, следует, что в нарушение пункта 4 Правил МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ----- (образовательная организация) в рамках оказания дополнительных платных образовательных услуг за счет физических лиц по дополнительной образовательной программе реализует часть основной общеобразовательной программы, финансируемой за счет бюджетных ассигнований бюджета Российской Федерации (местного бюджета), предусмотренной муниципальным заданием; договор об оказании платных образовательных услуг от дата ----- заключен с нарушением Правил оказания платных образовательных услуг.
Однако в нарушение требований ст.26.11 КоАП РФ мировым судьей в постановлении не дана должная оценка имеющемуся в деле экспертному заключению, которое с учетом иных доказательств по делу в совокупности не проверено.
Протокол об административном правонарушении и другие письменные материалы дела подлежали оценке с учетом требований ст.26.11 КоАП РФ в совокупности с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
На основании вышеизложенного, учитывая, что при рассмотрении дела мировым судьей не были выполнены предусмотренные ст. 26.11 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и влечет отмену постановления.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Ленинском районном суде г.Чебоксары Чувашской Республики жалобы на вышеуказанное постановление срок давности привлечения ФИО4 к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истек, производство по делу об административном правонарушении в силу положений ст.30.7, п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7, ст.24.5 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ----- ФИО4 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № -----» ФИО4 прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 21 июля 2014 г.