Судья – Котов В.А. Дело № 12-398/2018
Р Е Ш Е Н И Е
20 февраля 2018 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Агибалова В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по доверенности ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 20 декабря 2017 года,
установил:
постановлением государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 №4876 от 13 ноября 2017 года, юридическое лицо - ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ПАО «Новороссийский морской торговый порт» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по доверенности ФИО1 обжаловал его в Ленинский районный суд г.Новороссийска.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска от 20 декабря 2017 года постановление государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 <...> от 13 ноября 2017 года о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, а жалоба представителя ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по доверенности ФИО1 просит отменить решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска от 20 декабря 2017 года, отменить постановление должностного лица от 13 ноября 2017 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указал, что обжалуемое решение незаконно, поскольку вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования материалов дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по доверенности ФИО1, судья вышестоящего суда полагает, что решение судьи районного суда и постановление государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежат отмене, а производство по делу прекращению.
Частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Согласно частям 9, 10, 12 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. Перечень и порядок осуществления работ по погрузке грузов в транспортное средство, контейнер и выгрузке грузов из них устанавливаются правилами перевозок грузов. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.
Как следует из материалов дела, 15 сентября 2017 года в 10 час. 03 мин. на СПВК-1 (ФИО3) 1085 км а/м М-4 «Дон», при проведении весового контроля, установлен факт осуществления перевозки делимого груза (мыло), по маршруту «г.Новороссийск - г.ФИО3-на-Дону» автопоездом в составе седельного тягача марки «Вольво» государственный регистрационный <...>, сцепленного с полуприцепом марки «КРОНЕ» г.р.з. <...>, под управлением водителя ФИО4, на основании транспортной накладной №5 от 14.09.2017 года и путевого листа №6 с 01.09.2017 года по 01.10.2017 года, с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2%, но не более 10%, без специального разрешения, предусмотренного частью 3 статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года №257-ФЗ, а также в соответствие с Порядком, утвержденным Приказом Минтранса РФ №258 от 24.07.2012 года.
При осуществлении контрольного взвешивания, акт №342 от 15сентября 2017 года установлено, что фактическая нагрузка на сдвоенную ось седельного тягача марки «Вольво» г.р.з<...> сцепленного с полуприцепом марки «КРОНЕ» г.р.з. <...> составила 17,08 тонны, при допустимой (с учетом погрешности измерения весов) 16,32 тонны. Таким образом, превышение допустимой нагрузки на ось составило 0,76 тонны или 4,65%.
Согласно транспортной накладной 14 сентября 2017 года №5, объяснениям ФИО4, юридическое лицо - ПАО «Новороссийский морской торговый порт» 14 сентября 2017 года осуществило погрузку груза в транспортное средство «Вольво» г.р.з. <...>, сцепленного с полуприцепом марки «КРОНЕ» г.р.з. <...>, за, что привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя без изменения постановление должностного лица Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, судья районного суда пришел к выводу, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» нарушило требования: части 12 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; пункта 15 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Судья вышестоящего суда не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судьей вышестоящего суда установлено, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» является оператором морского терминала, деятельность которого регламентирована специальной нормой права Федеральным законом от 08.11.2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
ПАО «Новороссийский морской торговый порт» в соответствии с положениями договора <...> 29.12.2014 года, заключенного с АО «ЗИМ Раша», приняло на себя обязательство по оказанию услуг по перевалке импортных/экспортных контейнеров с грузом и порожних контейнеров, услуг по их хранению на территории контейнерного терминала (пункт 2.2 Договора).
При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары (груз, расположенный в контейнере) находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы (статья 96 Таможенный кодекс Таможенного союза).
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения (статья 171 Таможенного кодекса Таможенного союза).
ПАО «Новороссийский морской торговый порт» в соответствии с требованиями действующего законодательства не наделен правами в отношении груза, находящегося на временном хранении и не праве им распоряжаться.
Контейнеры, прибывающие в ПАО «Новороссийский морской торговый порт» опломбированы, в связи с чем, в пункте 3.7 Договора стороны согласовали, что приемка контейнеров производится по внешнему осмотру с проверкой исправности контейнеров и пломб, соответствия оттисков пломб грузовым документам.
Передача контейнера производится оператором морского терминала (ПАО «Новороссийский морской торговый порт») по наружному осмотру контейнера, с проверкой его номера, целостности запорно-пломбировочных устройств, четкости контрольных знаков на запорно-пломбировочных устройствах и соответствие его данным перевозочным документам, по которым груз поступил в морской порт, исправности технического и коммерческого состояния контейнера.
Таким образом, ПАО «Новороссийский морской торговый порт», в связи со спецификой правоотношений, лишено возможности произвести распределение груза внутри контейнера, то есть соблюсти приведенные выше требования Федерального закона от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Кроме того, как следует из объяснений от 15.09.2017 года водителя ФИО4 данных им непосредственно после выявления превышения допустимой нагрузки на ось транспортного средства, превышения общей допустимой массы транспортного средства не имеется. При прохождении весового контроля в г.Новороссийске нарушения допустимой нагрузки на ось транспортного средства выявлено не было.
Аналогичные объяснения водителем ФИО4 были даны при составлении Акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 15 сентября 2017 года №342.
Указанные водителем ФИО4 обстоятельства дают судье основания полагать, что смещение груза в контейнере произошло по пути следования между г.Новороссийском и 1085 км а/м «Дон» (СПВК-1 ФИО3), что исключает наличие вины в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт».
При этом, согласно пункту 8 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Согласно транспортной накладной 14 сентября 2017 года №5, представленной в материалы дела следует, что грузоотправителем в данном случае являлось ООО «РУСКОН», а не ПАО «Новороссийский морской торговый порт».
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела не установлена вина ПАО «Новороссийский морской торговый порт» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, поскольку в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт» не имеется вины, отсутствует и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе вправе вынести решение, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
С учетом изложенного, постановление должностного лица государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 ноября 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска от 20 декабря 2017 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции,
решил:
постановление государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 <...> от 13 ноября 2017 года о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 20 декабря 2017 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: